28 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBTu3a
Ремонтные услуги: http://remont.youdo.com/tile/road-tiles/tag/bordyuri/, перейти >>
Юду: http://remont.youdo.com/decorator/gypsumplasterboard/, смотреть варианты >>
Тут http://remont.youdo.com/building/reconstruction/, подробности по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Дмитрий Лекух: Чтобы фанатские движения не "захватили" ультраправые, они должны быть хорошо организованы

По мнению писателя и знатока российского футбола Дмитрия Лекуха, хорошая организованность футбольных фанатов страхует от появления на российских стадионах своего "Правого сектора". "Украинские фанаты были слабы и неорганизованны и поэтому это движение подогнали под себя ультраправые. Движение должно уметь сопротивляться. У организованных сообществ сопротивляться получается лучше, и Россия тому пример. А если все слабо и аморфно, то хватит и того, чтобы воспитанники каких-то лесных лагерей, по сути боевики, одели шарфики и повели остальных за собой", - делится он в интервью корреспонденту Накануне.RU.

Вопрос: Фанатское движение на Украине сыграло или якобы сыграло, тут смотря кому верить, заметную роль в драматичных событиях. Фактически, если опять же верить украинской прессе, футбольные фанаты очень активно поддержали хунту, а возможно даже и участвовали в убийстве в Доме профсоюзов. При этом до всех этих событий украинских никто ничего и не слышал об украинских ультрас. Что такое сейчас футбольные фанаты на Украине?

Дмитрий Лекух: То, что происходит на Украине, скорее нетипично, чем типично. Англичане, например, любят повторять:"пока у нас есть футбол, у нас не будет революции". Футбол  - это способ дать выход агрессивной энергетике. Поэтому, действительно, если бы на Украине был околофутбол, может быть было бы и полегче, но на Украине нет футбольного хулиганства или футбольного фанатизма, тут как угодно, в понятном нам виде. Это, кстати, странно, ведь Украина лежит между двумя славянскими странами с развитой околофутбольной субкультурой: Россия и Польша. Польша вообще сейчас номер один в Европе, что поляки доказали уже не раз. Они утерли нос даже англичанам. На Украине же движение слишком слабо и разрозненно. Субкультурой этой никто в стране не интересовался.

|Фото:

Вопрос: Не интересовался, пока не взошла звезда олигарха Коломойского?

Дмитрий Лекух: Несколько сотен молодчиков из "Правого сектора", которые приезжают в Одессу, могут называть себя хоть кем. Особенно это пикантно выглядит, если держать в уме, что господин Коломойский владеет клубом "Днепр". Все эти совместные шествия и все остальное – ничего не означают в плане околофутбола. Может быть, кстати, беда украинского околофутбола в том, что он был разрознен, никому не интересен и ничего из себя не представлял, будучи беспорядочным сборищем очкариков, начитавшихся книжек и соцсетей. Еще раз повторю, что своего околофутбола на Украине не было.

Вопрос: С Вами бы не согласились фанаты "Динамо" (Киев) или "Черноморца", или того же "Днепра", "Шахтера".

Дмитрий Лекух: Если я хожу два раза в год в малый зал консерватории, это не значит, что я фанат классической музыки, я просто иногда могу ее послушать. Фанатом может назвать себя кто угодно, ведь книга учета всех футбольных фанатов не ведется. На Украине есть действительно ребята с трибун, но они не задают тон в созданных боевых отрядах. Чтобы было понятно, до этих событий на Украине наши парни не считали их соперниками вообще. Парни из нашей второй лиги гоняли фанатов "Динамо" (Киев) по белгородским лесам, тех самых, которые были потом на Майдане.

Существует негласная хулиганская карта Европы. Все всех знают, все со всеми общаются. У наших футбольных клубов есть клубы-побратимы в странах Восточной Европы. Общение идет между нами, англичанами, сербами и многими другими. Так вот Украина, конечно, также была представлена на этом межнациональном хулиганском форуме, но на уровне, мягко говоря, второй лиги.

Вопрос: Может и украинские поджигатели – фанаты не определенного клуба, а Украины, ее сборной, например.

Дмитрий Лекух: В фанатской среде существует понятие клубный патриотизм, а существует понятие патриотизм своей страны - патриотизм сборной. В последнем случае люди отождествляют себя на какое-то время со своей страной, поэтому какая страна, такие и фанаты. Однако есть некий табель о рангах среди фанатов, где распределены места, кто сильнее, кто слабее. Так вот Украина там была не представлена никак.

