Юрий Крупнов: Новая антинаркотическая политика России создается в Югре
"Нужно выработать модельную политику борьбы с наркоманией для регионов"16 декабря в Ханты-Мансийске собрались эксперты в области борьбы с наркотиками. Они встретились, дабы разработать новую стратегию противодействия распространению смертельного зелья. В столицу округа прибыли представители муниципальных антинаркотических комиссий, силовых структур, медицины, ведомств социального развития, общественных организаций из каждого муниципалитета. В числе приглашенных гостей был известный московский эксперт, председатель Движения развития Юрий Крупнов. Его экспертное мнение о проблемах наркомании и о том, как с ней бороться - на примере отдельно взятого региона - специально для Накануне.RU.
На семинар приехали представители практически всех муниципальных антинаркотических комиссий, которые сегодня в ХМАО, как и в России, становятся важнейшим субъектом профильной политики. В ходе семинара мы выработали типовой формат деятельности соответствующей муниципальной комиссии. При этом очень хороший тон задал Лангепас: его опыт по борьбе с наркотиками сегодня можно назвать одним из передовых в стране, это касается и реабилитации, и профилактики, и внедрения различных других программ.
В ходе форума мы серьезно "инвентаризировали" целевой блок наркотической политики в Югре. Более четко прописали задачи, связанные со снижением количества потребителей наркотиков, защитой подростков от "спайсов", организацией необходимой для правильной антинаркотической политики информационно-духовной медиасреды. Проработали механизмы исполнения этих задач с учетом нынешних реалий.
Мы серьезно поработали создание координационного и мотивационного центра на уровне округа. Его, возможно, построят или создадут на базе уже существующего учреждения. Он, по сути, станет штабом как для обращений и последующей помощи жителям округа, так и для научно-методической поддержки муниципальных антинаркотических комиссий или конкретных учреждений и общественных организаций.
Все эти меры направлены на то, чтобы работать с проблемой в штатном режиме, чтобы каждый раз не было необходимости принимать какие-либо чрезвычайные меры. В этом смысле можно говорить о том, что в ХМАО создается новая антинаркотическая политика России. Во многом по стране в решении этой проблемы мы идем по инерции из 90-х, когда страна впервые столкнулась с наркоманией. Тогда предложили ряд каких-то первичных профилактических мероприятий, отработали медийную политику, но этого уже недостаточно. Поэтому мы искали новый формат деятельности с обозначением конкретных мер и результатов по минимизации ущерба от наркомании. Югра здесь, спасибо руководству, идет впереди.
Я все время называю округ генератором федеральных инициатив в этой сфере. Они уже известны. Это, по сути, победа над дезморфиновой наркоманией (т.н. "крокодилами"). Кроме того, здесь внедрили первый в России сертификат на реабилитацию, и создан соответствующий институт, позволяющий государству поддерживать тех, кто готов идти за реабилитацией. Третья инициатива – сейчас в Госдуме в первом чтении уже принят законопроект, позволяющий без проволочек запретить "спайсы" и дизайнерские наркотики. Поэтому, думаю, четвертой инициативой будет выработка для регионов модели новой политики борьбы с наркоманией. Мы, по сути, перейдем в новое поколение региональных программ, где на порядок будет конкретнее и ощутимее результат.
Эффективность можно будет отследить по двум параметрам. Первый – количество вовлеченных в употребление наркотиков. Оно должно, как минимум, не расти, и уменьшаться. По сути, впервые в России будет четко и ответственно поставлен такой результат: снижение количества наркоманов. Второй блок – минимизация ущерба, например, демография и смертность от употребления наркотиков. Еще одна часть – снижение экономического ущерба от наркомании. Кроме того, сюда же относится и вовлечение людей в различные деструктивные общественные организации, которые спекулируют на теме наркомании, то есть наша задача состоит и в уменьшении числа таких организаций. Четвертая часть – все, что связано с эффективностью вовлечения наркопотребителей в реабилитационные программы, чтобы вывести их из дистрибуции наркотиков. Такие вот целевые блоки.
В связи с тем, что у нас уже есть серьезный задел, я полагаю, что за год-два ситуация в этой сфере может быть кардинально изменена.