Юрий Крупнов: Стоит ли искать заговор в массовом отравлении спайсами?
Накануне глава ФСКН Виктор Иванов подтвердил, что в Россию пришел очередной новый опасный вид спайса. Несмотря на то, что, по словам главного наркоборца, в целом спайс-эпидемию в стране, якобы, удалось остановить и арестовано аж 20 злоумышленников, свыше 700 человек отравились за полмесяца новым видом "химии", из них более 25 погибли. При этом больше всего пострадавших – в Сургуте и двух регионах Поволжья – Кировской области и Башкирии. Любопытно, что торгуют наркотиком из Юго-Восточной Азии, как правило, украинцы, которые делают оптовые закупки в том числе и в Китае. Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов поделился с Накануне.RU своим экспертным мнением о том, нужно ли в новой напасти видеть геополитический фактор, и как с ней бороться.
Иммигранты с Украины и беженцы, конечно, служат прекрасным "материалом" для рекрутирования тех, кого можно засылать в регионы с порцией нового наркотика. Это первый момент. Второе - наркотики действительно производятся в ЮВА, в том числе и в Китае. Управление наркотрафиком также идет из ЮВА, например, из Тайланда. Схема их доставки часто связана с забросом концентрированного синтетического наркотика в Москву, а оттуда уже рекрутируются гастролеры, курьеры, которые добираются до конкретных регионов со своим товаром.
Это целенаправленная политика с точки зрения получения сверхприбылей. Но, конечно, это не "геополитическое отравление" со стороны Китая или Украины. Но разве от этого ситуация становится лучше? Сверхзадача наркобизнеса существует, она заключается в том, чтобы "подсадить" на наркотик подростков, чтобы они пять-десять лет употребляли заразу. Это такой же маркетинг, как и Макдональдс или Пепси-кола, только со смертельным исходом.
Проблема в том, что эти спайсы появляются как неподконтрольные вещества, и сегодняшние процедуры и регламенты, порядок занесения их в перечень запрещенных веществ уже отстал от "рынка". Нам нужно давать ФСКН право временно, на полтора скажем года, ограничивать оборот таких веществ. Это можно делать в течение несколько дней. Сегодня же часто проходит полгода, прежде чем вещества попадают в список запрещенных.
Кроме того, нужно вести серьезную работу с государствами Юго-Восточной Азии (ЮВА), в которых часто эти новые наркотики так и не становятся запрещенным товаром, таким образом борясь с наркотрафиком еще на дальних подступах. Нужны колоссальные дипломатические усилия. Здесь, поскольку у нас всю политику внешнюю определяет МИД, то это он и должен выходить с предложениями, а не ФСКН, у которого пока получилось способствовать запрету эфедрина и псевдоэфедрина.
Во внимание надо также принять и то, что чудеса фармакологии привели к тому, что в Европе и Америке получили распространение так называемые "миксы", когда наркотический эффект получается от сочетания напитков алкогольных и безалкогольных, находящихся в свободной продаже, и таблеток, которые отпускаются по рецепту. Все эти "миксы", по сути, влияют на подростков так же, как и спайсы.
Нам необходимо защищать детей. В каждом регионе подростков на самом деле не так много. Не больше 30 тысяч человек. Их легко всех учесть и посчитать. Это не так сложно. Кроме того, необходимо поднимать, конечно, социальный статус семьи.