Вопрос: А как выстраивается этот табель? По количеству избитых недругов?

Дмитрий Лекух: Естественно там по всей совокупности. Обычное измерение детородных органов для повышения самооценки - это и есть суть процесса боления. Мы мол, лучше одеваемся, у нас круче кричалки, мы круче играем, у нас круче перфоманс, а наши хлопцы могут разбить голову кому угодно. Борьба фирм - это конкурентное соперничество, которое может принимать как легальные, так и нелегальные формы, ничего тут особенного нет.

Вопрос: В чем же тогда секрет появления украинских фанатов в политике, если они так неорганизованы и слабы?

Дмитрий Лекух: А в том и секрет, что они были слабы и неорганизованны и поэтому это движение подогнали под себя ультраправые. Движение должно уметь сопротивляться. У организованных сообществ сопротивляться получается лучше и Россия тому пример. А если все слабо и аморфно, то хватит и того, чтобы воспитанники каких-то лесных лагерей, по сути боевики, одели шарфики и повели остальных за собой.

дмитро  ярош, правый сектор, майдан|Фото:radiosvoboda.org

Вопрос: Вы обмолвились, что гоняли украинских фанатов по лесам их коллеги из России. Российские фанаты встречались, получается, с украинскими и даже конфликтовали?

Дмитрий Лекух: Ну а что тут такого? Если человек дерется, то вовсе не значит, что он дерется за политическую идею. Ну бьют друг другу морды, а почему бы и нет. Мальчишкам вообще свойственно драться. Мне так кажется, по-человечески, что это вообще ненормально, если молодые мальчишки не дерутся, это не мальчишка тогда, а Бог знает кто. И тут необязательно связывать драки с футболом. Бывает и просто дворовая драка.

В той же Польше, кстати, события у российского посольства действительно были инициированы представителями фанатского движения.

|Фото:

Справка10 ноября 2013 года польские хулиганы напали на российское посольство в Варшаве. Нападение стало результатом марша националистов в честь Дня независимости Польши. В ходе нападения они забросали файерами, мусором и другими предметами территорию российского посольства. Они также подожгли будку охраны, где в тот момент никого не было. В результате беспорядков несколько десятков человек получили ранения, 72 человека были задержаны.

Но это была не конкретная "марка", а выходцы из многих клубов, которые создали свое политическую силу - ультрарадикальную партию. Они выходили к посольству не как фанаты, а как представители этой партии.

Ряженые есть везде. Как есть ряженые казаки, так и есть ряженые фанаты.

Вопрос: Однако то, что происходит на Украине, уже не шутки и не дворовые драки мальчишек. Людей сжигают заживо, пытают. Нужно ли в России опасаться подобных сценариев, тем более, что Вы же сами говорите, что наш околофутбол гораздо лучше развит, чем на Украине?

Дмитрий Лекух: Как я уже говорил, есть английская поговорка: "Пока у нас есть футбол, у нас не будет революции". Сам по себе футбол не является политической штукой. На трибунах представлены все: от дворников до академиков. Это срез улицы и трибуны живут тем же, чем живет и улица. Да, это самостоятельная субкультура, но это не социальная группа, имеющая свои политические задачи, которые нужно решать в политической борьбе. При этом, конкретный фанат, конечно, может иметь свои политические взгляды.

Одесса, беспорядки|Фото:

Еще раз хочу донести свою мысль. Когда фанатское движение организовано и структурировано, в целом оно ведет себя мудрее и грамотнее. Я напомню, что когда в Москве происходили события на Болотной и Поклонной, то в фанатской среде было четко сформулирована негласная договоренность, что отдельный человек имеет право идти куда хочет, на Болотную или Поклонную, но он не имеет права называть себя там фанатом и говорить, что представляет движение. Когда же фанаты выступали, то они выступали, кстати, организованно и по гражданским поводам, например, акция на Манежной площади, это было вызвано конкретным событием. Акция проходила под лозунгом: "Нас нельзя убивать, тем более безнаказанно". Точно так же спартаковцы выходили протестовать против бомбежек Сербии. Эти акции скорее связаны с инстинктом самосохранения ребят, чем с политикой.

Чем четче структура движения, тем понятнее, куда оно развивается и как с ним вести диалог.

