Эксперты прогнозируют падение рынка сельхозтехники в 2015 году, одна из главных причин - высокие кредиты
Сельхозмашиностроители в рамках Российского агротехнического форума обсудили потенциал аграрного сектора и механизмы повышения рентабельности отечественных сельхозпредприятий в условиях неравной конкуренции. Своим мнением об итогах работы экспертной дискуссионной площадки с Накануне.RU поделился директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Евгений Корчевой.
Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали итоги аграрного года - 2014? Повлияло ли на эти результаты введение антироссийских санкций?
Евгений Корчевой: Мы пока не почувствовали никаких результатов – ни отрицательных, ни положительных. Развитие аграрной отрасли косвенно связано с санкциями. Самая серьезная проблема сейчас – кредитование сельского хозяйства. Наши клиенты, которые закупают сельхозтехнику, жалуются, что банки увеличили процентные ставки, ужесточили требования по залогам, а, зачастую, и вовсе отказывают в выдаче кредитов без объяснения причин. Сельское хозяйство – сезонный бизнес, для которого необходимо привлечение средств.
Рынок сельхозтехники в этом году подрос благодаря программе софинансирования. Но рост произошел не потому, что клиенты себя хорошо чувствуют, а ввиду запуска госпрограммы субсидий. Формула такая: производство выросло, рынок вырос, импорт сократился. Больших катаклизмов мы не видим, но развитию сектора мешает наличие неопределенности. Производители остерегаются делать инвестиции, так как не понимают, что будет происходить с экономикой в следующем году.
Вопрос: Как Вы оцениваете эффективность Постановления правительства №1432 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники?
Евгений Корчевой: Это самая эффективная, на мой взгляд, госпрограмма – денег тратится очень мало, а эффект большой. Этот механизм уже привел к росту производства. При этом субсидия "прозрачная" - вся информация размещается на сайте Минсельхоза, она полностью антикоррупционна, так как проводится в автоматическом режиме, чиновники не принимают ни одного решения субъективно: все основано на объективных критериях. Это единственная программа Минсельхоза, по которой субсидии выплачиваются не через субъекты федерации, тем самым, у регионов нет необходимости в софинансировании - федеральная программа доступна для всех территорий РФ.
Но, безусловно, там есть и недочеты, и уже три раза в это постановление вносились изменения и, скорее всего, они не последние. Но на сегодняшний день это реальный эффективно действующий механизм расходования средств, выгодный как производителям сельхозтехники, так и государству.
Вопрос: Насколько правильно выстроена в госпрограмме система регионального расходования средств?
Евгений Корчевой: В регионы мы могли продавать технику, которая субсидируется, только по квотам. Они были жестко распределены и привязаны к объему производства на местах. Спрос на сельхозтехнику неравномерный. Не было механизма перераспределения квот, а сейчас он появился в постановлении. Но, честно говоря, мы выступаем за то, чтобы со следующего года региональные квоты были полностью отменены, чтобы программа действовала исходя из спроса на продукцию. К примеру, в одном субъекте РФ сейчас идут большие инвестиции, и в последующие 2-3 года там фермеры и сельхозпроизводители приобретать технику не будут, а в других субъектах спрос, наоборот, повысится. Спланировать это невозможно. Будем обращаться в Правительство с просьбой либерализовать данный подход.
Вопрос: То, что программа должна действовать и дальше, вопросов не вызывает, а нужно ли увеличивать ее финансирование? Вы сами говорите, что даже при сравнительно небольшом объеме вложений эффект получается весомый...
Евгений Корчевой: Действительно, и мы уже подготовили предложения в Правительство РФ, профильные ведомства и в Госдуму по увеличению объема финансирования программы с 1,9 млрд до 4 млрд рублей с тем, чтобы объем предоставляемых субсидий мог также быть увеличен с 15 до 20%. Это связано с двумя причинами. Во-первых, все больше заводов начинает участвовать в этой программе. Она работает полтора года – уже обкатаны механизмы, понятны алгоритмы работы госпрограммы. Даже те, кто не верил в ее эффективность, смогли убедиться в этом. Во-вторых, отраслевые специалисты дают негативный прогноз на следующий год. Мы считаем, что сельхозпроизводители сократят производство техники на 15-20%. Поддержка в данном случае необходима, чтобы держать уровень производства этого года или, еще лучше, увеличить объемы.
