Считаете, что это кризис?.. Репортаж о том, как живет Донецк
От редакции. В России в ночь на вторник грянул кризис - после атаки ЦБ на рубль жители крупных городов ринулись... скупать бытовую технику, и еще пытаются ухватить заграничные туры. Считающим, что мы достигли дна, и дальше будет только хуже - мол, новую машину не взять, за границу не уехать, нелишним будет посмотреть, как живет Донецк - русскоязычный крупный промышленный центр некогда единой Украины, а ныне столица ДНР. Денег нет в принципе, по городу лупят ракетами, люди выстаивают в очередях за гумпощью, которую дают по талонам. И все это Донецк получил за свое желание просто говорить на русском языке и чтить свою историю - в противовес кричавшим "москиляку на гиляку" и решившим отречься от подвига Великой Отечественной войны свидомитам. Донбасс знает, во имя чего он страдает, и надеется, что об этом помнит и Россия. Как живет Донецк - читайте в репортаже специального корреспондента Накануне.RU.
Конечно, главная беда ДНР – это военная агрессия, развязанная украинскими захватчиками-нацистами. Не проходит ни одного дня, когда в Донецке было бы полностью спокойно, исключая редкие "перемирия", которые используются хунтой для подтягивания военных резервов. Каждый день с утра до вечера, а иногда и ночью, раздаются мощные залпы, слышные во всех районах города. Многие уже хорошо различают, когда из какого орудия стреляют, и уж практически наверняка – сюда или отсюда. Артиллерийский обстрел города укрофашистами сопровождается характерным смешанным гулом (от разрушений) и дрожью в земле. "Ответки" носят явно отличающийся характер залпов и на слух воспринимаются как четкие звуковые хлопки, следующие обычно с периодичностью. Отличить одно от другого уже несложно. К залпам уже так привыкли, что на них практически не обращают внимания, и все работают как ни в чем не бывало. Подумаешь, стреляют…
А вот 20 октября, когда нацисты запустили по Донецку ракету, взрывная волна накрыла весь город. На противоположном конце города, в 15 км от эпицентра взрыва, окна, которые не были наглухо закрыты, распахнулись. Взрывная волна действительно было очень мощной, ее слышали даже в Волновахе, что в 40 км к югу.
Это одно из высоких зданий города, которое несет на себе "шрамы" того взрыва и еще более ранних – выбитые стекла просто забиты фанерой.
Наиболее страдают западные окраины города. Но в целом транспорт и все учреждения работают в обычном режиме, причем транспорт ходит довольно четко. Правда, все учреждения закрываются гораздо раньше обычного. После 7-8 вечера уже практически невозможно уехать, улицы пустеют, а магазины закрываются. Супермаркеты работают до 8-9 часов, а небольшие магазины – до 5-6. Многие из них заведомо заделывают окна фанерой, чтобы при взрыве не вылетели стекла.
У супермаркетов можно увидеть и такую картину.
А во многих жилых домах и квартирах окна заклеены накрест скотчем. Цель та же самая – при взрыве задержать разлет стекол вовнутрь. Скотч с этим справляется хорошо, осколки стекла просто виснут на нем и почти не летят в дом. Разумеется, ближе к западным окраинам города окна заклеиваются чаще.
Часто можно встретить такие надписи.
Откровенно говоря, жить в Донецке тяжело, не говоря уже о других городах. Работы очень мало, все украинские госучреждения закрылись, заводы, фабрики и все предприятия работают в сокращенном режиме. Сказывается и предательская сущность начальств, которые думают прежде всего о своем кармане, поэтому до последнего стараются сохранить лояльность киевскому режиму, выполняя все его вредительские распоряжения. Так, до последнего времени на многих предприятиях сохранялась официальная подчиненность Киеву. Только когда речь зашла фактически о ликвидации предприятий, они зашевелись. В этом смысле блокада, начатая украми в начале ноября, сыграла и свою положительную роль, подтолкнув хозяев и директоров к "отвязке" от Киева. Тут можно провести параллель и с российскими элитами, которых только угроза ликвидации может направить на путь восстановления суверенитета России. Примерно то же самое и в Донбассе. Богачи везде одинаковы.
В ДНР уже не работают ни укрпочта, ни укрбанки, ни что-либо украинское.
Они почти ушли еще с августа, а в ноябре – уже окончательно. Почта как почта не работает уже давно, а из банков оставался только "Ощадбанк" (ощадный – значит сберегательный). Осенью в его отделениях творилось что-то невообразимое. В сентябре, когда Киев перечислял последние пенсии, очередь у отделений занимали в 4-5 утра, да и то не всегда можно было получить, т.к. не было наличных. Обычно давали те, что в соседнем окошке платили за квартиру. Но уже нет и "Ощадбанка".
Банкоматы, естественно, тоже не работают.