Конечно, есть пример итальянских ультрас, где у многих марок есть четкая политическая позиция, правая или левая. Дерби "Рома" и "Лацио", левые против правых – известно во всем мире. Но опять же это сугубо итальянская история, которая у нас не прижилась. Нам ближе оказалась английская модель, когда нет политических предпочтений у клубов. У марок "Зенита", "Спартака" или "ЦСКА" нет политической платформы. И, мне кажется, что это хорошо. А еще лучше, что наше футбольное сообщество понимает, что нам революция не нужна.

Вопрос: Сейчас не нужна, а заплатят и выдадут оружие и станет нужна. Разве не так?

Дмитрий Лекух: Фанаты как субкультура в этом смысле любопытны. С одной стороны они существа хорошо организованные, а с другой стороны строем не ходят. Они движение не политическое, а гражданское, поэтому если в стране есть предпосылки для гражданских беспорядков, то можно не сомневаться, что фанаты окажутся внутри них, как недавно в Бирюлево. Но в России поводов для гражданских беспорядков я пока не вижу.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

С другой стороны, когда говорят, что можно купить фанатов и отправить решать вопросы. Кстати, не только на уровне политиков их пытались использовать в России, но и на уровне криминальных структур. Как выяснилось, несмотря на то, что фанаты блестяще организованны, харизматичны, мобильны, купить их не так просто. Есть ведь такие фанаты, которые и сами кого угодно купят.

Вопрос: Но ведь аналогии сами напрашиваются, не будете же Вы отрицать, что наши футбольные фанаты – "правые".

Дмитрий Лекух: Фанатская среда всегда "правая", потому что улица всегда "правая", ведь улица всегда строится на неприятии чужака. Но надо понимать этих ребят, просто если для московского интеллигента в кавычках дом заканчивается дверью в подъезд, то для московских парней на улице понятие дома гораздо шире, оно выходит за дверь и продолжается на его улице. Двор - это продолжение твоего дома. На улице есть определенные правила. Одно из них - нетерпимость к чужакам, чтобы стать "своим", надо доказать свое право им считаться. Так было и у нас еще при СССР, так было и в Англии, где становился околофутбол.

Поэтому и провокации в среде российских фанатов не проходят. Вспомните, после Майдана был вброс по фанатским сайтам и группам от "Правого сектора", мы, дескать, пойдем сейчас чуть ли не на Ростов, а вы, русские националисты, давайте, поддержите нас. Кого-то удалось на время смутить, но прошло время, и люди разобрались. Потом даже устроили на одном из хоккейных матчей песнопения во славу героям, но это были "левые" люди, те самые чужаки на улице российского фанатского движения, поэтому и раскачать не удалось, и поддержки не было. Люди в движении все друг друга знают и прийти со стороны и объявить себя фанатом, как это произошло на Украине, уже не получится. От этого опять же спасает хорошая организация и уровень развития, на котором находится российский околофутбол.

Вопрос: А насколько сейчас националисты популярны в фанатской среде, например, идеи нацдемов, предводителей "Русского марша": Крылова, Просвирина, Демушкина?

русский марш, Новосибирск|Фото: Накануне.RU

Дмитрий Лекух: Они там не прижились. Их сочли клоунами. Был один момент, когда "правые" политики еще до первой ходки Тесака имели влияние на определенные фанатские структуры, потом это сошло на нет практически. А нацдемы в фанатской среде считались клоунами с самого начала. За парнями стоит мощное гражданское движение, а за нацдемами не стоит никто, а в фанатском мире, как в любом мужском, уважается сила.

Вопрос: Получается, можно не беспокоиться о том, что российские ультрас могут стать угрозой?

Дмитрий Лекух: Беспокоиться о таких вещах нужно. Если у вас не болит голова, это не означает, что она никогда не заболит. Безусловно фанаты могут представлять собой грозную силу и работать с ними надо. Но работа должна вестись не столько с конкретными людьми и конкретными группировками, хотя и такую работу никто не отменяет, но должна быть и работа идеологическая. Которая, впрочем, ведется и делается правильно. Посмотрите рейтинги Путина, он на пике популярности, это значит, что и в футбольном сообществе уровень поддержки в тех же пропорциях, потому что фанаты часть гражданского общества.

Эффективнее работы спецслужб - взаимное уважение. Не просто так же Путин ездил на могилу Егора Свиридова (спартаковский болельщик, убийство которого в декабре 2010 года стало поводом к выступлению фанатов и националистов на Манежной площади, - прим. Накануне.RU). Как работают с гражданским обществом, так надо работать и с фанатами. И нельзя говорить глупостей, пусть там и не девочки-одуванчики собираются, но все равно за речью надо следить.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС