Пенсионный апокалипсис - псевдолиберальное Правительство Медведева кинуло 30 миллионов работающих россиян
В Правительстве решили продолжить играть в напёрстки с несколькими десятками миллионов россиян - замораживание накопительной части пенсии, а точнее ее добровольно-принудительная конфискация, запущенная в 2014г., будет продолжена в 2015г. Насколько можно судить, российские чиновники решили в очередной раз "кинуть" без малого 30 млн работающих россиян, родившихся после 1967г. и ставших жертвами очередной, четвёртой по счёту, постперестроечной разрушительной реформы по рецептам Зурабова и Матвиенко.
В 2014г. за счет изъятия и перераспределения накопительной части пенсий в пользу солидарной системы, Минфин России сумел получить порядка 244 млрд рублей, которые он снял с индивидуальных накопительных счетов россиян и направил на финансирование текущих выплат пенсионерам. Еще 300 млрд рублей Правительство получило за счет отчуждения пенсионных накоплений так называемых "молчунов", за которых чиновники самостоятельно решили, что будет лучше направить эти средства на затыкание дыры в Пенсионном фонде России.
В 2015г. произойдет повторение злосчастного эксперимента. Насколько можно судить, чиновники прекрасно отдают себе отчет в том, что российская экономика погружается в кризисное состояние, экстенсивно-паразитическая модель роста без развития себе окончательно исчерпала, а эпоха бездарного проедания нефтедолларов, зарубежных кредитов и советского наследия подошла к концу. В условиях дефолта ресурсно-сырьевой модели экстенсивного роста возникло понимание того, что поступления в бюджетную систему расти не будут, тогда как "майские указы" президента от 7 мая 2012г. никто не отменял.
Логика поведения чиновников вполне понятна, объяснима и предсказуема – Правительство стоит перед сложным выбором. Вариант первый: необходимо существенно сократить социальные расходы и хотя бы частично отказаться от исполнения предвыборных обещаний первого лица (уже объявленного два года назад секвестра бюджета стало недостаточно) для балансировки бюджета. Это неприемлемо по вполне объяснимым причинам – публичный провал "майских" указов означал бы дефолт патриотичного проекта "Путин 2.0" и превращение предвыборных обещаний (прежде всего, в части социальных программ) в благие пожелания и несбыточные хотелки. Такой урон имиджу президенту Путину совершенно точно не нужен.
Либо нужно стремительно наращивать объем внутренних и внешних заимствований - с сегодняшних 10% ВВП до не менее 15% ВВП в течение двух-трех лет. Этот вариант не нравится Правительству в силу того, что внешние рынки капитала постепенно закрываются, стоимость заимствований растет (в рублях с 5,5-6 до 10-11% годовых), а сам рост государственного долга бьет по имиджу России как по стране с низким уровнем госдолга. Либо есть более простой, понятный, проверенный временем и практически безотказный вариант экономии бюджетных средств - залезть в карман рядовым гражданам. Причем в карман тех россиян, для которых характерен наиболее низкий уровень финансовой грамотности - пенсионерам.
Решение чиновников по конфискации накопительной части пенсий приведет к целому ряду крайне негативных последствий.
1. Удар по экономике и инвестициям
В 2015г. в результате заморозки и изъятия пенсионных накоплений российская экономика в 2015г. не получит порядка 900 млрд рублей: 300 млрд составят страховые взносы в накопительную часть пенсии; 365 млрд рублей средств ПФР в качестве части взносов за 2013г., подлежавших возмещению после замораживания в 2014г.; еще порядка 200 млрд рублей пенсионных накоплений должны были поступить на счета управляющих компаний после завершения процесса лицензирования и акционирования.
Из указанной суммы не менее 750-800 млрд рублей пенсионных накоплений должны были быть направлены на финансовый рынок и инвестиции в экономику. Именно НПФ и ВЭБ, управляющие накопительной частью пенсий россиян, являются крупнейшими долгосрочными институциональными инвесторами на российском финансовом рынке. Прежде всего, на рынке государственного и корпоративного долга.
За счет пенсионных накоплений происходило размещение государственных облигаций (прежде всего, ОФЗ), а также долговых бумаг компаний и банков. Изъятие пенсионных накоплений государством обескровит внутренний долговой рынок, ослабит и без того маломощную финансовую систему и спровоцирует существенный рост процентных ставок, приведя к росту стоимости заимствований, углублению инвестиционного кризиса в экономике и усугублению рецессии.
