Прочь от войны
Уже две недели в Севастополь прибывают беженцы с юго-востока Украины. Уже две недели жители города собирают для них гуманитарную помощь и помогают с расселением. Всего две недели понадобилось севастопольцам для кардинальной смены отношения к постоянно прибывающим людям. Желание поделиться последним плавно стало переходить в недоумение по поводу "а делиться последним нужно будет всегда?" Почему так происходит? Почему все чаще стали появляться вопросы на тему: "А не перестарались ли мы со своей помощью?". Подробности - в материале Накануне.RU.
Добро пожаловать!..
Первые беженцы заселялись в 3-й интернат и к местным жителям, гостеприимно распахнувшим свои двери для тех, кто воочию увидел ужасы войны. Гуманитарная помощь стала поступать сразу после того, как в сети появилась информация о ее необходимости. Сбор вещей и продуктов был организован на севастопольском форуме, в городе появились объявления с просьбой помочь беженцам.
Сразу позаботились о необходимой медицинской помощи. Согласно документу о "Порядке осмотра и распределения беженцев из Луганской и Донецкой областей Украины" всех прибывших осматривают врачи: детей – педиатры, взрослых – терапевты. В первую очередь осматривают на наличие педикулеза и кожных заболеваний. Системный осмотр проводится 21 день с момента прибытия. При необходимости оказывается бесплатная медицинская помощь. Городские больницы выделили необходимые медикаменты для оказания первой помощи, например, 3-й интернат получил их от 3-й горбольницы. Медики следят и за санитарным состоянием пищеблока.
Твердо зная, что людям для пропитания нужна не только "рыба", но и удочки, севастопольцы стали помогать с поиском работы. В местах расселения беженцев – доски объявлений с регулярно обновляемой информацией, создана специальная группа "ВКонтакте".
Поступили предложения об организации досуга для детей: экскурсии по городу, билеты на представления…
С миру по нитке - беженцу полный пансион?
Прошло совсем немного времени и стали появляться первые сообщения на тему: "А вам не кажется, что вся помощь воспринимается, как само собой разумеющееся и мы остаемся еще должны? Причем долги наши все возрастают?"
Поводом для таких сообщений стало поведение отдельных беженцев. Их недовольство качеством привозимой помощи, нежелание самостоятельно обслуживать себя даже в элементарном плане: уборка за собой, нежелание искать работу, требования о предоставлении лучшего жилья и т.п.
Возмутили местных жителей и обвинения в том, что все началось из-за севастопольцев. Мол, не надо было начинать бучу, и жили бы сейчас спокойно.
Вот один из классических примеров такого поведения. У одного из местных жителей поселилась семья их трех человек, глава которой, Юрий, рассказывает: "Я инженер. Спокойно работал, обеспечивал семью, мне не нужно ничего из того, что сейчас происходит. Самое важное – это чтобы не было войны. Почему сейчас некоторые считают, что я должен за кого-то там сражаться, если мне глубоко индифферентна вообще вся эта политика? Я считаю, что теперь именно здесь, в городе, с которого все началось, моей семье должны предоставить жилье и работу по специальности взамен того, что я потерял из-за вас".
Юрий не одинок в такой позиции. Все чаще звучат претензии к жителям нашего города: "Вы должны, вы обязаны, нам надо…". Все больше растет недовольство горожан.
Проблема не надумана и о ней уже заговорили "наверху". И.о. главы республики Сергей Аксенов заявил, что под видом беженцев в Крым приезжают простые граждане Украины, чтобы отдохнуть у моря, не тратясь при этом на жилье и питание. Есть и более существенная опасность – назваться беженцами могут экстремисты. Поэтому теперь к приему беженцев стали относиться намного серьезнее: проводится тщательная проверка документов, снимаются отпечатки пальцев и все прибывшие ставятся на учет.
Языком статистики
Эмоции зашкаливают. Бочку меда испортить очень легко, достаточно самой малости. Негативные, обидные высказывания вновь прибывших запоминаются надолго и начинает казаться, что слишком уж много неблагодарных, постоянно требующих внимания и ресурсов людей. Не просто много, а подавляющее большинство. Возникает закономерный вопрос о том, нужна ли вообще в таком случае помощь? Ведь сейчас, в переходный период, севастопольцам и самим приходится очень сложно.
В таком случае всегда лучше обратиться к сухому языку статистики. С этой целью был проведен мини-опрос среди беженцев, приехавших в наш город. За 3 дня опрошено 100 человек, опрашивались только взрослые. Задавались вопросы: планируете ли вы работать во время пребывания в Севастополе? Считаете ли вы достаточной оказываемую помощь? Планируете ли вы оставаться в Севастополе?
В результате оказалось, что работать хотят 68 % человек, помощь достаточной считают 88 %, в Севастополе хотят остаться 18 %. А теперь разбавим статистику эмоциями: почти половина тех, кто считает ее достаточной, при этом вопросе прослезились и сказали, что даже не рассчитывали на такой объем. Сбивчиво выражали свою благодарность и говорили о переполнявших эмоциях.
При опросе учитывался возраст и получилась тоже довольно интересная картина. Из людей старше 45 лет ни один не выразил желания остаться жить в Севастополе навсегда. Они стремятся как можно быстрее вернуться в свои, пусть и разрушенные, дома. Сюда чаще всего приезжают только для того, чтобы спасти внуков. Те 18 % желающих остаться в солнечном крымском городе – молодые люди, в основном до 30 лет. Им легче приспособиться к новым условиям, легче увидеть какие-то перспективы. Эти цифры не отражают в полной мере ситуацию, однако достаточно наглядны.
Может, не все так плохо? Далеко не все едут сюда просто на курорт? Наша помощь не оказалась лишней, делиться "последним до последнего" не придется – большинство из беженцев не хотят "сидеть на шее". А для оставшихся процентов, не вписывающихся в, так сказать, "положительную" статистику, будем применять знаменитый завет Козьмы Пруткова: "Бди!"
Борис Рожин специально для Накануне.RU