Борьба с экстремизмом превращается в борьбу с патриотизмом: кому нужно, чтобы у нас была "вторая Украина"?
В Москве опечатано издательство патриотической направленности из-за запрещенной книги. "По идее, это делается, чтобы у нас не было второй Украины, на самом деле, все это работает для того, чтоб она у нас здесь была"На днях группа Следственного комитета РФ во главе со следователем по особо важным делам, капитаном юстиции Иваном Жилиным нагрянула в магазин-склад издательства "Концептуал". Руководство издательства предполагает, что событие связано с недавним запретом книги "Мертвая вода", которую они издавали, но книга, по заверениям редактора, уже больше полугода отсутствует и на складе, и в магазине ее сняли с продажи. Интересна история самой книги, которую запретили в июне этого года: "Мертвая вода" была написана в 1989 г. накануне развала Советского союза, в ней и рассказывалось, какие действия предпринимаются другими странами для того, чтобы Советский Союз развалить. Но почему вдруг именно сейчас ее объявляют запрещенной? Что это – попытка силовых структур не допустить всплеска национализма в России, чтобы предотвратить события, подобные тем, что происходят сейчас на Украине? Или попытка расшатать патриотические сообщества?
По неофициальным данным, издательство опечатали именно за распространение запрещенной книги "Мертвая вода", но официально эту информацию пока подтвердить не удалось. Следователи не предъявили никаких официальных постановлений на проведение оперативных действий с их стороны в издательстве, рассказал в интервью Накануне.RU генеральный директор ООО "Концептуал" Константин Антипин.
Вопрос: На каком основании проводилась опечатка издательства?
Константин Антипин: Скорее всего, это связано с делом по книге "Мертвая вода", которое несколько лет уже длится. 20 июня этого года суд постановил, что она носит экстремистский характер, сейчас точную формулировку не могу сказать. Но, собственно говоря, мы остановили реализацию этой книги полгода назад. Но в личном разговоре следователь по особо важным делам сказал, что, вроде бы, в ноябре прошлого года была произведена контрольная закупка у нас этой книги. Это, в принципе, вполне возможно, так как тогда еще не было постановления суда, тогда мы ее еще реализовывали. Хотя странно - контрольная закупка без понятых, опять же мы об этом не знали, об этой контрольной закупке. Вроде как на основании этого и еще чего-то сейчас, спустя почти год, в сентябре они проводят эти действия.
Вопрос: А не могли бы Вы рассказать, что это за книга такая - "Мертвая вода"?
Константин Антипин: Книга "Мертвая вода" была написана коллективом авторов еще в 1989 г. накануне развала Советского Союза. Это книга-предупреждение, скажем так, тех авторов, аналитиков, ученых, которые видели, что может случиться, какие действия предпринимаются различными странами для того, чтобы Советский Союз развалить. Они эту деятельность проанализировали и, как результат, написали эту книгу. В надежде на лучшее, знаете, как в сказке – есть вода "мертвая", а есть "живая" - то есть сначала нужно окропить "мертвой водой", а потом "живой" – и Россия должна воскреснуть.
Вопрос: То есть написана еще в 1989 г., а запретили только в этом году? То есть какой-то интерес вспыхнул к книге именно в последнее время?
