Годовщина Майдана: стенания разумного майдановца на обломках недогосударства
"Как не крути, мы - авторы национальной катастрофы, ответственность за которую мы хотим свалить на внешних врагов"Мнение Львовского журналиста Остапа Дроздова всегда отличалось ... нет не антимайданством, но логикой, чего среди майдановской братии встретишь нечасто:
К этому шло. И это не произошло внезапно или неожиданно. Рушится все то, что было неправильно построено (или построено как угодно). Когда враги желчно обзывают Украину недогосударством - нас трясет от возмущения. Но ведь они правы. И мы это знаем.
Мы давно уже приспособились к недогосударству, где отсутствуют целые институты. Выборочное правосудие и "филькограмотность" законов - это то, что нас устраивает, ибо я еще не видел ни одного патриота, который хотел бы жить по закону. На каждых выборах мы признаем, что законы для нас могут писать или миллионеры, или проходимцы. Мы согласились на то, что партии могут существовать только на деньги олигархов, а не на членские взносы. Мы знаем, что бесплатная медицина опасна для жизни. Правоохранители больше всего бьют, прокуроры больше всего "отмазывают", спецслужбы являются источником наибольшей опасности. При государственном украинском языке каждый из нас имеет дома паспорт, где на второй странице - запись на русском. Ну а такое количество состоятельных чиновников может быть только в недогосударстве.
Как не крути, мы - авторы национальной катастрофы, ответственность за которую мы хотим свалить на внешних врагов.
Пока мы рисуем ржавые заборы и столбы в сине-желтые цвета, государство Украина стремительно теряет все свои атрибуты. Государственный флаг топчут и сжигают свои же граждане. Официальные слова гимна "Ще не вмерли України" остались на бумаге, поскольку вся страна по-привычному поет другие, декадентские, слова "Ще не вмерла Україна", и это уже другая песня. Территория государства претерпела существенные потери, и сейчас Украина не имеет юрисдикции от Сяна до Дона. Государственный язык доминирует лишь на половине земель. Нет исторической памяти, единой для всех регионов. Все, что собой представляет государство Украина сейчас - это централизованный бюджет и город Киев как административный центр принятия решений. Все остальное - размытое, неработающее, разграбленое, саботируемое.
Я бы не обижался на злорадные реплики о "недогосударстве". Так и есть. У нас не будет полноценного государства никогда, пока мы не согласимся, что государство - это пространство, а не территория. Основным понятием современной геополитики является пространство. Крым безболезненно отошел к России именно потому, что он принадлежал к ее пространству. Мир мыслит категориями пространства.
Вопрос: где заканчивается украинское пространство? Не граница, не шлагбаум, не пограничные овчарки - а пространство, украинское пространство. Мы страшно избегаем ответа. И это вылазит нам боком. За нежелание дать ответ на этот вопрос гибнут тысячи людей из разных пространств.
23 года - это очень много времени. В современном темпоритме изменений это - целая жизнь. За четверть века соседние государства умудрились выйти из красного соцлагеря, переобуть свое население на западный манер, заново пересоздать свои государства, войти в ЕС и НАТО, получить безвизовый режим и реализовать немыслимые для нас реформы. А мы в это время имитировали свою государственность и довольствовались наличием самой Украины на карте мира. Они все эти годы работали над собой, а мы разве что с государственным бюджетом.
Мы не мыслили категориями пространства. Мы его не создавали. И не распространяли в пределах своих границ. Мы будто были здесь все эти годы - и как будто нас здесь не было. Теперь мы имеем вполне логичную, прогнозируемую дисгармонию границ и пространства. Эту дисгармонию не способны решить ни армия, ни оружие, ни героический патриотизм, ни украиноцентричные тренды. Мы проиграли украинское пространство внутри Украины - и на этом надо остановиться. Потому что пространство нельзя расширять силами АТО. Это ничем не отличается от экспансии Кремля. Слишком поздно.
Вы удивитесь, но здесь есть позитив. Мало какой народ имеет такую роскошь основывать свою современную страну. У нас такая роскошь есть. Для значительной части украинцев государство перестает быть святая святых, нетронутым культом, самоцелью. Появился шанс пересоздать заново государство Украина. Потому что недогосударство не подлежит ни ремонту, ни реформам. Никто не говорит, что нам не нужно государство как таковое. Нам не нужно такое государство. Чувствуете разницу?
Когда строили египетские пирамиды или другие древние мегастройки - тела умерших рабочих замуровывали прямо в объект. Родственники Небесной Сотни и убитых на Востоке солдат - в фрустрации. Они чувствуют, что их близкие люди погибли напрасно. Я тоже так считаю. Каждая их смерть абсолютно бесполезна - если она не привела к переделу государства. А она не привела (пока что). Заслуга убиенных в том, что благодаря Майдану украинское пространство несколько расширилось на Восток. Но оно остановилось там, где и должно было остановиться. Надо найти в себе мужество зафиксировать крайнюю границу украинского пространства.
Это не капитуляция. Это шанс пересоздать государство Украина, которая уже не будет переименованной в УССР или обычным рисуночком на карте мира. И в этот раз она должна совпадать с украинским пространством. Иначе - национальный гопак на граблях.
* * * * * * *
Остап на удивление для майдановца рационален и логичен (Хотя он всегда такой). Он понимает, что маятник начинает лететь в обратную сторону и предлагает умерить аппетиты националистов, хватать то, что еще можно и убегать с тонущего корабля (при чем он не называет потерь поименно. Дело явно не в одном Донбассе). Потому, что если этого не сделать сейчас, то украинский национализм останется только в заповеднике под названием Галичина. А тогда за что сражались галичане последние 100 лет? За то, чтобы опять очутиться возле своего корыта. Остается надеяться, что в среде укрохунты умных людей мало и центральную Украину не постигнет участь придатка Галичины, пишет yurasumy.