"Следующая за Украиной остановка России – это Прибалтика…"
Эти слова принадлежат Михаилу Ходорковскому, беглому олигарху со скверной репутацией, не нашедшему лучшего способа отблагодарить Запад за гостеприимство, как заняться антироссийской агитацией (в связи с чем вспоминается библейская притча о тридцати сребрениках). Можно бы плюнуть на этого перебежчика в чужой лагерь (Немцов, Каспаров, Надеждин – да мало ли их на просторах матушки – России!?), однако злободневность переводит тему из разряда чисто академических в оперативно-прикладную. Подробности – в материале специального корреспондента Накануне.RU в Прибалтике.
Задаваться вопросом, насколько прав этот сводящий счеты с бывшей родиной "невинно" пострадавший агнец божий, решивший нарастить свой политический (может, и не только?) капитал на ниве грязного оракулства, наверное, было бы равнозначно ломиться в открытые ворота, но то огромное внимание, которое придают балтийские "сестры" этому высосанному из пальца предсказанию, заставляет нас поступить – нет – нет, не так, как доведенные до отчаяния убийствами и погромами со стороны киевских узурпаторов донецкие шахтеры, которые едва не надавали по шее "уважаемому" посланнику мира Ходору, явившемуся учить "сепаратистов и террористов" уму – разуму – иначе, и к мерам физического воздействия не прибегать. Итак, следующая остановка России - где она? Не стоит доказывать очевидное и не раз заявленное с высоких кремлевских трибун: Россия не намерена ни нападать, ни оккупировать страны Балтии, и не только потому, что они не представляют никакого стратегического интереса, а потому, что мир, стабильность, развитие – суть российской политики. А вот истерия, поднятая на Западе по поводу "следующей остановки" страшного "восточного медведя", раскручивается неслучайно, она имеет под собой крепкое основание, суть ее – еще крепче затянуть узел на шее российской государственности.
О накале страстей говорят заголовки новостей. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс: на востоке Украины мятеж, инспирированный и поддерживаемый Россией, а потому здесь начинаются военные учения "Черная стрела" с участием американских "красных беретов" (десантников). Глава внешнеполитического ведомства Эстонии Урмас Паэт: цель референдума на Донбассе – отделение от Украины, российская провокация, и ответом будут начавшиеся военные игрища под кодовым названием "Весенний шторм" также в комплекте с американскими рейнджерами, для чего на базу Эмари прибыли бомбардировщики и транспортники. То же самое можно сказать и о Латвии, где тоже с удобствами разместилась рота голубей мира дяди Сэма. Как же без помощи Америки, ведь в каждой нашелся свой Крым, в каждой есть регионы с преобладающим иноязычным населением. Как выяснилось, в Литве, кроме хорошо известной Виленщины, около пяти веков развивающейся как польский край и из-за которого между бывшими членами одной Речи Посполитой пробежала большая черная кошка, есть еще и Клайпеда (Мемель) с округой, ранее входившие в состав Восточной Пруссии. Любопытно, что недавно в интернете появилось составленное на русском языке требование к властям передать Мемельский край России, получившее отзвук даже в Сейме. Однако инициатива не имела большого продолжения, и аналитики сошлись на том, что это была провокация спецслужб, скорее всего литовских - уж до того топорная, неуклюжая, выдающая дилетанта, и не только своей неправильной русской лексикой. В Эстонии по разряду потенциального "Крыма" проходят северо-восточные волости, граничащие с Ленинградской областью и еще десять веков назад заселенные русичами. И хотя они живут на своей земле, все равно считаются "пятой" колонной, склонной, как и дончане, к сепаратизму. Доходит до абсурда: Нильс Нийтра, ведущий публицист газеты Postimees, известной своей близостью к власти, излил душу в очередном нетленном опусе. Он обратился к русским: "Если вы хотите, чтобы мы вас уважали, не поддерживайте Путина..." В коротеньком предложении - весь код национальной политики правящих, практически запрет на свое мнение и на свободу его выражения, и вряд ли стоит подобным "поборникам демократии" доказывать, что именно с уважения начинается национальный диалог. Продолжил тему Русский альянс, который высказывает возмущение тем дискриминационным положением, когда около ста тысяч русскоязычных неграждан лишены права выбирать и быть избранными в парламенты всех уровней, тогда как, что касается Европарламента (выборы в него пройдут 25 мая), квоту здесь дают в расчете на все население.
Будируя тему неминуемой российской агрессии, власти прибалтийских республик рассчитывают наварить на этом чистый капитал, без него им просто не выжить. Положение в экономике далеко от блестящих прогнозов, выданных экспертами еще год назад: объемы перевалки грузов в Клайпедском порту в первом квартале упали более чем на 2%, Achema, крупнейший поставщик минеральных удобрений на мировой рынок и ведущий налогоплательщик Литвы, останавливает едва ли не половину производственных мощностей из-за неблагоприятной конъюнктуры, экономика Эстонии за первый квартал упала на 2%. Конечно же, это следствие санкций, бездумно инициированных Вашингтоном и Брюсселем, но не только, авторство значительной доли проблем принадлежит собственным "кормчим". Ну, разве это умно – рубить восточный сук, на котором сидит добрая половина местной экономики, разве мудро постоянно лить на главного партнера ушаты грязи? Надо падать ему в ножки за то, что не следует дурному примеру Америки и Евросоюза, не берет Прибалтику в ежовые рукавицы решительных санкций и ограничений. Хотя, по мнению многих экспертов, в том числе и на Западе, она этого давно заслужила.
Украинский кризис заставил посмотреть на проблемы развития "балтийских сестер" другими глазами и с разных, до сей поры плохо просматриваемых сторон. Здесь вдруг открыли, что необходимо разговаривать с нацменами, они же "оккупанты и их наследники". В условиях тотального запрета российского политического телевидения подняли вопрос (идею, а если хотите, распоряжение дал, можно догадываться, помощник госсекретаря США Том Малиновски, навестивший на минувшей неделе Вильнюс и призвавший противопоставить восточной пропаганде... правду!) о создании специального, единого на всю Прибалтику телеканала на русском языке, должного, по задумке организаторов, дать достойную замену пищи для ума. На зарубежные деньги задумка может быть реализована, но равноценной заменой она вряд ли станет, в этом сомневается большинство наблюдателей. Ведь все очень просто: чтобы достучаться до сердец русскоязычных, нужно отказаться от воинствующей русофобии, от антироссийской истерии, вспомнить о том уважении, которое декларирует апологет эстонской президентуры Нийтра. Иначе есть риск повторения украинского опыта: созданный одним далеко не бедным человеком телеканал "100" и анонсированный как объективный и беспристрастный "орган народного контроля" постепенно скатился до уровня дешевого рупора киевской камарильи, где живому слову "пророссийских диверсантов" приходится непросто и где доминируют официальные установки. Вот и сейчас он пытается доказать, что референдум о статусе Донбасса "под дулами автоматов" недействителен, а вот выборы президента - легитимны. А вот аналогичный пример из прибалтийской реальности: ничем иным, как лакировкой неприглядной действительности, декорацией толерантности и диалога с нетитульными русскоязычная диаспора считает назначение видного деятеля социал-демократов Евгения Осиновского министром образования Эстонии. Почему? Да потому, что он пытается подштукатурить фасад государства, официально проводящего политику апартеида, выступая за облегчение языкового экзамена, он все равно стоит на базовом принципе насильственной ассимиляции нетитульных, за национальную школу. Разве этого хотят десятки тысяч "негров" и другие нацмены?