Максим Калашников: 25-летний антиотбор привел к массовой деградации чиновников
Российская управленческая элита в своем большинстве уже давно не вызывает у общества положительных эмоций. Сами же чиновники своими действиями часто лишь оправдывают такое отношение. А чрезмерное увлечение гаджетами и социальными сетями и вовсе выставляет их порой в неприглядном свете – подростковое селфи в лифте Медведева уже не удивляет никого. Последней "звездой" интернета стал вологодский вице-губернатор, выложивший в Инстаграм фотографию закрытой двери туалета, в котором он застрял. Владимир Жириновский с трибуны в Госдуме заявил накануне, что наша "управленческая элита" состоит из двоечников и троечников, которые купили свои фальшивые дипломы. Российская управленческая "элита" – результат искусственного антиотбора, и нередко демонстрирует идиотизм, компенсировать который может только новая индустриализация, в которой компетентность людей будет проверяться не дипломами, а способностью выполнить поставленную задачу, считает писатель, публицист Максим Калашников. Своим экспертным мнением он поделился с Накануне.RU.
Качество высшего образования упало после гибели Советского Союза, и это объективно. Действительно, сейчас и дипломы покупают, и все прочее. Но не дипломы красят человека, а его деловые качества. Поймите, 20 с лишним лет в Российской Федерации шел отбор не по принципу способностей человека делать дело. В конце концов, Советский Союз знал людей на управляющих постах и без высшего образования, во всяком случае, без законченного высшего образования, но которые успешно справлялись с порученным делом, не воровали, а поднимали промышленность очень успешно, великие проекты двигали вперед.
Я хочу напомнить, что Иосиф Виссарионович был недоучившимся семинаристом, а Лаврентий Павлович Берия строительный институт не закончил. Тем не менее, люди сумели сделать вторую сверхдержаву мира в рекордные сроки.
Нужно выстраивать новые социальные лифты и такими лифтами может стать не проверка дипломов, потому что дипломы давно обесценились, и мы таким способом не отделим толковых людей от никчемных, - должна быть только одна проверка: дело. Как люди справлялись с полученным делом. Для того, чтобы этот механизм включить, нужно реальная, а не на словах, новая индустриализация страны. Это будет и производственная школа, и школа строительства новых заводов, их запуска на полную мощность, их развития. Об этих людях можно будет сказать, что они действительно прошли проверку. Они могут иметь диплом, а могут не иметь, но будут проверены делом. А проверять – покупал он диплом или нет – это ерунда. Этим уже невозможно отделить зерна от плевел, агнцев от козлищ.
Случай с вологодским вице-губернатором, который попал в "туалетный плен" и сообщил об этом через социальную сеть, лишний раз показывает, что чиновники – часть всего прочего населения Российской Федерации. Чиновничество отражает тот идиотизм, которым поражено все общество. Общество впадает в "цифровое слабоумие", люди скоро будет выкладывать в Инстаграме фотографии того, как они занимаются любовью с женами и любовницами, как они ходят в туалет, ведь сейчас наступает новое увлечение – прозрачность, эксгибиционизм такой, выставление напоказ, – они готовы выкладывать свою любительскую порнографию и т.д., а чиновники Российской Федерации, в этом смысле, такая же часть цифрового слабоумного общества.
Я знаю, что есть кодекс чести чиновника, нельзя некоторые вещи им делать, а служащим определенного уровня – подписывать некоторые вещи, но если все общество начинает поражаться идиотизмом, в принципе, и чиновники туда же пойдут. Это все говорит о том, что чиновники в Российской Федерации набираются не самые лучшие, не самые умные. Если вы почти четверть века отбирали самых подлых, самых приспосабливающихся к начальству по хватательно-жевательным рефлексам, то вы производили антиотбор. Вот вы и имеете то, что имеете.
Есть еще очень интересная вещь. Приведу собственный пример: у меня в Челябинске есть знакомый, он не чиновник, он владелец высокотехнологичной фирмы, которая производит электронные системы управления для тяжелой техники, и начинает производить инновационный бульдозер. Вот он почему-то системой Российской Федерации замечен не был, а его компания входит в 150 высокотехнологичных компаний страны. Так вот, его никто не приглашал в государственный аппарат, государство ему ничем не помогает и у него девятый месяц идет проверка налоговой службы, а прокуратура собирается закрыть его промышленный корпус. После такого останется вопрос о качестве чиновничества и о том, можно ли решить проблему просто проверкой качества дипломов у этих людей.