Снизу постучали: отскок цен на нефть вновь откладывается
Пока все отдыхали, нефть без устали падала. За новогодние праздники она преодолела психологический барьер в $50 за баррель, на сегодняшний день сырье марки Вrent торгуется $48,9 - это минимум с 2009 г. Цена на нефть снижается уже седьмую неделю подряд. Еще месяц назад аналитики заявляли, что "отскок" наступит после $50, сейчас планка вновь понижена, в это время страны-участницы ОПЕК разделились на два противоборствующих лагеря: Иран и Венесуэла договорились о повышении цен на энергоносители, а Саудовская Аравия подливает масло в огонь, заявляя о приемлемой цене в $10. Если бы падение цен на нефть носило именно рыночный характер, то уравновесить спрос и предложение члены ОПЕК смогли бы, снизив квоты. Однако большая игра ведется за пределами организации. Пока что победителем из нее не удается выйти никому.
Иран и Венесуэла договорились бороться с падением цен на нефть, соглашение подписали президенты стран Хасан Роухани и Николас Мадуро. Главы государств сказали о необходимости сохранить баланс цен на нефть, и составить механизм регулирования цен для всех стран-участниц ОПЕК, а также других крупных экспортеров, таких как Россия. Напомним, вопрос снижения квот на добычу, которые составляют 30 млн баррелей в день, был поднят еще в ноябре 2014 г., цена на нефть к тому моменту опустилась ниже $70 за баррель. Тогда было объявлено, что избыток нефти на мировом рынке составляет 2 млн баррелей в день. Но не избыток нефти стал причиной обвала цен. Кратное удешевление углеводородов и сейчас, и в 2009 г. (тогда цены упали больше, чем в три раза) носит спекулятивный характер. Версий о конечном интересанте этого процесса несколько: США, которые не без успеха пытаются обвалить сырьевую экономику России, или Саудовская Аравия, желающая задушить сразу всех конкурентов низкими ценами на энергоносители.
"Выбирая между двумя версиями – саудиты хотят избавиться от американских "сланцев" и США пытаются наказать Россию – я склоняюсь к последней. Очень вовремя произошло свертывание программы количественного смягчения, слишком резко падали цены на фоне роста потребления Китая, и к тому же синхронность псевдорыночных процессов и политических, связанных с открытым противостоянием между Россией с одной стороны и ЕС и США – с другой, подсказывает верный ответ. Но сейчас мы наблюдаем, что Штаты заигрались в экономическую войну с внешним врагом и теперь начинают вести войну со своим собственным бизнесом, со своей экономикой. 4,5-5% роста ВВП США дает добыча сланцевой нефти. Качать можно было при $70, максимум – при $60, кстати, думаю, именно поэтому цены на нефть дольше всего продержались на отметке $60 плюс-минус $5 за баррель. Для меня очевидно, что в конце прошлого или в начале текущего года было решено "бомбить" сырьевую экономику врага и дальше. Но в Белом доме не нашли ответа на вопрос, как при этом страна будет бороться с взрывной волной от этих ударов? А она накрывает энергетический сектор США (сланцы больше не будут давать дешевые ресурсы), рынок труда и финансовый сектор – большинство скважин для трудной нефти обустроено в кредит, а окупить вложения успели далеко не все. Или они нашли ответ, но нам не говорят", - поделился своим мнением независимый аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
Ответ утаили и от собственных нефтяных компаний, которые занимаются сланцевыми проектами. На прошлой неделе стало известно, что американская компания WBH Energy по добыче сланцевой нефти и газа заявила о своем банкротстве на фоне резкого снижения мировых цен на "черное золото". Компания из Техаса не смогла наладить добычу при низких ценах, и перестала существовать, не вернув кредиторам $50 млн. Генеральный директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что компания по условиям обязалась вести добычу "сланцев", но исполнить договор не смогла. С одной стороны, банкротство – техническое, говорит он, с другой – сигнал о том, что со сланцевой нефтью в США работать становится нерентабельно.
"Сейчас руководство Штатов должно быть озабочено не экономикой России, а поддержкой своей собственной экономики. На добыче сланцевых нефти и газа завязано огромное количество трудовых ресурсов - сотни тысяч человек. Серьезный объем финансовых обязательств у этих компаний присутствует на финансовом рынке, а это средства банков, страховых компаний, инвестиционных институтов. И любое банкротство или ликвидация – это неминуемые дефолты на десятки и сотни миллиардов долларов, что для финансового рынка губительно. Поэтому тут весьма опасная вещь – пытаться бороться с кем-то на своей же территории. Я не думаю, что у США есть цель – задушить собственную "сланцевую революцию". Они ее всегда поддерживали через различные механизмы", - рассказал Накануне.RU Пикин.
Америка не готова отказаться от "сланцев", считают эксперты, добавляя, что на определенные риски Штаты пошли не только из стремления проучить Россию, но и ударить по Ирану и Венесуэле, которые гораздо быстрее ощутили эффект от снижения цен на нефть.
