Новороссия. Антифашистский рубеж России
Григорий Ванин и Александр Жилин о главных задачах для ДНР и ЛНРПока в Москве разного рода политические группировки воюют вокруг проекта Новороссии, процесс её создания остановился, так и не начавшись. С каждым днём всё больше людей теряют в него веру, упаднические настроения растут, чувство брошенности Россией на этой территории начинает доминировать. То есть, пока всё играет на руку антироссийскому либеральному крылу власти. Времени потеряно много. Сделано мало. А если честно, на пути создания жизнеспособного государственного образования не сделано ничего.
В ДНР власти не справляются с этой важнейшей задачей в силу своей некомпетентности и неопытности. Захарченко, может, парень и не плохой, но у него нет профессионального управленческого опыта и соответствующих знаний. Отсюда его полная зависимость от московских штабов, в значительной части которых засели враги проекта Новороссия.
В ЛНР дела еще хуже. Там, похоже, власть с потрохами купили олигархи. Если проанализировать деятельность луганской власти, то налицо откровенное обслуживание интересов бизнеса олигархов в ущерб построению социально справедливой, то есть, народной государственности. Люди, стоящие за Плотницким, сливают ЛНР изнутри, разрушая более-менее организованное антифашистское сопротивление и инициируя отток российских добровольцев из региона. Сам Плотницкий только формально оформляет эти предательские процессы в рамки липовой законности.
Что же срочно нужно делать, чтобы спасти проект Новороссия, как важнейший антифашистский рубеж России. Рассмотрим по пунктам.
1. Государство не может существовать без идеологии и политической системы. То есть, необходимо определиться с политической целью движения за самостоятельность провозглашенных республик. Конкретно и поэтапно. Пока такой ясности в различных выступлениях лидеров нет. А времени для этого было предостаточно.
Ранее были провозглашены две республики ДНР и ЛНР, и объявлено о формировании федерации Новороссия, к которой будут присоединяться другие регионы Украины.Вполне логичный план. Но нужен ответ компетентной правомочной власти на вопрос: что происходит реально теперь? Нужны реальные итоги сделанного, анализ состояния экономики, определение роли ополчения или вооруженных сил и их статуса, настроений населения, а также перспектива дальнейших действий политических лидеров и правительств республик.
Было сказано (Бородай), что Новороссия не состоялась как проект. Это вполне закономерная и даже ожидаемая оценка политической ситуации при абсолютном бездействии местных властей и московских кураторов. Но нельзя прямо в лоб объявлять такое деморализующее заключение населению. Без определенных пояснений это означало бы победу хунты и оправдание дальнейших карательных действий. Это было бы катастрофой для всего народа Донбасса, которая выльется в фашизацию мятежных республик и всей страны в целом, как завершение конфликта. Необходимо фиксировать достижения обеих республик в самоопределении и поступательно выдвигать условия дальнейшего сосуществования, разделив условия или требования на две взаимосвязанные группы: политические и экономические.
2. Политические условия должны решительно и бескомпромиссно отвергать фашистскую идеологию и героизацию бандеровщины. Необходимо безоговорочно считать украинское государство преемником УССР как члена ООН в качестве союзной республики СССР, внесшей значительный вклад в разгром фашистской Германии на фронтах и в действиях партизанских соединений, и понесшей огромные человеческие жертвы среди гражданского населения от немецких войск, их союзников и карателей, в концлагерях.
Фашистская идеология, нацизм недопустимы. Любое сотрудничество с фашистской хунтой невозможно, ибо это предательство главного смысла деятельности антифашистского ополчения. Таким образом, сформировать политическую идейную антифашистскую основу провозглашения независимости и признания правомерности сопротивления в рамках международного права, нейтрализовать реакцию Запада и поддержку им бандеровцев.
