Суицидальный профицит бюджета. Минфин рисует излишки ценой угнетения экономики
Владислав Жуковский: Кощунственно вводить новые налоги, когда у государства без дела лежит 70% доходной части федерального бюджетаМинфин России продолжает удушать российскую экономику и бизнес в фискальных тисках кудринизма. Однако это нисколько не мешает руководству ведомства изыскивать мифические поводы для оптимизма и отчитываться руководству страны о стабильности в сфере государственных финансов. Как стало известно из отчетов Минфина, по итогам января-августа 2014г. на фоне кризисного состояния экономики (рост ВВП на самые скромные с 2009г. 0,8%), рекордного бегства капитала ($75 млрд только в первом полугодии), в России зафиксирован феноменальный результат – федеральный бюджет России сведен с рекордным профицитом в размере 905,5 млрд руб., что эквивалентно аж 2% ВВП! По сравнению с аналогичным периодом 2012 года излишек бюджета подскочил более чем в 2,5 раза – с 387,3 млрд руб. до 905 млрд руб. Более того, так называемый первичный профицит бюджета и вовсе умудрился преодолеть планку в 1 трлн руб., составив 1,18 трлн руб. или 2,6% ВВП России. Таких значений госбюджет не демонстрировал с докризисных времен шестилетней давности.
Притом что никакого оживления экономической активности, роста инвестиций, дополнительной загрузки производственных мощностей, повышения конкурентоспособности российской двухсекторной низкопередельной экономики и обещанного импортозамещения в обрабатывающей промышленности так и не произошло: темпы роста российской экономики неуклонно снижаются на протяжении последних девяти кварталов - с 5,5% в конце 2011г. до 0,8% во втором квартале 2014г. Было бы ошибочно увязывать и ассоциировать скачкообразный рост профицита федерального бюджета с преодолением депрессивно-кризисных и коматозных тенденций в экономике – дефолт ресурсно-сырьевой модели "роста без развития", базирующейся на хищнической эксплуатации природно-сырьевой ренты, трудовых ресурсов и основных фондов, а также проедании нефтедолларов и зарубежных кредитов, стал окончательно очевиден.
Беспрецедентый рост профицита бюджета объясняется совершено иными причинами, бесконечно далекими от созидательных и производительных действий чиновников. Минфин России сумел сформировать излишек бюджетных средств не за счет активизации экономической активности, поощрения частной инициативы и увеличения поступлений в бюджет, а за счет целенаправленного урезания государственных расходов и инвестиций.
Закручивание финансового вентиля и хроническое недофинансирование целого ряда приоритетных направлений социально-экономического развития привели не только к появлению якобы лишних средств в казне, но и окончательной стерилизации экономического роста.
Пока Центральный банк России с упорством в кризисной ситуации продолжает повышать процентные ставки для отечественной промышленности, отказывается возрождать минимально необходимые валютное регулирование и контроль и не хочет бороться со спекулянтами, Минфин России продолжает затягивать финансовую петлю, ужесточает бюджетное правило, сокращает государственные расходы и тем самым подавляет точки роста производства и инвестиций.
Если за восемь месяцев текущего года поступления в бюджет исполнены в размере 66,3% (9,43 трлн руб.) от запланированного и утвержденного на весь год уровня, то расходная ведомость исполнена лишь на 61,1% (8,53 трлн руб.). Если бы доходная и расходная ведомости были исполнены пропорционально, а Минфин искусственно не придерживал и не затягивал перечисление средств и финансирование программ, то в таком случае расходы должны были бы составить не менее 9,25 трлн руб., а профицит бюджета в таком случае сжался бы до 180 млрд руб. Это в два раза меньше значения января-августа 2013г., и в гораздо большей степени согласуется с затуханием экономической, производственной, инвестиционной и потребительской активности.
