"Сравнивать ситуацию в Абхазии с "цветной революцией" неправильно и даже опасно"
Спустя шесть дней после того, как абхазская оппозиция объявила о том, что берет власть в свои руки, МИД РФ заявил о полной готовности сотрудничать с новым руководством Абхазии. Такое поведение со стороны России, казалось бы, выглядит довольно странным, особенно на фоне украинских событий. Однако тем, кто давно изучает политические процессы в Абхазии, это вовсе не кажется удивительным, уверен эксперт в области внешней и внутренней политики, обороны и безопасности писатель Григорий Трофимчук. О том, что на самом деле произошло в Абхазии, а также о роли в этом России и Запада, он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Григорий Павлович, на Ваш взгляд, почему Россия так легко приняла госпереворот в Абхазии? Ведь и недели не прошло, как РФ изъявила желание сотрудничать с новой властью…
Григорий Трофимчук: Это не переворот, а обычная ситуация в Абхазии. Там за счет народных сходов время от времени политическая ситуация приводится в нужный вид, в котором должна быть, по мнению политических сил в Абхазии. Проблема в том, что это произошло на фоне разгорающейся войны на Украине, и обстановка в Абхазии стала выглядеть совсем по-другому. Пресловутый Запад не имел никакого влияния и не имеет до сих пор на ситуацию в Абхазии, поэтому было бы неправильно и опасно в какой-то степени привязывать происходящее в Абхазии к общим процессам, которые происходят в мире в последнее время, тем более к "цветным революциям", "арабским веснам" и т.д. Проблема гораздо прозаичнее - у граждан Абхазии просто нет тех денег, на которые они рассчитывали, более того, имеется информация, что даже те выплаты, которые были со стороны РФ, снизились. Это связано с тем, что у России возникают определенные финансовые вопросы в связи с ситуацией на Украине и экономическими санкциями. Поэтому имиджу России нанесен серьезный вред именно этими событиями в Абхазии.
Эксперты, которые занимаются Абхазией, были в курсе, что там, поэтому России необходимо было заранее погасить эту ситуацию и сделать так, чтобы она не выходила на мировой информационный уровень. А когда она вышла на этот уровень, стало сразу неважно, кто будет избран президентом Абхазии, на первый план вышло только одно - когда и в каких формах постарается встроиться Запад и США. Не исключено, что и приободрились некоторые страны Южного Кавказа, в частности, Грузия и Азербайджан, потому что впервые с 2008 года, с войны в Южной Осетии, ситуация стала каким-то образом меняться. Но пока еще непонятно, в какую сторону, и здесь России надо очень внимательно наблюдать за этими событиями. Необходимо, не дожидаясь обострения, выборов президента Абхазии, просто погасить ситуацию деньгами, обеспечить выплаты пенсий, зарплат бюджетникам и т.д.
Вопрос: Получается, что разговоры о том, что абхазская оппозиция получает деньги из США и Турции только слухи?
Григорий Трофимчук: На фоне этого обострения в Абхазии некоторые политические силы теперь могут получить более пристальное внимание со стороны западных структур, потому что эта ситуация пошатнула ту стабильность, которая была в Абхазии. Не следует забывать также о том, что Абхазия не внутренняя республика РФ, а суверенное, самостоятельное государство, и здесь Запад может действовать не только через финансовую помощь каким-то оппозиционным партиям, но и тестовым методом признания той или иной страной Запада суверенитета Абхазии,и тогда ситуация поменяется полностью.
Вопрос: На Ваш взгляд, как дальше будут развиваться события?
Григорий Трофимчук: Сейчас главное для России - стабилизировать обстановку, потому что, если этого сделано не будет, ситуация начнет развиваться в негативном ключе. Я не исключаю того, что напряжение в Абхазии отразится, может быть, не напрямую, на поведении аналогичных оппозиционных сил внутри республик, которые находятся в самой РФ. Поэтому главное – стабилизация обстановки, обо всем остальном думать пока преждевременно.
Вопрос: А велика ли в этом во всем роль помощника президента РФ по связям с Абхазией и Южной Осетией Владислава Суркова?
Григорий Трофимчук: Все всегда гораздо проще, здесь нет никаких тайн. Просто Владислав Сурков до сих пор считается внутрироссийской властью специалистом по урегулированию подобных вопросов. Здесь нет никакой активности среди российских либералов и демократов, просто он, как специалист, был направлен туда. Возможно, ему даже в какой-то степени удалось погасить ситуацию, потому что мы видим, что уличной радикализации событий не произошло.
Вопрос: Как Вы считаете, как сложится судьба уже бывшего президента Абхазии Александра Анкваба?
Григорий Трофимчук: Анкваб на выборы не пойдет, это однозначно. Если бы у него были какие-то креативные советники, они могли дать ему хороший совет, чтобы в рамках своей отставной речи он обратился к следующему, неважно какому, президенту Абхазии. Напомнил бы о том, что сам он даже и трех лет не пробыл на посту президента республики, а также обозначил бы ему в доброжелательном тоне какой-то более короткий срок, например, к 1 января 2015 года отстроить на берегу Абхазии небоскребы, построить новые фабрики и организовать десятки тысяч новых рабочих мест. То есть, если сам Анкваб, по мнению оппозиции, в том числе и той, которая заявила о том, чтобы будет сотрудничать с западными структурами, не смог этого сделать, значит, он виноват в случившемся. Анкваб не обратился с речью к будущему президенту, поэтому, к сожалению, он таким образом частично признал свою вину, которой с его стороны не было в данном случае, потому что он не мог в полной мере управлять ситуацией, и это было для всех очевидно. Тем не менее, он взял почему-то вину на себя.