В первом полугодии 2014г. в результате заморозки пенсионных накоплений объем первичных размещений долговых бумаг в России упал в три раза. При этом облигаций российских корпораций (прежде всего, естественных монополий и промышленных гигантов) - в 3,5 раза. Совершенно очевидно, что во многом это связано с сокращением долгосрочных инвестиционных ресурсов, произошедшим в результате заморозки пенсионных накоплений.
В 2013г. крупнейшие государственные корпорации и естественные монополии сократили размер инвестиций в основной капитал практически на 800 млрд рублей. В 2014г. эта тенденция сохранится - общее затухание экономической активности будет усугублено изъятием пенсионных накоплений и ростом стоимости заимствований для компаний и банков. По предварительным оценкам, потери российской экономики от спада капитальных вложений превысят 1,5% ВВП, или 1,1 трлн рублей. Именно такой рискует оказаться цена заморозки и конфискации накопительной части пенсий.
По итогам первого полугодия 2014г. объем капитальных вложений хозяйствующих субъектов в российскую экономику снизился на 2,8%. В аналогичном периоде 2013г. капиталообразующие инвестиции сжались на 0,7%. По итогам всего 2014г. масштабы инвестиционного кризиса вполне могут разрастись - спад капитальных вложений рискует превысить 4-5%, что обеспечит чистый вычет из ВВП в размере 1-1,5%.
Изъятие порядка 900 млрд рублей пенсионных накоплений из экономики в 2014г. приведёт к сокращению капитальных вложений в экономику на 6-8%. С учётом удорожания стоимости финансовых ресурсов, обострения дефицита инвестиционных ресурсов, сокращения средних сроков кредитования и целого ряда других негативных косвенных эффектов от заморозки и конфискации пенсионных накоплений вполне возможно падение капитальных вложений не менее чем на 1,5 трлн рублей, что эквивалентно 10-11% суммарных инвестиций в основной капитал.
Дефолт ресурсно-сырьевой модели "роста без развития", стагнация и даже снижение цен на нефть (в рублёвом эквиваленте по состоянию на середину августа 2014г. с учётом накопленной инфляции цены на нефтяную смесь Brent ниже предкризисных отметок лета 2008г. на 30% и в реальном выражении находятся на отметке весны 2006г.), опережающий рост издержек производства (прежде всего, рост тарифов естественных монополий на 10-12%), санкции стран Запада, запрет на импорт современных технологий, закрытие внешних рынков долгового и акционерного капитала вкупе с фискальными и монетарными санкциями Минфина РФ и Центрального Банка России (ужесточение бюджетного правила, сокращение расходов на поддержку экономики, инфраструктуры и человеческого капитала, поддержание искусственно завышенного обменного курса рубля, повышение ключевой процентной ставки, сдерживание роста денежного предложения и т.д.) и изъятием пенсионных накоплений государством усугубят кризисное состояние экономики, подавят последние точки роста деловой активности и спровоцируют затяжную рецессию.
2. Повышение фискального бремени
Больше всего опасений вызывает тот факт, что Правительство взяло курс на повышение фискального бремени и увеличение налоговой нагрузки на экономику, бизнес и население в самый неподходящий для этого момент. Закручивание фискальных гаек Минфином и ужесточение пресловутого "бюджетного правила" является недопустимым в ситуации разрастания депрессивно-кризисных тенденций в экономике, падения темпов роста ВВП до минимальных отметок с 2009г. (0,8% по итогам первого полугодия 2014г.), масштабного бегства капитала (свыше $74 млрд вывезены частным сектором только в первом полугодии 2014г., что превышает суммарный вывоз капитала по итогам всего 2013г.), инвестиционного кризиса (объём капитальных вложений в экономику России в январе-июле 2014г. сжался на 2,6% после сокращения на 0,2% годом ранее), снижения потребительской активности (темпы роста оборота розничной торговли упали до 2,3% по сравнению с 4% годом ранее), малый и средний бизнес уходят в тень (640 тыс. индивидуальных предпринимателей снялись с учёта в ФНС, обанкротившись или уйдя в тень), а реальный уровень жизни социально-трудового большинства впервые за долгие годы демонстрирует спад (реальные располагаемые доходы граждан растут на едва заметные 0,2%, что в условиях избыточно высокой имущественной поляризации общества говорит о том, что подавляющая часть россиян беднеет).