Другими словами, если бы Минфин искусственно не срывал исполнение расходных обязательств и вовремя осуществлял выделение ассигнований, то практически никакого заметного профицита в бюджете не сформировалось бы. Ему было бы просто неоткуда взяться в ситуации погружения экономики в кризисное состояние.
Именно вечное нежелание Минфина делиться деньгами и задержки с финансированием государственного заказа (до половины средств выделяется в последние два-три месяца финансового года) приводят к тому, что Минфин получает возможность отчитаться перед президентом и правительством о стабильной ситуации в бюджетной системе.
Политика фискального фетишизма, псевдонаучного кудринизма (никому денег не давать, так как будет инфляция и средства разворуют) закручивания гаек и ужесточения пресловутого "бюджетного правила" дает свои результаты – на бумаге казна пухнет на фоне усугубляющейся рецессии в экономике, бегства капитала за рубеж и ухода бизнеса в тень. Никакой положительной роли и созидательного вклада Минфина в сложившейся ситуации нет – перманентное кровопускание у больного лейкемией пациента рано или поздно позволит отчитаться о сборе дополнительной банки крови ценой смерти самого пациента. Не нужно обладать избыточными умственными способностями и управленческим талантом, чтобы получать излишек в казне при изъятии денег из и без того демонетизированной экономики.
Наглядней всего приоритеты правительства демонстрирует структура расходов федерального бюджета с точки зрения степени исполнения расходных обязательств. Так, национальная экономика по итогам восьми месяцев 2014г. профинансирована лишь на 49%, охрана окружающей среды – на 53,3%, культура и кинематография – на 53%, здравоохранение – на 58,6%, физическая культура и спорт – на 33,6%. В аутсайдерах финансирования со стороны государства оказались общеэкономические вопросы (профинансированы всего лишь на 8% от годового плана), ТЭК (48,1%), жилищное хозяйство (31,7%), амбулаторная помощь (47,1%), спорт высших достижений (24,5%), дорожное хозяйство (49,3%).
О чем Минфин тактично умолчал и постарался не вспоминать, так это о том, что никакого безденежья и нехватки средств у государства, которыми объясняют якобы имеющуюся необходимость увеличения налогов, сокращения государственных расходов и "затягивания поясов", как не было, так и не наблюдается. Согласно официальной отчетности самого Минфина, за период с января по конец августа текущего года совокупный размер остатка неиспользуемых средств правительства на счетах федерального казначейства увеличился без малого на 2 трлн руб. – с 6,57 до 8,48 трлн руб.
Из этой суммы свыше 3,38 трлн руб. приходятся на средства Резервного фонда, а 3,15 трлн руб. на средства ФНБ, которые размещены на счетах в Центральном банке и ВЭБе. Оставшиеся 2 трлн руб. приходятся на временно свободные и неиспользуемые остатки средств. В настоящий момент у государства без дела лежит 70% доходной части федерального бюджета (подавляющая часть средств и вовсе вложена в ценные бумаги в США и ЕС, которые ввели против России санкции и закрыли доступ к капиталу и технологиям), однако это нисколько не мешает Минфину бороться с несуществующим фантомом дефицита средств в бюджете.
В фискальном ведомстве продолжают с редким упорством лоббировать инициативу возрождения неконституционного регионального налога с продаж и повышения ставок НДС, НДФЛ и налога на прибыль, что вкупе с секвестром бюджета, урезанием расходов на поддержку экономики и инфраструктуры, ужесточением "бюджетного правила", налоговым маневром (подразумевающим увеличение НДПИ и снижение экспортных пошлин и, как следствие, удорожание топлива на внутреннем рынке и рост издержек) приведет к еще большему параличу экономики, полноценному кризису, интенсификации бегства капитала и уходу бизнеса в тень.
Между тем, Минфин уже готовит проект бюджета на 2015 и плановый период 2016-2017 гг. На этой неделе его должны рассмотреть в правительстве, а в октябре начнется более широкое обсуждение после внесения проекта на рассмотрение в Госдуму.