Константин Антипин: Да, у нас, к сожалению, система работает так, что книги сами по себе никому неинтересны. Книга может быть запрещена, если нужно возбудить уголовное дело к какому-то конкретному физическому лицу, автору, либо к какой-то организации. В данном случае книгу тронули, потому что "Мертвая вода. Концепция общественной безопасности" (это полное название книги) является теоретической платформой для так называемой партии "Курсом Правды и Единения" (КПЕ). Хотя как партия они не зарегистрированы, но, тем не менее, эта партия ведет достаточно активную общественно-политическую деятельность. И для того, чтобы партию окончательно запретить и дискредитировать, видимо, нужно и теоретическую платформу поставить под сомнение, признать экстремистским материалом – тогда автоматически и вся партия, и ее члены становятся, так сказать, экстремистами, и их можно цеплять по одному. Такие прецеденты были – в Челябинске заведено уголовное дело на членов партии, которые повинны только в том, что распространяли эту книгу, в Новосибирске проводился ряд мероприятий. Но мы к этой партии отношения не имеем, просто в числе прочего мы реализовывали эту книгу. И вот как-то, видимо, в связи с тем, что последние месяцы органам, связанным с делами по Украине, были даны большие полномочия по борьбе с так называемым экстремизмом, им нужно теперь отрабатывать эти полномочия – показывать результаты. Я так понимаю, они цепляют всех, кто попадает в их поле зрения, и мы каким-то образом попали. Вот, собственно, и попали под раздачу. Не более того.
Вопрос: То есть это частный случай, а не начало "охоты на ведьм"?
Константин Антипин: Ну, понимаете, я общаюсь в патриотическом мире, знаю настроения – просто это работает система, это как комбайн, который запустили, показали направление, и он сейчас идет и толком не разбирает, что там косит, кого, как. Но вот попались мы.
Хотя здесь есть и позитивный контекст в этом усилении - производится усиление вертикали власти, более четкое завинчивание гаек, проявляется государственный курс, но при всем при этом – этим пользуются те силы, которые реально на местах стоят у руля. И изначальное движение, может быть, оно и было довольно умеренным, но пользуются этим в своих политических корыстных интересах те, кто уже непосредственно занимается деятельностью на местах. А это могут быть как либеральные, так и любые иные силы.
И, видимо те, кто решил нас потревожить, не совсем плотно изучили нашу деятельность, потому что мы занимаем исключительно государственную позицию, в течение пяти, уже скоро шести, лет занимаемся книгами патриотической направленности. Соответственно, сейчас мы выступаем как издательство этих книг, как оптовая фирма, как интернет-магазин. Кроме того, под нашим руководством находится СМИ, интернет-ТВ, где мы регулярно приглашаем различных экспертов, у нас есть достаточно широкая аудитория.
Ситуацию прокомментировал для Накануне.RU писатель Максим Калашников:
- Удар пришелся по той книге, которая, казалось бы, должна властью, наоборот, поддерживаться. Ведь КОБовцы сейчас демонстрируют преданность Путину, а "Мертвая вода" - это священная книга их "секты". Тут же, выходит, бьют по своим.
Это о чем говорит? О страшной деградации государственного аппарата. По идее, это делается, чтобы у нас не было второй Украины, на самом деле, все это работает для того, чтоб она у нас здесь случилась. Потому что бюрократическая тупость обращает удар действительно на самые национально-патриотические круги. Власть добивается здесь обратного эффекта, теперь "Мертвую воду" будут качать из интернета и прочтут - это первое. Во-вторых, власть отталкивает тех, кто мог ее поддерживать и поддерживает, "Концептуалы" выступили с поддержкой Путина, и они же "огребли". То, что сейчас происходит в государственном аппарате Российской Федерации – это обострение маразма.
Вижу, как работает система, созданная для борьбы с так называемым экстремизмом. Она действует по канонам бюрократических систем. Вспомним знаменитый пример: у нас в губернии конокрадства не было, но после того, как появляется служба по борьбе с конокрадством, там начинаются кражи лошадей. Потому что новой бюрократической структуре надо как-то отчитываться о проделанной работе. Видимо, "Мертвая вода" попала под тупой "маховик" охранительной бюрократии. У нас теперь под экстремизм может подпасть все что угодно. Экстремистом можно стать за какие-то выражения, некие яркие мысли, все, что связано с судьбой страны, там очень легко найти признаки "крамолы". Вот и нашли в "Мертвой воде" такие вещи. Интересно, печальный пример Брежнева наше руководство ничему не научил?..
***
Следственный комитет никак свои действия не комментирует, на момент публикации ответа на официальный запрос в пресс-службу СКР не было.