Тем не менее, Минфин продолжает ужесточать налогово-бюджетную политику, тем самым усугубляя масштабы и глубину спада инвестиционной, производственной и потребительской активности, подавляя оставшиеся точки экономического роста и стимулируя скатывание российской сырьевой экономики в состояние глубокого кризиса, несмотря на достаточно высокие цены на углеводородное сырьё и отсутствие чётко выраженных кризисных тенденций в мировой экономике.
Так, наряду с изъятием пенсионных накоплений россиян на нужды бюджета (чем признал провал пенсионной реформы и некомпетентность социально-экономического блока Правительства), Минфин предложил отказаться от накопительной части пенсии как таковой и сделать её добровольной. По сути дела, речь идёт о скрытом повышении фискального давления на экономику и работодателей в самый неподходящий и мало приемлемый для этого момент. Правительство рассматривает возможность скрытого увеличения страховых взносов практически на одну треть: с 30 до 39% от величины фонда оплаты труда.
В стоимостном выражении речь идёт об увеличении сборов практически на 1 трлн рублей, что даже по меркам российской экономики является весьма существенной величиной (1,5% ВВП). Изыскать такой размер дополнительных финансовых ресурсов без ущерба для производственной, инвестиционной и потребительской активности практически невозможно – этот шаг накладывается на общее депрессивно-кризисное состояние экономики, разочарованность населения и бизнеса действиями Правительства и растущее недовольство хозяйствующих субъектов пенсионной системой. Закономерным результатом станет уход бизнеса в тень, увеличение доли "серых" зарплатных схем, уклонение от уплаты налогов и страховых взносов, сокращение занятости, урезание инвестиционных программ, усугубление спада экономической активности и т.д.
Социальный блок в кабинете министров предлагает стимулировать переход к добровольно-корпоративной накопительной системе при частичном софинансировании со стороны государства: 3% от своей заработной платы на свой накопительный пенсионный счёт будет отчислять сам работник; 3% будет вносит его работодатель; и ещё 3% за счёт средств ПФР и федерального бюджета будет вносить государство. По сути дела, речь идёт о скрытом, латентном повышении налоговой нагрузки на работника, работодателя и федеральный бюджет.
Доходы россиян в ближайшие годы не будут расти опережающими темпами на фоне разрастания кризисных тенденций в экономике, дефолта ресурсно-сырьевой модели роста без развития и исчерпания так называемого "бычьего" (т.е. растущего) супер цикла на международных товарно-сырьевых биржах. Финансовое состояние российских компаний стремительно ухудшается – размер прибылей неуклонно падает, а уровень рентабельности всей экономики по активам упал более чем в 2 раза за 7 лет (с 12,5% в 2007г. до 6% в 2013г. и 4,6% в первые месяцы 2014г.). Финансовые возможности государственного бюджета также ограничены в силу низкой эффективности российской экономики и стагнации внешнеторговых доходов, тогда как дефициты региональных бюджетов растут на протяжении последних 4 лет, а размер долга субъектов федерации превысил рубеж в 1,73 трлн рублей.
Тем не менее, это нисколько не мешает Правительству и Министерству финансов повышать налоги, перекрывать финансовый вентиль, урезать расходы и проводить политику бюджетного секвестра аналогично той, что проводилась незадолго до финансового кризиса 1998г., дефолта и разрушения паразитической финансовой системы. Так, наряду с переходом к добровольной корпоративно-государственной накопительной пенсионной системе, которая потребует увеличения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда без малого на 9%, Минфин предлагает веерное увеличение уже существующих налогов и введение новых сборов.
Прежде всего, речь идёт о повышении на 2 процентных пункта ставки НДФЛ (с 13 до 15%) и НДС (с 18 до 20%) при одновременном отказе от льготных ставок по НДС (в размере 10%) на социально значимые товары. Увеличение ставки НДФЛ способно увеличить доходы бюджета на 500 млрд рублей без какой-либо обещанной новой индустриализации, модернизации и инноваций, а рост ставки НДС теоретически и в самом лучше случае способен увеличить поступления практически на 700 млрд рублей. Однако, скорее всего, вместо роста поступлений в бюджет произойдёт их стагнация или даже сокращение в силу затухания российской экономики, инвестиционного кризиса, бегства капитала за рубеж, роста теневого сектора экономики и неконтролируемого уклонения от уплаты налогов.