Фактически 3 месяца пенсии не платили вообще. Только недавно ДНР начала массовую выплату пособий. С зарплатами ситуация похожая. Стабильная выплата зарплат прекратилась Киевом в июле, сразу после прихода Стрелкова в Донецк. После этого на каждом предприятии уже полгода выкручиваются как могут. Описывать все подробности, пожалуй, нет смысла. Отметим лишь, что сейчас уже ребром стал вопрос с украинскими банковскими карточками, которые можно обналичить только на оккупированной территории республик. Недавно кое-где в супермаркетах еще можно было рассчитаться в безналичной форме. В конце ноября, когда многим перечислили зарплату на карточку, люди ринулись "овеществлять" их в товары. На кассах были огромные очереди, а на входе в суперкаркет даже специально висели "спасительные" таблички: терминалы работают.
Но вообще в любом магазине, где раньше работали терминалы, сейчас висят таблички: принимаем только наличные. Терминалы уже практически нигде не работают.
Что касается наличия продуктов в магазинах и на рынке, то есть практически все. Если и чувствуется нехватка, то уж каких-то изысков. Все необходимое есть, и даже более. Тяжелое положение прежде всего в прифронтовых поселках, куда доставить продукты бывает опасно. В остальном слухи о дефиците преувеличены. Нет не продуктов – нет денег.
Сейчас в ДНР ускорился этап постепенного перехода под юрисдикцию ДНР. Этот процесс, конечно, мог идти менее болезненно. Но, как говорится, пока гром не грянет… Причем это касается всех: и простых людей, до последнего веривших, что как-то договоримся, и руководства ДНР, и руководства России, с удовольствием бы согласившегося на статус Донбасса как федеральной единицы с четко прописанными полномочиями. Но уже давно ясно, что с хунтой и их хозяевами договориться невозможно. Отсюда и такие сложности.
C октября в ДНР работает свой банк – Центральный республиканский. По всей республике уже открыты десятки отделений, но пока они в основном занимаются регистрацией и с наличными не работают. Во всяком случае, получить перевод в ЦРБ пока нет возможности, и с этим вообще сейчас громадные сложности, поскольку многие получают помощь из России. Поскольку ЦРБ объявлял о наборе сотрудников, то сообщают, что получены сотни резюме. Масса людей потеряла работу, ведь ранее здесь было огромное количество банков. Людей, конечно, жалко, но, честно говоря, ТАКОЕ количество банков, которое было, не лезет ни в какие ворота. Война, как ни цинично это звучит, все расставляет по своим местам. Ведь банки – это сфера услуг, а они превратились в какую-то замкнутую корпорацию, работающую на себя. Копирование западного образа жизни чревато. Это касается и карточек. Если бы Донбасс удалось полностью подсадить на кредитные карточки, как это имеет место на Западе, то Киев просто бы задушил ДНР и ЛНР, заблокировав все счета. Но, к счастью, люди по привычке в основном пользуются наличными. Так надежнее. И война это подтвердила.
Везде: в транспорте, на улицах, по телефону – пожилые люди только и говорят о переоформлении пенсий. Звучат одни и те же названия городов, оккупированных хунтой: Красноармейск, Мариуполь, Дзержинск, Запорожье и т.д. Это единственный способ получить заработанную на Украине пенсию – переоформить ее там, как переселенец. Весь город был обклеен объявлениями: "Выезд в Запорожье, Красноармейск и т.д." Был и такой вид "бизнеса": оформление пенсий без личного участия. Платишь водителю договоренную сумму, отдаешь все документы – и он тебе привозит твою пенсию. Правда, лавочка закрывается. Судя по сообщениям, с декабря получить честно заработанную пенсию можно будет только тем, кто действительно переехал на оккупированную территорию и там живет.
Сейчас в ДНР началась выдача пособий по возрасту и инвалидности. Это еще не пенсия, а только помощь в размере 1000 гривен. Открыты отделения ЦРБ, в которых ежедневно огромные очереди. Это даже не очереди, а столпотворения, при одном виде которых становится не по себе. Выстоять все это от начала и до конца невозможно. Поэтому составляются списки, там записываются, потом регулярно приходят узнать, сколько еще осталось, и т.д.
Примерно такие же очереди наблюдаются и в пунктах раздачи гуманитарной помощи. Они есть в каждом районе Донецка и других городах. Помощь раздает "Гуманитарный штаб Рината Ахметова", и уже давно – еще с лета. Помощь положена людям от 65 лет, а также беременным, инвалидам и т.п. Правда, в декабре началась регистрация на получение помощи людям от 60 лет. Работа этих центров организована в целом хорошо. Другое дело, что огромное количество людей делает спокойную работу невозможной. Всегда нужно стоять несколько часов. Бывает, дело доходит и до легкого "штурма".
После занесения в базу данных вам выдают талончик на получение помощи сейчас и следующий – через месяц, а беременным – еще и гигиенический набор. Примерное содержание продуктового набора: по килограмму риса, макарон, гречки, муки, пшена, овсянки, сахара, несколько банок кильки в томате (бывает и тушенка), банка подсолнечного масла, несколько пачек вермишели мгновенного приготовления, сгущенка, пачкая чая, печенья, спички. Иногда что-то может отсутствовать или быть по две пачки чего-то одинакового. А вот примерное содержание гигиенического набора: шампунь, зубная паста, щетка, мыло стиральное и туалетное (по два куска), туалетная бумага, гигиенические прокладки.
