В Ираке вновь разжигают ближневосточный пожар. Подпалит и Россию
После нескольких лет относительного затишья в Ираке с новой силой вспыхнули боевые действия. Представители группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), считающегося одним из бывших подразделений "Аль-Каиды", начали стремительное наступление с северной части Ирака, захватывают города и приближаются к столице. Регулярная армия Ирака отступает, и бои суннитских радикалов и шиитского ополчения и армии скоро могут перекинуться в Багдад. Это будет означать изменение ситуации во всем регионе – осложнение положения в Сирии, дополнительные риски для Ирана и фактический распад Ирака на несколько частей.
На севере Ирака продолжается стремительное наступление суннитских радикалов, которые контролируют уже практически весь "суннитский треугольник" – часть Ирака, преимущественно заселенную суннитами, а также часть Курдистана. Курды наступление сумели нейтрализовать, а регулярные войска во многих городах продолжают терпеть поражения – каждый день сообщается о том, что под контроль суннитов переходит ряд населенных пунктов. Под контролем боевиков находятся обширные территории и весьма крупные города, такие как миллионный Мосул и Фалуджа, от которой до Багдада чуть более 50 км. Кроме того, в руки повстанцев переходят и промышленные объекты, в частности, сегодня стало известно о том, что правительственные войска потеряли контроль над крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом страны в городе Байджи.
Российский МИД уже выразил официальное отношение к событиям в Ираке и призвал мировое сообщество отказаться от двойных стандартов и консолидированно бороться с терроризмом на Ближнем Востоке.
"В руки экстремистов попало значительное количество вооружений и военной техники. Бандиты открыли тюрьмы, выпустив на свободу сотни заключенных, включая осужденных за террористическую деятельность. Есть сведения о попытках террористов еще больше расширить зону своего контроля на территории Ирака. В Москве решительно осуждают эти бесчеловечные и преступные деяния. Поддерживаем Правительство и политические силы Ирака в их противодействии боевикам всеми имеющимися средствами", – говорится в заявлении ведомства.
Отметим, что эскалация конфликта в Ираке может серьезно отразиться и на российской экономике. "Лукойл" и "Газпром нефть" являются операторами по разработке крупных месторождений в Ираке. Помимо этого, между Ираком и Россией традиционно активно развивалось военно-техническое сотрудничество. В частности, в прошлом году была озвучена информация о многомиллиардном контракте на поставку в Ирак российских систем ПВО и боевых вертолетов.
По мнению экспертов, события в Ираке – не внутренний конфликт. Он напрямую связан с войной в Сирии, которая ведется уже третий год. Неслучайно боевики взяли под контроль и продолжают удерживать ряд пропускных пунктов и значительную часть границы с Сирией. Вероятно, в качестве основной ударной силы используются те, кто прошел серьезную подготовку в борьбе против регулярной сирийской армии.
Эксперт по Ближнему Востоку Гейдар Джемаль в своем блоге говорит о том, что атака суннитов под прикрытием радикалов – часть плана США по эскалации напряженности в регионе. План заключается в том, чтобы вынудить Иран ввести войска для защиты единоверцев- шиитов, к которым относится большая часть нынешних руководителей страны, включая премьер-министра Нури аль Малики. Именно с этим было связано некоторое потепление отношений США с Ираном, которые готовы дать исламской республике шанс реализовать свой статус региональной сверхдержавы. Отчасти это уже происходит – по разным данным, на территории Ирака действует от двух до трех батальонов Корпуса стражей иранской революции. Это неизбежно вынудит реагировать суннитскую Саудовскую Аравию и сформирует новую линию напряженности на Ближнем Востоке. В глобальном плане это должен быть один из фронтов грядущей мировой войны, один из которых должен быть на Ближнем Востоке, другой в Европе, и для реализации плана пестуется конфликт на Украине. Также должен возникнуть Тихоокеанский фронт, где в ближайшее время тоже может возникнуть такая точка напряженности.
Сирийский кризис и сближение Ирака с Ираном стали основными причинами разгорания Иракского пожара. Если правительству страны не будет оказана помощь, то суннитам по силам подчинить всю территорию страны, что будет означать фактический территориальный раскол государства. Таким мнением с Накануне.RU поделился первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков.
Вопрос: Расскажите, что происходит в Ираке в последние недели, что стало причиной, катализатором таких крупных событий?
Константин Сивков: Есть два фактора для эскалации событий. Во-первых, это то, что Нури аль-Малики стал все больше ориентироваться на Иран и дружить с ним, что мешает Соединенным Штатам Америки. Во-вторых, боевики в Сирии терпят поражение, поэтому, они переориентируются на Ирак для того, чтобы блокировать поставку тяжелого вооружения, военной техники, поддержку сирийских законных сил со стороны Ирана.
Вопрос: Насколько сильны повстанцы, которые за несколько недель подчинили значительную часть стороны Ирака? Как далеко они могут зайти?
Константин Сивков: Если у иракского правительства не будет поддержки, то они могут взять под контроль весь Ирак, а в первую очередь, суннитские районы.
Вопрос: Что это будет означать для страны, каковы последствия?
Константин Сивков: Это будет означать раздел страны на три части, как минимум – курдская, шиитская и суннитская. Однако, все будет определяться тем, будет кто-то поддерживать правительственные силы извне или нет. Если этого не произойдет, правительство рухнет и аль-Малики будет сметен. А поддержать Ирак могут только две страны: США и Иран.
Вопрос: Как новый конфликт в Ираке может отразиться на отношениях страны с Россией?
Константин Сивков: Конечно, это скажется в негативную сторону. Если Ирак рухнет, Россия потерпит серьезное поражение. У нас развито военно-техническое сотрудничество, экономическое, есть контракты – все это естественным путем прекратится.
Вопрос: В Ирак приехал госсекретарь США Джон Керри. Чего можно ожидать от этого визита?
Константин Сивков: Я думаю, что пойдет речь о том, что США примут участие в войне путем нанесения авиационных ударов. Не совсем понятно соотношение сил сторон, но поддержка с воздуха способна остановить наступление боевиков.