Новые законы хунты - как изощренная форма суицида
В последние полгода народ Украины получает "зрелищ" более чем достаточно. А вот хватит ли ума у правительства Руины снабдить его "хлебом"? "Голодные бунты" - страшилка для паникеров, или то, что ожидает страну в ближайшем будущем? Ответ – в материале Накануне.RU.
На прошлой неделе парламент, во главе с Арсением Яценюком, нашел таки способ, где взять деньги на армию. Правда, назвать разумным решение переложить эту заботу на плечи рядовых украинцев в столь неспокойное время язык не поворачивается. Теперь население будет платить военный налог 1.5%. А еще дополнительным, но не очень приятным сюрпризом, станут налог на депозиты, повышение акцизов и тому подобное.
Учитывая, что уровень коррупции в стране не уменьшается, а размер откатов и взяток только растет, дополнительные налоги выглядят как издевательство. Если еще совсем недавно вся страна слала пятигривенные смс-пожертвования на армию, которые испарились в неизвестном направлении, то теперь "единоукраинцы" стараются оказывать помощь солдатам напрямую, самолично покупая снаряжение или жертвуя деньги в проверенные волонтерские фонды. В отличие от нашего правительства, волонтеры всегда готовы предоставить отчет, куда и на что ушли деньги.
Вопрос, зачем финансировать войну, как правило, не возникает. Жертвователи свято веруют, что воюют с Россией. А это – единственное препятствие на пути в светлое европейское будущее. Многие верят. Потому что верят ворам в Киеве.
Экс-министр финансов Украины Игорь Белоус, который, кстати, был министром финансов и в прежние кризисные годы, считает, вся проблема в том, что в этом году бюджет находится в малопонятной макроэкономической базе. Ведь никакого секвестра бюджета фактически не было, было увеличение его доходной и расходной частей до 5 млрд, и это с раздутым дефицитом, и, фактически, при отсутствии источников его финансирования. Но даже с этими показателями бюджет мог бы стать бездефицитным, если бы чиновники воровали хотя бы в два раза меньше.
И хотя в военное время критиковать правительство считается недопустимым, нашим властям уже вряд ли удастся уйти от ответов на вопросы. И вполне возможно – перед судом. Или народным трибуналом. Ведь изначально правительство дало всем надежду на улучшения, пообещав провести реформы и изменить условия ведения бизнеса. А в результате, после пяти месяцев работы народ не увидел ни одной реформы, ни в одной из сфер. Более того, не было сделано ни одного предложения в этой области.
Доходит до комического: мы не можем судить об ошибках нынешнего правительства, ведь чтобы их допускать, нужно хоть что-либо делать. Экспертное общество не ставит вопросов нашему правительству только по причине военных действий на востоке страны.
Вместо того, чтобы принимать реформы и пытаться хоть как-то урегулировать экономическую ситуацию на руинах Украины, правительство играет с народом в "кошки-мышки", пытаясь переключить внимание на конфликт с Россией. Но даже пресловутые санкции против России выглядят скорее как санкции против самих себя. Непонятен смысл введения санкций против тех российских предприятий, которые работают на территории Украины. Ведь они не только обеспечивают украинцев рабочими местами, но и платят налоги в госбюджет. Мало того – служат источником твердой валюты, которой у Руины просто нет. Если бы власти хотя бы пытались думать логично, и действительно хотели ввести санкции против России, то для начала им следовало бы запретить ввоз российских продуктов.
Запрет российских банков выглядит вообще, как весьма изощренная форма суицида. Ведь учитывая то, что банки работают в украинском правовом поле, уйдя из рынка, они нанесут убыток в первую очередь украинским вкладчикам. В этой ситуации государству придется вернуть деньги украинским гражданам и украинским предприятиям из бюджетных средств.
Правда вариант, как избавиться от российского капитала в банковой отрасли, в правительстве есть. Но это потребует утверждения соответствующей нормативной базы, которая позволит установить для российских банков дедлайн по времени, в течении которого они будут должны продать свои активы другим собственникам. Все это необходимо сделать публично, с одним установленным ограничением - покупателями не смогут быть россияне.
Порвав все экономические связи с Россией, Украине придется незамедлительно привлекать других инвесторов. А учитывая сложившуюся ситуацию, сделать это будет практически невозможно. Государственная служба статистики уведомляет, что на 1 июля размер внесенных в экономику прямых иностранных инвестиций с начала этого года составил 50,02 млрд долларов, что на 6,7 млрд долларов меньше, чем на начало года.
Причем, это лукавая статистика. Ведь она просто учитывает абсолютно все приходящие извне деньги, как инвестиции. Хоть свою зарплату перечисли.
Украине было бы нелишним перенять в этом вопросе опыт Грузии, где благодаря реформам, проведенным после изгнания Саакашвили, бизнес получил возможность работать в правовом русле. Правительство должно провести изменения, которые сведут к минимуму количество налогов и максимально упростят административный аппарат.
Что касается украинской продукции, ей будет довольно сложно стать конкурентоспособной на европейском рынке. Ведь основная проблема в том, что Украина поставляет в Европу не высокотехнологичную продукцию, а сырье и производные. И даже наличие зоны свободной торговли вряд ли сможет в корне изменить эту ситуацию.
Зона свободной торговли и подписание договора об ассоциации с ЕС, все же могли бы дать украинской экономике шанс. Правда на это у нынешней власти слишком мало времени, так как прытью она отличалась разве что в произношении речей на революционных сценах. Поэтому в ближайшем будущем доведенные до предела люди могут устроить новую революцию, и засылать боевиков из России не потребуется – части с фронта просто снимутся и пойдут на Киев рука об руку с ополченцами.