"Милые соседи, русские, в Литве не все тупые..."
Литва не просто готовится к войне, но намерена в ней одержать сокрушительную победу. Над кем? Это без вопросов – над ненавистным "восточным медведем", который осмеливается иметь свою позицию, вводит ответные санкции и все больше "милитаризует" соседнюю Калининградскую область. Сводки будто с разворачивающего фронта: в Клайпеде высадился новый десант американских рейнджеров с прежде невиданными тяжелыми бронемашинами Stryker каждая стоимостью более чем по миллиону долларов, правительство озабочено готовностью подвалов для использования в качестве бомбоубежищ, в школах изучают действия в случае нападения агрессора, министр обороны Юозас Олекас советует гражданам прежде всего не паниковать. Глава внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс не видит со стороны России никаких позитивных сигналов, а вновь назначенный посол в "стане врагов" Ремигиюс Мотузас после напутственной встречи с президентом высказался конкретно не дипломатично: о потеплении отношений речи не может быть. Обзор событий в Литве - в материале Накануне.RU.
Стороннему наблюдателю кажется, что в Литве общество абсолютно солидарно с не совсем адекватной властью, сладострастно раскручивающей маховик антироссийской истерии, что в маленькой балтийской стране все под её колпаком и вряд ли кто осмелится вякнуть против. В целом это действительно так, однако фронда была и остается, только она, что называется, загнана в угол и подает свой голос исключительно в виде этаких партизанских вылазок, иногда получающих довольно заметный резонанс. Именно к таким можно отнести международный скандал, когда недавно в Европарламенте анонимный доброжелатель разложил в почтовые ящики всех 701-го евродепутата книгу под скупым, но бьющим прямо в глаз заголовком Red Dalja (Красная Даля). В этом серьезном труде известной тележурналистки Руты Янутене рассказывается о славном жизненном пути президента Дали Грибаускайте, еще четверть века назад доказывающей студентам, будучи доцентом Вильнюсской Высшей партшколы, бесспорные преимущества социализма и которая теперь с такой же страстью служит новым хозяевам на Западе (к слову: то ли случайно, то ли по чьей-то прихоти известная громкими расследованиями репортер теперь лишена возможности вести подрывную деятельность против власти и вообще общаться с телезрителями, поскольку телеэфир в республике для нее тотально закрыт). Все реже слышно голос бывшего руководителя информагентства BNS Артураса Рачаса, репрессированного только на основании жуткого подозрения, что и он копает под главу государства (хотя никаких веских доказательств приведено не было).
И вот новая "бомба", заложенная под имидж Грибаускайте и всей ее восточной политики, и опять возмутителем спокойствия оказалась видная журналистка. Милда Барташюнайте на одном из популярных в республике сайтов опубликовала видео-обращение, которое иначе, как криком души, назвать трудно. Борясь с акцентом, обращается к россиянам на их родном языке, называемом националистами не иначе как оккупантским (что взять с литовской элиты, у многих представителей которой предки служили Третьему рейху), она говорит: "Милые соседи, русские, в Литве не все тупые, мы понимаем, что война не нужна России...В мире существует страна, которая экспортирует две главные вещи – доллары и войну. Я против Грибаускайте, которая называет ваше государство террористическим...." Прежде всего надо выразить восхищение мужеством автора, поставившей на кон свою карьеру, наконец, благополучие свое и своей семьи, даже, возможно, и жизнь (о возникающих в связи с этим реминисценциях несколько ниже). Можно представить, какую бурю возмущения у радикалов вызвали эти слова, ястребы, в том числе и в стенах парламента, заговорили о том, что таким предателям не место в истинно европейском государстве, в интернете открыт сбор подписей с требованием лишить критика гражданства! И все эти кары только за то, что в хваленой демократической, ужас какой толерантной стране человек всего лишь высказал свое мнение! Разве это не напоминает страшные годы фашистской диктатуры, когда за одно неосторожное слово отправляли пожизненно в концлагеря?
А теперь о том, как нежелательно иметь здесь свое мнение, расходящееся с официальным, а высказывать его опасно для жизни. В самом прямом смысле слова. 11 января хоронили молодого, подающего большие надежды музыканта и композитора Томаса Добровольскиса. В рождественские праздники в столичном баре на него напала группа националистически настроенных молодчиков и избила до такой степени, что через неделю он скончался в реанимации. Следствие продолжается, в его ходе свидетели утверждают, что основанием для варварской агрессии стал всего лишь положительный отзыв Томаса о Путине. Разумеется, Грибаускайте непосредственно не отдавала приказов этим "хунвейбинам" на уничтожение, но разве она и ее соратники не виноваты в той душной, заряженной злобой и ненавистью атмосфере, сформированной властью, когда иноязычные, по словам депутата Сейма, одного из лидеров Союза русских Ларисы Дмитриевой, боятся говорить на родном языке на улицах и в общественных местах? А мне видятся картинки украинских ведущих телеканалов о том, как кроваво учат местные националисты уму – разуму всех, кто не согласен скакать (буквально, поскольку "кто не скаче, тот москаль") под их дудку, кто не разделяет программную установку "москаляку на гиляку!" и прочие из этого же изуверского ряда. Заканчивая украинские параллели, замечу, что Порошенко и Грибаускайте крепко связывает духовное родство, этими скрепами являются лютая злоба к России и ее руководителям, подогреваемая и финансируемая вашингтонскими и брюссельскими боссами.
Власть, подмявшая под себя почти все демократические институты, практически расправившись с неугодными партиями (Партия труда, еще два года назад получившая самую мощную поддержку избирателей, из – за давления президента и инспирированных президентурой козней все больше скатывается на политические задворки, Избирательная акция поляков Литвы недавно вышла из правящей коалиции в знак протеста против национальной политики властей, организатор и лидер парламентской партии "Дорогой смелости", бескомпромиссный борец с педофилами в высоких кабинетах Неринга Венцкене, объявлена в международный розыск), все же не всесильна, здравый смысл дает все больше всходов на этой удобренной ядом и желчью почве. Казалось бы, кто не согласен с тем, что российское телевидение, которое смотрит 40 процентов жителей, сплошная пропаганда и по этой причине не имеет права на существование? - полный консенсус. Однако случился конфуз, если не сказать - облом: суд отказал специально созданной комиссии по надзору за СМИ закрыть Рен ТВ Балтия (на очереди Первый и РТР), потребовав доказательств того, что канал односторонне и тенденциозно освещает события в мире, дает дезу и агитпроп. Официоз опешил: это же масса работы – изучать эфир, переводить на литовский программы, нанимать экспертов-оценщиков и т.д. И кто будет за все платить?
О чем говорит неуемное, граничащее с манией, желание заткнуть рот масс-медиа с востока, в чем вильнюсский режим, начавший поставки вооружения Киеву, на сто процентов солидаризируется с киевским ? Тут одно: власти боятся правды. Высокопоставленный чиновник американского госдепа, летом посетивший Литву, заметил, что бороться с вражеской пропагандой можно только качественной своей. Однако где ее взять, качественную, если одни честные журналисты, такие, как Янутене и Рачас, превращаются в изгоев, а других, как Барташюнайте, грозятся лишить родины? Потому все настойчивее звучат призывы прибалтов к Евросоюзу создать специальный телеканал на русском языке, который смог бы переманить десять миллионов русскоязычных всего Евросоюза на свою сторону. И обрабатывать их в нужном духе. Но не думаю, что идея жизнеспособна, вряд ли выходцы из Советского Союза и их наследники, а также честные литовцы, латыши и эстонцы поверят россказням о развесистой клюкве, захотят отказаться от своей правды.