Суть борьбы с фашистской хунтой в том, чтобы политика украинского руководства на всех уровнях власти обеспечивала, прежде всего, экономические интересы, как всего государства, так и каждого из его регионов. Недопустимо разрушение сложившихся исторически экономических и технологических связей с РФ и другими странами СНГ, уничтожение экономики промышленности и сельхозпредприятий, исходя из антироссийской и антисоветской идеологии как самоцели. Сейчас в Киеве речь о постановке экономических целей и задач вообще не идет. Вся политическая деятельность посвящается войне.
Зачинщики гражданской войны на Юго-Востоке должны быть осуждены, иначе ни о каком единстве, даже в форме федерации, говорить не приходится.
Лидеры ДНР и ЛНР никогда не ставили своей целью отделение от Украины. Речь шла о недопустимости нацистской идеологии официальной власти, установленной в результате вооруженного переворота в Киеве, и об экономической самостоятельности промышленных регионов, потерпевших убытки от сокращения и разрыва экономических отношений с Россией, спровоцированных политикой Киева за двадцать лет независимости.
Однако Турчинов и Яценюк, обслуживая антиукраинские интересы США на этой территории, не пошли на переговоры ради мирного разрешения конфликта, а направили вооруженные карательные силы в Харьков, Донецк и Луганск, в другие города против мирных демонстраций протеста. Народ голыми руками пытался остановить военные колонны карателей. Но первые жертвы вынудили взяться за оружие.
Иностранцы в правительстве - это колонизация. За 20 лет было изменено общественное сознание населения, особенно молодых поколений. Затем навязана разрушающая экономическая стратегия в пользу западных конкурентов, а теперь остатки экономики и ресурсов подчинены иностранцам.
О какой федерации в рамках американской колонии может идти речь? Это невозможно ни при каких обстоятельствах.
3. Экономические условия сосуществования регионов вырабатываются в виде отдельной программы, согласованной с интересами других регионов. Они должны определяться рыночной выгодой, национальными интересами. Прежде всего, взаимной выгодой от торговых отношений со всеми странами СНГ и ЕС без всякого политического предпочтения. Торговля должна укрепляться по законам рынка, с учетом активного противодействия конкурентов, способных влиять на рыночную конъюнктуру, в том числе политическими мерами. Государство по своему предназначению обязано бороться за рынки сбыта и создавать условия для производства высококонкурентных товаров на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.
Новороссия имеет полное право распоряжаться своими ресурсами и доходами, развивать экономику на основе самоуправления. Отчисления регионов в госбюджет должны быть фиксированными.
4. Оценка сложившейся ситуации заключается в моделировании расстановки сил и учете факторов, влияющих на события в целом. Оценки не обязательно должны быть публичными, а в большинстве случаев они должны оставаться закрытыми для широкой публики и политических противников.
а) В условиях так называемого дикого капитализма и безоглядной приватизации госсобственности необходимо четко представлять, что советская социальная справедливость не может быть восстановлена и практически неисполнима. Хотя бы потому, что в России бал правит олигархат и либеральные монетаристы в правительстве Медведева. Тем не менее, эта мотивация как надежда основной массы населения присутствует на всем пространстве СНГ, а в Донбассе сейчас особенно. Это может привести к психологическому срыву. На самом деле в событиях участвуют со своими интересами российско-украинские, европейские и американские финансисты, владельцы предприятий. Их интересы противоположны мотивации населения, даже если они заинтересованы в стабильности. Переговорам в Минске и перемирию предшествовали контакты представителей капитала в Вене и Женеве (по сообщениям СМИ) в августе-сентябре с.г. Наверняка велась и переписка. Кремль поддержал эту инициативу, поскольку российское правительство обслуживает интересы капитала объективно: экономика РФ в частных руках, госсобственность управляется высшими чиновниками, которые, по сути, не отличаются от олигархов. Перемирие – компромисс и шанс на мир, но передел власти и ресурсов не закончился.