"Чтобы нанести России серьезные потери, необходимо держать низкие цены в течение как минимум двух лет, и это должен быть уровень в $20 за баррель, так как Россия специализируется на традиционной нефти. Сейчас удар идет по компаниям, которые ведут сложную добычу с помощью современных технологий, а это не только катарские, но и канадские компании. Поэтому придерживаться долго такой стратегии невозможно. Иначе сланцевые газ и нефть будут полностью свернуты, тогда Вашингтон вернется к тому, с чего все начиналось – к зависимости от нефтяных поставок. Вашингтон сейчас в короткие сроки пытается даже не решить проблему РФ, как таковой, скорее, это попытка убить одним махом Иран и Венесуэлу, как своих потенциальных конкурентов. На добыче нефти такие меры, может, и не отразятся, а то, что это вызовет серьезные проблемы с энергетической безопасностью Вашингтона – факт", - оценивает ситуациюпрезидент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Отметка в $50 за баррель – уже не является сдерживающей точкой. Следующий уровень, до которого будет падать нефть – $40. Учитывая, что Штаты не заинтересованы в самоубийственном давлении на цены, позитивную роль могут сыграть именно рыночные факторы, а именно – повышение спроса.
"В течение зимы мы можем очень быстро дойти до цифры в $40 за баррель. Может, даже в январе. Но я не верю, что нефть сильно упадет ниже этой цены, если и упадет, то точно долго на этой отметке не задержится. Я думаю, что баррель за $40 станет знаком к тому, что близок "отскок". И это будет характерная история, учитывая производителей нефти, у которых высокая себестоимость: шельфовые, сланцевые проекты, тяжелая нефть. На фоне низких цен они будут свернуты и мы увидим, что объем предложения постепенно сократится, быть может, не так резко, как того хотелось бы, но думаю, ко второй половине 2015 г. мы увидим сокращение предложения. Главное, чтобы вместе с этим был рост спроса. Если роста не произойдет даже при низких ценах, это будет говорить о том, что мировая экономика находится в плохом состоянии", - делится своим прогнозом Сергей Пикин.
По оценкам Абзалова, учитывая договоренности Ирана и Венесуэлы, нефть может в первом квартале закрепиться на отметке в $45 за баррель. За счет сокращения предложения нефти на американском рынке, цены пойдут вверх во втором квартале. Однако возврата к показателям в $70-80 экономист не ожидает.
Это значит, что федеральный бюджет, в котором цена за баррель составляет $94, будет переверстан. Отметим, что финансово-экономический блок российского правительства - один из самых оптимистичных в мире: в Венесуэле рассчитывали на $ 110 за баррель в 2015 г. , в Бахрейне на $120, Иране - $75, в Катаре и Кувейте – на меньше $60. Соответственно, видоизменяться будут и региональные бюджеты. В Югре, где добывается 2/3 всей российской нефти, о корректировке бюджета заговорили еще при его принятии, сейчас цена на нефть, заложенная в бюджете ХМАО – $100.
"Нефть уже упала ниже $50, у нас будут существенное снижение доходов бюджета. Идет большая игра, и предсказать, куда качнется цена на нефть в дальнейшем, невозможно. Но корректировка бюджета потребуется. Первый заместитель губернатора Югры Александр Ким после голосования за бюджет на думе сказал, что уже в первом квартале 2015 г. мы будем вносить поправки", - рассказал депутат думы ХМАО-Югры Евгений Марков.
Не только российский бюджет, но и казна Саудовской Аравии, которая играет на понижение цен, содержит цену на нефть, близкую к $100 за баррель. Тем не менее, саудиты постепенно снижают планку "приемлемой" для себя стоимости барреля. Министр нефти страны Али Наими заявил, что в долгосрочной перспективе Саудовская Аравия готова к стоимости сырья не более $10 за баррель. Ранее он же говорил, что снижать добычу страна не будет и при $20 за баррель. Таким способом саудиты не только сохранят свою долю на рынке, но и отберут поставки у других производителей с менее высокой рентабельностью добычи.
Слова министра эксперты оценивают, как политические заявления, на самом деле, страна не будет способна выжить при столь низких ценах. "Тут нужно понимать, о чем идет речь: при $10 и даже $20 за баррель саудиты уже будут торговать нефтью себе в убыток. Но приемлемой цена для них является потому, что есть финансовые запасы, которыми власти на период установления такой цены будут затыкать прорехи бюджета", - поясняет Виктор Стреков.
При цене в $10 конкуренты уйдут с рынка, но тогда запустится рыночный механизм – на фоне сокращения предложения цены в короткие сроки поднимутся до тех же $60-70, а то и $80, и конкурентов станет только больше. Дмитрий Абзалов предполагает, что заявления - это не более, чем информационные интервенции, ответная реакция на союз Ирана и Венесуэлы. При этом, саудиты уже пошли на попятную: по итогам визита в страну Николаса Мадуро, министр экономики и финансов Венесуэлы Родольфо Марко Торрес заявил, что страны "договорились работать для восстановления рынка и нефтяных цен". Правда, никаких официальных соглашений Саудовская Аравия, в отличие от Ирана, не подписала.