Кроме того, предлагается повысить размер налога на прибыль организаций с сегодняшних 20 до 22 или даже 24%, что в ситуации рецессии и снижения прибылей в корпоративном секторе рискует привести к строго противоположному результату: вместо дополнительных поступлений в размере 200-400 млрд рублей наиболее вероятным становится падение собираемости налогов и ещё большее сокращение финансовых ресурсов у компаний (прежде всего, в промышленном секторе), что лишь усугубит и без того тяжёлую ситуацию с инвестициям и сделает недостижимым выполнение "майских" указов президента в части, касающейся финансирования новой индустриализации, стимулирования инвестиций, наращивания нормы накопления капитала с сегодняшних 22 до 28% ВВП (а, желательно, до 33-35% ВВП), поддержи малого и среднего бизнеса, повышения степени самозанятости населения, форсированного развития научно-технического потенциала, создания 25 млн высококвалифицированных рабочих мест и т.д.
Наряду с этим предлагается повысить размер налога на дивиденды с 9 до 13%. Сама по себе эта инициатива является уместной, необходимой и давно назревшей. Недопустима ситуация, при которой тяжесть уплаты налогов с доходов от трудовой деятельности выше, чем с доходов от капитала. Именно такая ситуация наблюдается в России на протяжении последней четверти века псевдорыночных реформ: социально-трудовое большинство россиян вынуждено выплачивать 13% от получаемых ими доходов.
Тогда как ставка налогообложения дивидендов и других доходов от капитала, которыми могут похвастаться не более 2-3% россиян, не превышает 9%. Притом что наиболее богатая и состоятельная часть российского общества, одновременно являющаяся наименее многочисленной (несколько сотен тысяч человек), обладающая многомиллиардными состояниями, активами и имуществом, за счёт высокой степени финансовой грамотности и знания российского законодательства активно используют схемы уклонения от уплаты налогов, офшорную оптимизацию доходов и в итоге уплачивают не более 3-5% от величины своих реальных доходов.
3. Нарушение действующего законодательства.
Решение о заморозке накопительной части пенсии и направление этих средств на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам принято Правительством с грубым нарушением действующего законодательства. В частности, такого рода решение должно приниматься после согласования в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако чиновники сочли уместным отказаться от обсуждения своих инициатив с заинтересованными сторонами и, прежде всего, самими гражданами и работодателями.
Нарушены, как минимум, Бюджетный и Трудовой Кодексы, а также два десятка законов и подзаконных актов, что позволяет россиянам обратиться с индивидуальными и коллективными исками к органам государственной власти в связи с нарушением пенсионных прав работающих граждан. Насколько можно судить, подобного рода действия властей являются нелегитимными, неправомерными и противозаконными, что отнюдь не повышает доверие к государству и не способствует развитию правопорядка.
Если даже сами чиновники в Правительстве, долгие годы неустанно рассуждающие о необходимости улучшения инвестиционного климата и защите прав собственности, не спрашивая мнение десятков миллионов россиян и экспертного сообщества, по своему собственному усмотрению изъяли без малого триллион рублей со счетов россиян и направили их на латание дыр в бюджете, то не стоит удивляться тому, что к системе российского законодательства и правосудию нет доверия у граждан и предпринимателей.
По сути дела, будущие пенсионеры из своего кармана оплатят пенсии сегодняшним пенсионерам. Российские чиновники решили повторить опыт 2014г. и в очередной раз залезть в карман будущим пенсионерам для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. По сути дела, речь идет о целенаправленном демонтаже и отказе от накопительной части пенсии в пользу солидарно-распределительной системы, что является скрытым признанием провала всей пенсионной реформы, затеянной Правительством при поддержке ЦСР, ВШЭ и РАНХ и других центров либеральной мысли.
За счет дискриминации и ущемления пенсионных прав сегодняшних работников, снижения будущего уровня жизни трех десятков миллионов россиян, родившихся после 1967г., Правительство затыкает дыры в Пенсионном фонде России и исполняет свои обязательства перед пожилым поколением россиян.