США планировали масштабную ядерную войну против СССР и разрушение городов, как в Хиросиме и Нагасаки
За то, что этого не случилось, надо благодарить Сталина6 и 9 августа – 69 лет со дня бомбардировок американскими войсками Хиросимы и Нагасаки. Два города стали первыми, кто прошел "гуманитарно-демократическое" испытание ядерным оружием. До 166 тыс. мирных жителей США уничтожили в Хиросиме, 60-80 тыс. человек — в Нагасаки. Сейчас мир, казалось бы, изменился. Ядерное оружие есть у девяти стран. Но изменилось ли геополитическое мировоззрение тех, кто совершил эти атаки? Способны ли сейчас США на использование ядерных бомб, может ли ситуация на Украине стать таким "спусковым крючком"? Об этом корреспондент Накануне.RU побеседовал с военным экспертом, главным редактором журнала "Национальная оборона" Игорем Коротченко.
Вопрос: На этой неделе – годовщина ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. США уничтожили десятки тысяч мирных жителей, просто чтобы продемонстрировать свою мощь и наличие атомных бомб. Скажите, извлечены ли уроки из тех событий? Можно ли говорить, что сейчас мир не стоит на пороге подобных инцидентов?
Игорь Коротченко: То, что совершили США, является военными преступлениями. Они были совершены не для воздействия на Японию, а, прежде всего, для шантажа Советского Союза. Уже на завершающем этапе Второй мировой новый американский президент был настроен на сдерживание "экспансии" Советского Союза. Поэтому эти акции, прежде всего, ставили целью демонстрацию нового американского оружия, для ядерного шантажа СССР. Это военное преступление, какие уроки могут быть извлечены? Американцы по-прежнему ведут себя как мировой жандарм, поэтому урок главный для нас – не надо расслабляться под разговоры об "общечеловеческих ценностях". Последние события четко показали, что США – по-прежнему главный враг, противник России. Это было, есть и будет. Исходя из этого, должны осуществляться ответные меры военного планирования в нашей стране.
Вопрос: СССР ругают за гонку вооружений, но если бы мы не создали ядерный щит и не наращивали количество боеголовок, что было бы со страной? Ведь у США существовали планы по уничтожению и наших городов?
Игорь Коротченко: СССР действительно участвовал в гонке вооружений. Но делал он это во многом неправильно. Потому что было огромное разнотипье видов вооружений. Никто не думал о модернизации вооружений, о продлении жизненного цикла. Поэтому Советский Союз допустил ряд системных ошибок в области производства и разработки вооружений. Главная из них – непропорциональные военные затраты. Можно было с гораздо меньшими затратами обеспечивать свою безопасность. Что касается ядерных вооружений. Если бы Союз не создал и не испытал в 1949 году своё ядерное оружие, то можно было бы прогнозировать, что уже в начале 50-х Америка нанесла бы по СССР упреждающие ядерные удары. Это совершенно четкий факт, основанный на тех материалах, планах Пентагона, которые были рассекречены. И США планировали масштабную ядерную войну против СССР. Создание в нашей стране ядерного оружия стало ключевым фактором, который обеспечивал нашу безопасность. Другое дело, мы можем спорить о том, что было правильно сделано, что неправильно, но сам факт того, что Сталин оставил страну с ядерным оружием - мы должны благодарить этого политика, этого государственного деятеля за то, что он, как говорил Черчилль, принял Россию в лаптях, а оставил с ядерной бомбой. И мощной промышленностью.
Вопрос: Если ядерные бомбардировки возможны в современности, то что может стать спусковым крючком?
Игорь Коротченко: Сегодня ядерное оружие – в основном оружие сдерживания. Существует политический фактор, который позволяет сдерживать большую агрессию в отношении России. Наш потенциальный агрессор знает, что если он нападет на Россию, с ядерным оружием или с обычным, мы можем в ответ применить ядерный удар возмездия и уничтожить его полностью. Как цивилизацию. США прекрасно понимают, что у России есть все возможности для уничтожения Америки, если она на нас нападет. Именно поэтому сегодня развивается европейская противоракетная оборона как сегмент глобальной системы ПРО США. То есть цель Америки – достичь своей стратегической неизменности, развернув противоракетный купол над Северной Америкой и обезопасив себя. Поэтому надо думать, как и что мы будем делать для того, чтобы этот проект не стал реальностью с точки зрения его военно-технической реализации.
Вопрос: Известно, что любая страна, и США не исключение, готова пойти на применение ядерного оружия только в случае нанесения ей непоправимого ущерба или угрозы этого. Так ли это? Что будет считаться таким непоправимым ущербом для США?
Игорь Коротченко: Я не буду комментировать то, что там Америка планирует. Они могут сколько угодно планировать. Я говорю про позицию России. Она заключается в том, что в ответ на ядерное или любое другое нападение мы можем использовать тактическое и стратегическое ядерное оружие. И потенциальные агрессоры это знают. Это записано в нашей военной доктрине. То есть вариантов два – ядерное нападение или нападение обычными вооруженными силами, когда будет поставлено под угрозу существование государства. В этом плане мы можем использовать ядерное оружие. В военной доктрине четко записано, при каких условиях и обстоятельствах Россия может применить ядерное оружие.
Вопрос: Может ли та или иная страна пойти на "игру мускулами" путем ядерных бомбардировок?
Игорь Коротченко: Есть количество стран, которые являются членами ядерного клуба. Официального и неофициального. Пять стран – члены официального ядерного клуба, четыре – неофициальные. Официальные – США, Россия, Китай, Великобритания, Франция. К ним неофициальным явочным путем добавились Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан. Ядерное оружие имеют девять государств мира всего. Никто из них использовать ядерное оружие в превентивном плане не собирается. Все это чревато развязыванием глобальной ядерной войны. Ядерное оружие – крайнее средство применения ответной агрессии.
Вопрос: Что может подтолкнуть США к ядерной агрессии? Скажем, ситуация на Украине может стать таким фактором?
Игорь Коротченко: Не надо заниматься фантазией. Не может. Ядерное оружие – крайняя степень использования военной силы. Поэтому никто не собирается в ответ на Украину использовать ядерную бомбу. Это чушь. Здесь надо реалистами быть.
Вопрос: В таком случае, оправданны ли опасения, что если мы защитим население ЛНР и ДНР и – крайний вариант – введем туда войска – то после этого в войну вступит НАТО, США, и может начаться ядерный конфликт?
Игорь Коротченко: Нет. Никто в войну вступать не будет. США и НАТО вступать в войну не будут. Даже если Россия введет свои войска в Донбасс.
Вопрос: В таком случае, какой должна быть наша стратегия в отношении защиты населения ЛНР и ДНР?
Игорь Коротченко: Военно-техническая помощь. Финансовая помощь. Но не введением войск. Новороссия должна сама бороться за независимость.