Погибший президент Total не прекращал сотрудничество с Россией и открыто критиковал ЕС за санкции
Нелепая случайность или...Президент французской Total Кристоф де Маржери, один из немногих руководителей иностранных нефтегазовых компаний, открыто критиковавших европейские санкции против российской отрасли, сегодня ночью погиб в удивительной по своей нелепости авиакатастрофе.
Были случаи, когда самолеты буквально разваливались при посадке и взлете: выезжали за пределы полосы, сталкивались с землей, приседали на одно крыло из-за действий экипажа. Но столкновений с коммунальной техникой, оказавшейся на полосе во время взлета лайнера, как это случилось сегодня ночью с рейсом Кристофа де Маржери, еще не было.
По предварительной версии, озвученной пресс-службой аэропорта Внуково, бизнес-джет совершал вылет из хаба в Париж, на борту находился один пассажир - президент Total Кристоф де Маржери и трое членов экипажа. Взлет выполнялся в условиях метеорологической видимости 350 м, коэффициент сцепления 0,5, с взлетно-посадочной полосы № 1 (ВПП-1), курс 06. Во время разбега в 23.57 мск произошло столкновение со снегоуборочной машиной аэродромной службы. Самолет жестко приземлился, перевернулся и загорелся. Пассажир и все члены экипажа погибли. Водитель снегоуборочного автомобиля не пострадал.
Кристоф де Маржери руководил компанией, участвовавшей в уставном капитале проекта НОВАТЭКа "Ямал СПГ" с долей в 20%. Несмотря на санкции, как сообщало Накануне.RU, президент Total не позволил прекратить участие в проекте строительства завода по сжижению газа. В последние годы концерн переживал падение добычи, компания продавала свои активы. На Россию приходится более 10% ее совокупных объемов, а также значимая часть инвестиций концерна.
"Сейчас Total инвестирует больше всего в Анголе, на втором месте Нигерия, инвестиции в России также растут довольно быстро. Не удивляйтесь, когда увидите, что Россия выходит на первое место", - рассказывал летом де Маржери.
Поэтому Total декларировала намерения продолжать работать со своими российскими партнерами, в числе которых компании, попавшие под санкции – НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, "Роснефть", и инвестировать в "Ямал СПГ".
"Я открыто настаивал на том, что, в глобальном смысле, введение санкций и эмбарго не является эффективным решением. Если поставки газа из России на европейский рынок прекратятся, то Европе придется дороже платить за газ, покупая его в более отдаленных регионах и с более сложной доставкой", - говорил Кристоф де Маржери в интервью российским СМИ.
В сентябре президент Total, выступая на заседании ассоциации "Франко-российский диалог", в котором принимали участие представители французских политических и деловых кругов и дипломаты, выразил сожаление, что ЕС пошел на ужесточение санкций и буквально обвинил власти в работе против собственных предпринимателей:
"Предприниматели не должны заниматься политикой, но политики должны учитывать интересы предпринимателей. Санкции, введенные против России, не дадут ожидаемого эффекта, но лишь приведут к обострению отношений между странами".
Президент компании, говоря о диалоге с французскими властями относительно смягчения санкций, подчеркивал, что он не лоббист, но еще в мае он заявил президенту Франции Франсуа Олланду, что он обеспокоен "слишком жесткой позицией Парижа по отношению к Москве".
Однако Франция, поддерживающая санкции, поспособствовала тому, чтобы некоторые проекты компании закрылись. Так, месяц назад Total вышел из СП с ЛУКОЙЛом по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири. Total и ЛУКОЙЛ договорились создать СП по добыче трудноизвлекаемой нефти на Баженовской свите в Западной Сибири в мае 2014 г. Планировалось, что у российской компании будет 51% в СП. В течение двух лет компании предполагали совместно инвестировать в геологоразведочные работы $120-150 млн.
Еще один проект Total в России – Штокмановское месторождение, разработку которого ведет "Газпром". Инвестиции французской компании в него составили $350 млн.
"Мы по-прежнему считаем, что эти запасы нужны, это огромное месторождение. Если сможем найти техническое решение, позволяющее сделать его разработку рентабельной, то вернемся к обсуждению возможностей реализации этого проекта. Многие месторождения, разработка которых в прошлом была отложена, теперь разрабатываются", - пояснял де Маржери.
Именно Кристоф де Маржери озвучивал пророссийскую позицию компании. Сейчас первым лицом Total остался председатель совета директоров Тьерри Демаре. Ямал-СПГ - безусловно ключевой российский проект для диверсификации видов поставок энергоносителей и их географии. Точно так же, как проект по разработке сланцевой нефти в ХМАО, из которого недавно вышла британско-голландская компания Shell. Как считают эксперты, на фоне истерики вокруг отплытия Крыма от Украины, падения Боинга и "ввода российских войск на Украину" США начали перекраивать архитектуру мировой энергетической безопасности. И гибель президента Total лишь на первый взгляд может выглядеть нелепой случайностью.