Энергетический капкан
Проблемы остатков территории Украины с электроэнергией были очевидны с 15 апреля, когда исполняющий обязанности президента Турчинов отдал приказ о начале подавления протеста вооруженной силой. И даже если кто-то верил в то, что удастся подавить протесты, сохранив в целости и сохранности инфраструктуру, то уже летом таких иллюзий в руководстве хунты точно не питали. Ведь сами отдавали приказы использовать тяжелую артиллерию, танки, системы залпового огня и авиацию. А все эти виды тяжелого вооружения, особенно в руках плохо (а то и вовсе) не обученных карателей не являются оружием избирательного и точечного воздействия. Какие могли быть иллюзии в Киеве, если баллистические ракеты "Точка У", запускаемые ракетчиками ВСУ, падали в огородах и городах. При том, что паспортное максимальное отклонение 135 метров при стрельбе на дистанции 120 километров.
Иллюзий не было, но и подготовку к увеличенному зимнему потреблению электроэнергии никто не вел. В результате, в теплый декабрь остатки континентальной Украины вошли с дефицитом в 3 гигаватт-часа, которые временами возрастали до 6 гигаватт, что составляет 25% нормального энергопотребления. В условиях, когда ЮАР продавать уголь отказалась, у вражеской России покупать невместно, а в ДНР и ЛНР унизительно, Киеву приходится решать проблемы в ручном режиме и изыскивать порой самые нелепые оправдания.
Ярким примером может служить полное отключение Крыма утром 24 декабря. По официально озвученной версии Минэнерго и угольной политики Руины, “Мы подтверждаем, что отключен Крым. Но в связи с тем, что они превысили лимит потребления. Они такие же потребители, как и другие регионы Украины, всем отключают. И они превысили лимит потребления, поэтому им временно отключили“. При этом возобновить подачу электроэнергии пообещали, когда Крым “войдет в лимит потребления“.
В результате, даже после возобновления подачи электроэнергии, в Крыму вынуждены были начать веерные отключения электроэнергии. Как объяснил министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров: "С 19:00 введены ограничения, задействован график веерных отключений. Максимальный переток из Украины составляет 400 мегаватт, около 400 мегаватт мы имеем собственной генерации на сегодняшний день, общее потребление – около 1000 мегаватт, поэтому чуть более 200 мегаватт введено ограничение по всему Крыму и Севастополю".
Запомним эти цифры и рассмотрим оправдания Киева. Они звучат правдоподобно лишь на первый взгляд. Дело в том, что превышение произвольно установленных лимитов происходит повсеместно. В отчете "Укрэнерго" о дисциплине потребления электрической энергии за три недели декабря от 24 декабря (день отключения Крыма) говорится: "Донецкая, Запорожская, Львовская, Киевская области, а также Киев являются самыми неэкономными регионами Украины в плане электропотребления. Они превысили свои лимиты на 6-15 процентов". И никто ни Киев, ни Запорожье целиком не отключал и отключать не будет.
На самом деле полное отключение какого-либо потребителя с энергопотреблением масштабов Крыма никто из-за превышения лимита на сколько-то процентов производить не будет. Потому что электроэнергия очень специфический продукт. В каждый конкретный момент потребляется и производится одинаковое количество электроэнергии. Только в этих условиях система работает стабильно и качество электроэнергии соответствует стандарту. Если в каком-то регионе потребители пытаются "есть" больше, чем им поставляют, либо срабатывает автоматическая защита в данном районе, либо дежурные операторы данного сектора отключают потребителей согласно имеющейся в их распоряжении схеме (без отключения стратегических объектов, больниц и т.п.). И отключаются они именно для достижения паритета.
Если же просто при превышении лимита на 10 или 20 процентов отключить все 100 процентов потребителей, то образуется избыток электроэнергии, которую нельзя оставить в сети – либо что-то сгорит, либо сработает защита и вот тогда могут отрубить все и начинается блэк-аут. Избыток электорэнергии, одномоментно возникший при мгновенном полном отключении Крыма, можно только спустить в канализацию. Практически, в буквальном смысле – сбросить в землю.
Мало того, если вернуться к названным Сергеем Егоровым цифрам, то 200 мегаватт, которые недодают сегодня Крыму, для энергетики остатков Украины капля в море. Как уже говорилось, в середине декабря дефицит электроэнергии доходил до 6 с лишним гигаватт – в 30 раз больше того, что недодают Крыму.
Но и это еще не все. В условиях острого недостатка электроэнергии, остается исключенной из общей энергосистемы Бурштынская ТЭС. Она вырабатывает с завидным постоянством в полтора с лишним раза больше электроэнергии, чем любая другая, самая успешная (Старобешевская вырабатывает сегодня 870МВт), тепловая электростанция. И все 1424 мегаватта направляются прямым ходом в Евросоюз. Кстати, принадлежит это чудо Ринату Ахметову.
И никто в Киеве не пытается в тяжелейших энергетических условиях изменить ситуацию, поставить электроэнергию внутренним потребителям. А ведь Бурштынская ТЭС вырабатывает в 6 раз больше, чем недодают Крыму и даже на 20 с лишним процентов больше, чем потребляет весь Крым. Для лучшего понимания размеров уходящей в Евросоюз электроэнергии достаточно обратиться к статистике – за 21 день декабря вся континентальная Украина потребила чуть более 10 гигаватт электроэнергии – действительно существенные потери. И невозможно оправдаться, что этим зарабатывается валюта. Валюту зарабатывает Ринат Ахметов. И на заплаченные им налоги никогда не удастся купить где-то (непонятно где, если не в ненавистной России) аналогичное количество электроэнергии.
А ведь самое трудное время впереди. Необыкновенно теплый декабрь позволил Хунте достаточно мягко перейти на зимний режим энергопотребления. Морозы, и то не ниже минус 10, были только в первой декаде месяца. Но генерал Зима все равно отыграется после Нового года и в условиях еле теплых батарей граждане массово начнут включать электрообогреватели, водонагреватели, заряжать аккумуляторы, готовясь к плановым и аварийным отключениям электроэнергии и назло ненавистному государству, которое дерет с три короба за плохие услуги, будут воровать, отматывать счетчики и уж точно не станут экономить, если за это можно не платить или не сильно сказывается на кармане.
В условиях катастрофического состояния экономики, дырявого госбюджета и отсутствия валютных резервов, у руководства Хунты нет иного выхода, как договариваться с мятежными республиками на любых условиях, прекращать войну и начинать восстанавливать порушенное. Да, ради этого надо поступиться своими бандеровскими ценностями и согласиться на реальную федерализацию государства с фактически конфедеративными Донецкой и Луганской областями, которые не откажутся от своих вооруженных сил, как гарантах безопасности.
Звучит фантастически неправдоподобно. Хунта никогда на это не пойдет. Даже если президент Порошенко попытается пойти по этому пути, вооруженные батальоны бандеровцев его просто вынесут вместе с креслом при полном одобрении Яценюка, Турчинова и западных друзей.
Поэтому остается единственный выход, к которому прибегают все Хунты. Война. Диктатура. И неизбежный крах на развалинах некогда процветавшего государства.
Специально для Накануне.RU