Пакет с гумпомощью очень большой, унести его тяжело, поэтому на выходе наблюдается людской "конвейер" по расфасовыванию одного большого пакета на два поменьше. Кто разложил – идет домой, его место занимают только получившие и т.д.
В целом, если подсчитать стоимость продуктового набора, выходит около 150 грн. (около 500 рублей, но в России на 500 рублей не купишь столько, сколько в Донбассе на 150 грн., т.к. зарплаты в России гораздо выше, а значит, и цены). Для Ахметова же один паек выходит около $10, включая сюда транспортные, организационные расходы и пр. Получающих гумпомощь в ДНР несколько сот тысяч человек. Следовательно, в месяц получается несколько миллионов долларов. Для состояния в $10 млрд, согласитесь, сумма несущественная, да и то это если он свои платит, а не организует раздачу крох от кровно заработанного в виде "помощи от Ахметова".
Нашумевшей была история с "переездом" вузов ДНР на оккупированную территорию. Все вузы ДНР хунта "приказала" эвакуировать. В итоге "эвакуация" вылилась в бегство прохунтовского преподавательского элемента и организацию на подконтрольной киевским мятежникам территории клонов учебных заведений Донбасса. Заманивали чем могли: обещанием зарплаты, стипендии, внушением "нелегитимности" вузов ДНР, угрозой лишить научных степеней и званий, не выдать "диплом государственного образца" и т.д. Некоторые повелись. В итоге небольшая часть предателей сбежала. Прискорбно то, что эти негодяи захватили с собою печати, уставные документы и, так сказать, все признаки "подлинности" вуза. Но предотвратить это не было никакой возможности, т.к. в ДНР не могут же забрать печать с трезубцем и сказать "не отдадим". Поэтому печати уехали на Украину, а вместе с ними – и "доказательства" того, что на Украине "настоящие" вузы. Например, ДонНТУ, по версии хунты, "переехал" в Красноармейск, где действует небольшой филиал ДонНТУ на несколько сотен студентов. Так Красноармейский техникум стал "вузом". Все это – следствие двусмысленного статуса ДНР и ЛНР. Однако уже со следующего выпуска в вузах ДНР будут выдавать свои, "ДНРовские" дипломы. Наиболее пионерским и последовательным в деле неподчинения хунте и перехода в юрисдикцию ДНР является ДонНУ.
Вообще говоря, люди уже привыкли к тому, что Украина – это "они". Если в отношении простого населения это еще не так заметно, то в отношении власти – сильно. "Свои" власти – это власти ДНР, которые заседают в Доме правительства. На входе в бывшую Донецкую ОГА (ныне – Дом правительства) уже висят новые таблички (на русском и украинском): "Донецкая государственная администрация". В само здание просто так не пройдешь. На входе стоят ополченцы, спрашивающие, по какому вопросу. Даже для журналистской аккредитации нужно позвонить в центр аккредитации, чтобы за вами вышли. Естественно, внутри Дома правительства многое еще говорит о недавних событиях. Еще висят антихунтовские и русские плакаты и лозунги, есть и православные иконы. Но в целом обстановка абсолютно рабочая и уже в значительной степени новая, "ДНРовская". От старой власти мало что осталось, и ни о каком "захвате" здания речи давно нет. Есть новая власть, вот и все. Насколько она новая – это уже другой вопрос. Но в самом здании складывается вполне нормальное ощущение действующей власти, хотя и молодой. У самого здания две стелы с флагами России и ДНР. Здесь российский флаг взвился над городом еще 1 марта. Вот такой вид открывается из здания.
Кстати, с правительственного здания сняты все флаги, кроме российского и республиканского. А весной каких только не было! И правильно. Дом правительства – это не сцена митинга. Особо выразительно смотрится российский флаг на фоне стены, где раньше висел бандеровский трезубец. Здесь буквально ощущается дыхание истории.
Сам Донецк давно исписан русскими и антифашистскими лозунгами, которых не перечислить.
Город с июля обклеен объявлениями о выезде. Наиболее популярные направления - Москва, Ростов, Крым, Харьков. Предлагают и работу в России.
Над некоторыми зданиями развивается Спас Нерукотворный, над некоторыми – флаг Новороссии, чаще всего – просто флаг России или ДНР. Например, у здания МВД и МГБ, которые располагаются в здании бывшего областного УВД.
На рынках много точек торговли с символикой ДНР, Новороссии и России – флажки, вымпелы и т.п. Многие из них уже украшают лобовые стекла машин и автобусов. Продаются и специальные наклейки флага для заклеивания желто-голубых прямоугольников на автомобильных номерах. И, кстати, пользуются спросом. Уже много машин ездит с "номерами ДНР".
В целом положение Донецка и ДНР, конечно, весьма тяжелое, но Донбасс знает, во имя чего он страдает. И надеется, что об этом помнит и Россия.