"Украина превратится в очередную страну-зомби, которая будет постоянно находиться в кабале у Запада"
В пятницу в Брюсселе в рамках саммита Евросоюза Грузия и Молдавия подписали соглашение об ассоциации с ЕС, а между ЕС и Украиной была подписана экономическая часть соглашения об ассоциации, предусматривающая "глубокую интеграцию экономик и создание зоны свободной торговли". Эксперты уже назвали этот шаг самоубийством экономики Украины, которой не один десяток лет придется простоять с протянутой рукой, уверен независимый экономист Владислав Жуковский. В интервью Накануне.RU эксперт рассказал о том, что ждет нашего соседа в ближайшем будущем и почему странам на постсоветском пространстве выгоднее дружить с Россией.
Вопрос: Как бы Вы прокомментировали соглашения, которые были подписаны сегодня в Брюсселе?
Владислав Жуковский: Ситуация развивается в русле той логики, которая сформировалась на постсоветском пространстве восемь лет назад. Сейчас мы видим, что Европейский союз решил широким жестом прикрепить к себе прицепом не только Украину, но и Молдавию с Грузией. Это политический шаг, который должен показать слабость интеграционных проектов на постсоветском пространстве, которые пытается реализовать Россия. Половинчатая, крайне ущербная, невыгодная с экономической точки зрения ассоциация с ЕС, которая неравносильна вхождению в Европейский союз, а всего лишь является промежуточной фазой, отделяющей от вхождения в ЕС огромной пропастью. Однако это стало гораздо более привлекательно для молдавских, грузинских и украинских властей, нежели участие в СНГ либо в интеграционных процессах ЕврАзЭСа и Евразийского экономического союза. В этом плане мы видим не только экономическое, но и идеологическое поражение России. Молдавию и Грузию мы потеряли еще в середине нулевых годов, сейчас мы видим, что потеряна и Украина, хотя для российской экономики это самой большой рынок сбыта на пространстве СНГ. Так, в прошлом году Украина обеспечила практически $36 млрд внешней торговли, это почти 5% нашей внешней торговли. Поэтому Украина, которая могла бы войти в Таможенный союза, увеличив товарооборот более чем на две трети, сейчас для нас потеряна, и, очевидно, что мы ее уже не затянем ее ни в ЕврАзЭС, ни в Таможенный союз.
Вопрос: Как эта ассоциация повлияет на саму Украину?
Владислав Жуковский: На Украину упала огромная головная боль, при том, что она не получила взамен ничего. Конечно, ЕС пообещал открыть свой колоссальный рынок в объеме $17,5 трлн для украинских товаров, при том, что размер украинской экономики не превышает $175 млрд, однако европейский рынок для Украины никакой ценности не представляет, так как и до подписания соглашения об ассоциации с ЕС Украина была абсолютно неконкурентноспособна на европейском пространстве.
Сейчас Украина вступает в мощнейшую волну деиндустриализации, деинтеграции, еще сильнее усилятся процессы офшоризации экономики и бегства капитала из Украины. И все обещания ЕС, что он будет делиться деньгами с Украиной, на практике ими только и останутся, достаточно посмотреть на такие страны, как Румыния и Болгария, никто с ними делиться не хочет, все понимают, что это убыточные регионы, которые могут только потреблять, поэтому Украина рискует превратиться в очередную страну-зомби, страну-дефолт, которая будет постоянно находиться в кабале у Запада. Это происходит уже сейчас, а внешние долги будут только наращиваться, причем как государственные, так и частные. Внешний госдолг Украины вырастет с $40 млрд до $55-60 млрд за два-три года, а те деньги, которые будут формально давать на Западе, выделят под очень жесткие политические и экономические условия, то есть украинцы должны понимать, что ЕС не будет решать за них те пробл емы, которые есть сегодня, и не будет заниматься реальным подъемом страны с колен, на деле ситуация будет только усугубляться, а масштабы нищеты будут только нарастать. Уже сейчас порядка 35-40% населения Украины нищие, в ближайшие года два-три этот показатель подрастет до половины, даже до трех третей. К тому же деньги, которые будут даваться Украине на развитие инфраструктуры, выделят только под очень жестким финансовым контролем, и все эти инвестиции будут сопровождаться веерным повышением цен на газ, воду и т.д. Уже в текущем году для рядовых украинцев было полуторократное повышение цены на газ, электроэнергию и отопление, к концу текущего года цены вырастут примерно в 2,5 раза, и в ближайшие три года скачок составит более трех раз, что вгонит в состояние перманентной нищеты больше половины населения Украины.
То есть для крупнейших европейских компаний Украина нужна исключительно как сырьевая колония. Фактически эта страна оказалась просто легкой мишенью, более легким трофейным подарком, чем Россия, в ЕС рассматривают Украину как вечного должника.
Вопрос: А как ассоциация Украины с ЕС отразится на России?