Вопрос: Сформулируйте основные тенденции в агрокомплексе на следующий год? Все чаще можно услышать мнение, что именно АПК должен стать "локомотивом" развития промышленности, и в отличие от других отраслей, сельское хозяйство показывает рост.
Евгений Корчевой: К сожалению, при всем при этом, основная тенденция - падение рынка сельхозтехники, как я уже отметил. Ситуация с кредитами будет только усугубляться, возможности приобретения техники будет все меньше.
Вопрос: Какие административные барьеры, на Ваш взгляд, нужно устранить для улучшения результатов данной программы? Например, многие жалуются на чрезмерность требований Минсельхоза, что тормозит процесс осваивания средств и реализации субсидий?
Евгений Корчевой: Эти требования есть, но мы бы не назвали их критичными. Это связано с тем, что ежегодно производители должны подтверждать наличие производства, проходить переаккредитацию. Учитывая, что эта программа рассчитана до 2020 года, мы предлагаем для устранения бюрократических "заморочек" выдавать заключения сроком на 2-3 года. Все это второстепенные вопросы, безусловно, решаемые и обсуждаемые.
Вопрос: Россия импортирует сельскохозяйственную технику в 5 раз больше, чем экспортирует? Как установить баланс в этом отношении?
Евгений Корчевой: Нужно ограничивать импорт сельхозтехники, создавать равные условия для производителей, развивать собственные производства. Для этого у нас есть достаточное количество инженеров, рабочих, конструкторских центров, центров компетенции, производственных баз. Необходимо формировать условия, чтобы технику было выгодно производить здесь, а не "затаскивать" ее к нам.
Большую роль играет и макроэкономическая политика. Результат того, что экспорт многократно меньше импорта – то, что за 10 лет в 10 раз укрепился реальный курс рубля по отношению к доллару с учетом инфляции. За счет только "рублевых" подвижек нам стало в 10 раз тяжелее работать. Нам в 10 раз невыгоднее стало экспортировать.
Вопрос: Стратегии развития кадров для отрасли, поддержки НИОКР обсуждаются в экспертных кругах? Должно ли государство субсидировать бизнес в этом отношении?
Евгений Корчевой: НИОКР – во всем мире рискованная сфера. Ее надо поддерживать всеми возможными способами. Те инструменты, которые есть, необходимо развивать – увеличивать финансирование, количество проектов. Проблему кадров заводы решают самостоятельно – инвестируют в подготовку высококвалифицированных специалистов. Нам кажется, что это совместная задача бизнеса и государства. Необходимо, чтобы появились инструменты софинансирования программ, которые реализуют наши заводы. Государство должно взять хотя бы 50% таких расходов, поскольку это вклад в образование, в новые рабочие места.
Вопрос: И позвольте задать последний вопрос - как Вы оцениваете итоги прошедшего Агротехнического форума, поможет ли он справляться с теми проблемами, которые волнуют производителей?
Евгений Корчевой: Действительно, то, о чем мы сейчас с Вами говорим – это и есть своего рода результаты форума. Это некоторые выводы, которые я сделал, прослушав всех выступающих на мероприятии, в том числе и представителей субъектов федерации. Резюмируя вышесказанное: все единогласно поддержали постановление №1432, помимо этого, эксперты выразили озабоченность по поводу финансовой ситуации в сельском секторе в 2015 году. Четко прозвучало, что российские заводы сейчас включают в свою стратегию вопросы не только развития и увеличения поставок на внутреннем рынке, но и экспорта, за счет которого можно поднять конкурентоспособность отраслевых предприятий.
Вероника Килина