Валентин Катасонов: Запрет на движение капитала спас экономику многих стран мира, но Центробанк не вдохновился их примером
Модель российской экономики, построенная на рецептах либеральной экономической теории, сегодня показала свою полную несостоятельность. Те люди, которые принимают решения в области экономики и финансов, неспособны увидеть альтернативы этой модели, и решения, принимаемые ими, с одной стороны – результат их интеллектуального бесплодия, с другой – попытки дестабилизировать ситуацию в стране и нанести удар лично по президенту. Центробанк играет не на стороне России, а на стороне наших геополитических противников, и его решения имеют большую разрушительную силу, чем все те экономические санкции, которые принимались Западом на протяжении полугода.
Решения, которых мы ждем от власти, достаточно просты и испытаны странами, которые в разное время переживали экономический кризис. Можно вспомнить кризис в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 годах. Малайзия наиболее быстро и безболезненно вышла из кризиса, потому что принимала решения, которые шли вразрез с указаниями МВФ. МВФ, как вы понимаете, дочерняя структура американского казначейства, а оно обслуживает главных акционеров ФРС - крупнейшие банки, которые мародерствуют в странах третьего мира. Конкретно в Юго-Восточной Азии они действовали как спекулянты: разогрели экономику, образовали финансовые пузыри, а потом резко вывели капитал из страны. После этого происходит обвал национальной валюты.
Некоторые страны стали спасать свои денежные единицы, используя валюту. Поскольку запас ее в резервах был невелик, они пошли на поклон к ростовщикам, в том числе к МВФ. А тот еще сильнее закрутил гайки. Малайзия оказалась единственной страной, которая действовала нестандартно, она ввела запрет на движения капитала, так как в тот момент было важно не допустить его выхода из страны. Этот мораторий действовал на протяжении года, и в Малайзии экономический рост начался гораздо раньше, чем в других странах. Они не пытались противодействовать экономическому кризису теми методами, которые сегодня применяет Набиуллина – повышением процентных ставок. Малазийские власти, напротив, в условиях закрытости экономики и запрета на движение капитала понизили ставки, что способствовало экономическому оживлению в стране. Это простые вещи, но нашим "денежным властям" это непонятно или неинтересно.
В отличие от этих тупых лозунгов: "давайте привлекать иностранный капитал" и "заграница нам поможет", во время кризиса ряд стран водили ограничения на приток краткосрочного капитала. Где-то эти ограничения были административными, где-то применялись экономические методы. Например, Бразилия ввела налог на покупку своих облигаций и акций для нерезидентов.
Можно вспомнить финансовый кризис 2007-2009 гг в Европе. Он начался с маленькой Исландии. МВФ и Брюссель опасались, что ситуация выйдет из- под контроля, и было принято решение о запрете на движение капитала в Исландии. Таким образом удалось купировать финансовый кризис в стране, и ситуация в Европе была не такая острая и тяжелая именно из-за своевременных мер. В прошлом году на Кипре произошло обрезание депозитов, конфискация части денег клиентов кипрских банков. И для того, чтобы более эффективно проводить эту операцию, Брюссель и МВФ разрешили Кипру вводить запрет на движение капитала, который был готов "убежать".
Это только малая часть примеров того, как страны спасали свои экономики с помощью понятных и доступных мер. Но наша власть не желает вдохновляться успехами других. Подтверждение тому – совещание у премьера с лицами, принимающими решения в области экономики и финансов. По доступным нам сообщениям, такой вариант решения проблемы, как ограничение свободы движения спекулятивных денег, вообще не обсуждался.
Профессор МГИМО, доктор экономических наук, руководитель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентин Катасонов специально для Накануне.RU