Владислав Жуковский: Проблему экспорта никто не отменял, Украина будет снижать до еще более низкого уровня средний таможенный тариф с ЕС, он будет ниже, чем между Россией и Украиной даже в рамках Таможенного союза, поэтому здесь возникает серьезная угроза экспорта европейских товаров через Украину на территорию России. Но масштабы этих потерь составляют не более $2-3 млрд ежегодно, однако это представляет определенную угрозу для наших сельхозпроизводителей, предприятий в металлургической сфере, нефтехимии, но решить эти проблему легко, в том числе через исключение Украины из зоны свободной торговли.
Вопрос: Можно ли вообще в ближайшем будущем говорить о вхождении Украины в Евросоюз?
Владислав Жуковский: Не думаю, что Украине светит такое "счастье" в ближайшее время, она никому особо в ЕС не нужна, это будет повторение ситуации, которая сейчас есть с Турцией. Украина будет десятилетиями стоять с протянутой рукой, чтобы присоединиться к Европейскому союзу, а он, в свою очередь, сейчас испытывает мощнейший внутренний дисбаланс, мы видим, что происходят усиления позиций так называемых евроскептиков, в том числе и ультраправых партий, которые выступают против евроцентризма и расширения ЕС, поэтому в ближайшие лет 10-15 вопрос о присоединении Украины вообще стоять не будет. Тем более, что это страна не донор, а вечный должник, она будет паразитировать на финансовых ресурсах, которые будут выделяться через фонд ЕС, а это ни Германии, ни Франции не нужно, даже несмотря на то, что на этом настаивает Америка. США, конечно, были бы рады втянуть Украину в Европейский союз под лозунги о необходимости борьбы с якобы тоталитарной Россией, создать очередную Болгарию-Румынию для европейцев. Но думаю, что у Брюсселя хватит ума и не хватит сил на то, чтобы Украина стала полноправным членом ЕС.
Вопрос: Стоит ли в связи с этой абсолютно провальной ассоциацией с ЕС ждать увеличения и без того большого потока беженцев из Украины?
Владислав Жуковский: По мере ухудшения социально-экономической обстановки, кризиса в реальном секторе экономики, остановки производств, скачка безработицы и увольнений поток беженцев действительно возрастет. Кто-то побежит в Европу, но там нужна более или менее квалифицированная рабочая сила, остальные направятся в Россию в поисках лучшей жизни и рабочих мест, но я бы не сказал, что у нас много свободных мест, Россия сама находится в условиях погружения в кризис, и я не думаю, что эти люди смогут найти себе достойное применение, разве что в нефтегазовой и нефтехимической промышленностях. Но это вопрос не ближайших месяцев, а конца текущего, начала следующего года.
Вопрос: А насколько вообще странам бывшего СССР выгодно быть в СНГ?
Владислав Жуковский: Для тех, кто выбрал евроинтеграцию, выгоднее пойти по более легкому пути, чем думать головой и заниматься интеграцией на постсоветском пространстве. Да, действительно интеграционные процессы с Россией выглядят не совсем привлекательно из-за коррупции и ущербно-сырьевой структуры экономики, но им надо понимать, что в ЕС их ждет судьба должника и страны-попрашайки, хотя на постсоветском пространстве они имели шансы за счет реинтеграции хоть как-то вывести из кризиса промышленность, воссоздать утраченные производства и заниматься импортозамещением. Вопрос стоит ребром – либо дальнейшее проедание экспортно-сырьевой ренты, западных кредитов и небольшой рост жизни населения без особого напряжения мозгов в рамках движения в сторону ЕС, либо вопрос о преодолении дезинтагрции, дезиндустриализации и деофшоризации экономики. Это гораздо более сложный и капиталоемкий путь, но с большим позитивным положительным эффектом, однако страны, которые выбрали евроинтеграцию, заниматься восстановлением экономик не хотят.
Вопрос: Выгоден ли в этом плане Таможенный союз?
Владислав Жуковский: Конечно, тем более что Россия сегодня является чистым спонсором, оказывая поддержку Белоруссии и Казахстану, а для России это выгодно с точки зрения геополитики и заявлении о себе как о крупном субъекте мировой политики. Поэтому Украина должна была присоединяться именно к Таможенному союзу, для нее бы открылся колоссальный внутренний российский рынок, ей обещали налаживание промышленности, по самым скромным оценкам, только за счет этого Украина должна была получить увеличение чистой прибыли на $10-15 млрд, к тому же покупала бы российский газ по цене не в $400 за тысячу кубометров газа, а за $160-170, то есть практически по внутренней цене для России, то же самое касается и другого сырья. То есть Украина могла бы ежегодно получать порядка $35-40 млрд, а это где-то 20% от ВВП, особо ничего не делая. Эти деньги могли стимулировать экономические инвестиции и приток капитала на юго-восток Украины, а наши олигархи и газовики хотели бы получать прибыль от скупки активов на Украине и, конечно, они бы вкладывали деньги.
Вопрос: Через сколько бы тогда Украина уже смогла наладить свою промышленность?
Владислав Жуковский: Позитивные эффекты были бы на лицо через года полтора-два с точки зрения притока капитала и снижения цен на импортируемое сырье. К тому же была бы загрузка производств на юго-востоке Украины, которые сегодня работают на 50-60% своей мощности, это принесло бы многомиллиардные доходы как регионам Украины, так и в целом бюджету Украины.