б) Политическое движение Юго-Востока Украины не было системным и достаточно подготовленным. Оно приобрело форму политической авантюры, ожидая крымского варианта развития событий. Карательная операция была начата Турчиновым тоже как рефлекторная реакция на Крым, как говорят, "с переляку", подогретая визитом насмерть перепуганного Лукашенко к Турчинову. Формирование ополчения было в значительной мере стихийным, на антифашистском порыве народа и пророссийской идеологии. Среди ополченцев оказались разные люди. В том числе дискредитирующие ополчение. Безусловно, правда и симпатии русских людей на стороне ЛНР и ДНР. Но этого недостаточно. Необходимо учитывать печальную практику майдана, когда на идее борьбы с коррупцией и на огромном недовольстве народных масс к власти пришли фашисты, еще более алчные коррупционеры и предатели интересов страны, политические авантюристы. Для Новороссии остается тот же риск. Поэтому в республиках крайне необходимы действенные институты государственной и политической власти.
в) В сознании населения и ополченцев все еще живет надежда на прямую военную поддержку Новороссии президентом Путиным и Россией. Но она невозможна в сложившейся ситуации. Запад провоцирует прямую войну России и Украины в своих геополитических целях, чего допустить нельзя. Затруднение РФ и Путина заключается также и в том, что власть в самой РФ находится под сильным влиянием олигархов. И каждый олигарх на все решения правительства задается вопросом: "Что я буду с этого иметь?". Поэтому не все согласились с возвращением Крыма и многие поддерживают антикрымскую прозападную оппозицию, в том числе финансово. Такая же реакция существует и по Донбассу, по Украине в целом. В России также нагнетается антипрезидентская истерия с целью дестабилизации социально-политической обстановки по типу майдана и установления прозападного режима. Россия не СССР.
г) Выход из тупика перемирия видится в формировании оппозиции Киеву в других регионах Украины. Эту работу надо было начать давно. Но и сейчас не поздно, поскольку хунта уже показала себя. Протест нарастает даже на Западной Украине. Нужна интенсивная честная информационная работа в регионах и промышленных центрах. Она должна быть простой, понятной и эффективной. Прежде всего, надо объяснить перспективу двух вариантов: прозападного и исторически оправданного. Украина уже потеряла часть российского рынка и российских ресурсов. Европейский рынок перенасыщен и для украинских товаров закрыт. И если присоединение к ЕС временно выгодно украинским крупным финансистам, то малому и среднему бизнесу грозит полное разорение, потеря своих рынков. Запад не возродит уже утраченные отрасли машиностроения, авиационно-космические предприятия, нефтехимическую промышленность и сельское хозяйство. За ненадобностью.
д) Несмотря на насильственную украинизацию, Украина получила четкое разделение на Новороссию, Малороссию и Западную Русь (Галицию) при сохранении относительной культурной автономии некоторых районов. Необходимо повышать роль русинов, как коренного народа Галиции, пострадавшего в прошлом от украинских националистов. Может быть, надо отказаться от самоназвания украинец, как безродного, унаследованного от времен польской колонизации Западной Руси и Малороссии, австро-венгерского владычества. Но сделать это одним махом невозможно и опасно. Нужно время.
е) Промышленные города более подвижны с точки зрения перемен в общественных отношениях. Здесь профсоюзы предприятий могут сыграть существенную роль в защите социальных прав населения и составить организованную оппозицию прозападной хунте. Также в городах более активна мелкая и средняя буржуазия в организованном отстаивании своих интересов. Эти факторы надо использовать в информационной работе во всех регионах.
ж) Особое значение имеет информационная работа в украинской армии и МВД. Чьи интересы они защищают, рискуя собственной жизнью? Что общего между солдатами и наемниками? Что получат их семьи от миллиардеров и проамериканской хунты? Почему русские убивают русских и кому это выгодно?
Одним словом, нужен системный подход. Главную роль должна играть всё-таки местная власть. Она обязана взять на себя всю полноту ответственности за судьбу Новороссии. Увы, пока местная власть всю ответственность отфутболивает московским кураторам. Исповедует принцип: вот приедет барин, барин нас рассудит. Не рассудит! Надеяться нужно только на свои силы!
Григорий Ванин, эксперт, Александр Жилин, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем, специально для Накануне.RU