"Надежда "Русской весны" превратилась в тоску и неопределенность"
Писатель Сергей Шаргунов о своих впечатлениях от визита в ЛуганскКиев в преддверии мирных переговоров с новой силой начал обстрелы в Донецкой и Луганской республиках и устроил жуткую провокацию под Волновахой, обвинив во всем "русских сепаратистов". Защитники Донбасса отбили аэропорт в Донецке и ведут бои за Пески и другие населенные пункты, однако ситуация остается патовой – как и в начале осени, когда были подписаны Минские соглашения, принесшие мир только на бумаге. Тем не менее, жизнь в республиках Новороссии не остановилась, работают школы, библиотеки, учреждения культурного профиля. На днях десант российских писателей приехал в Луганск – состоялись встречи с общественностью, была передана гуманитарная помощь и положено начало долговременному сотрудничеству по линии союзов писателей России и ЛНР. О своих впечатлениях от визита, о том, как важна негосударственная гуманитарная помощь, и о все усиливающемся ощущением "безнадеги" рассказал Накануне.RU один из организаторов поездки, писатель, журналист Сергей Шаргунов.
Вопрос: Вы недавно приехали из Луганска. Расскажите, что видели, удалось ли составить впечатление о том, что сейчас происходит там, как ситуация за последние месяцы изменилась?
Сергей Шаргунов: У вас на сайте достаточно полно это все отражено. Впечатления, конечно, тяжелые, людям очень тяжело. Я надеюсь, что это не последний визит, нужно стараться оказывать максимальную помощь, в том числе и гуманитарную. Будем собирать новую помощь. Мы привезли муку, крупы, одежду. Важно, чтобы эта помощь была адресной – в этот раз мы раздали ее сотрудникам библиотек, педагогам, музейным работникам. У нас была встреча с местной интеллигенцией. И когда ты видишь, что эта помощь попадает в конкретные руки, это всегда очень важно. К сожалению, даже если в Донецк и Луганск гуманитарная помощь приезжает, в область она не очень хорошо распространяется. Это – проблема.
Вопрос: Почему так происходит?
Сергей Шаргунов: Ситуация военная, и любая помощь – это капля в море. Людей – огромное количество. Многое тут зависит и от нас самих. Я, например, сторонник того, чтобы был проведен марафон "Помощь Донбассу", и уверен, что можно было бы собрать огромное количество средств. Кроме того, я думаю, многие российские города могли бы оказывать поддержку конкретным населенным пунктам в Донбассе – становиться, например, городами-побратимами.
Необходимо зафиксировать конкретные населенные пункты, которые более всего нуждаются в помощи – Первомайск, очевидно, есть и другие города. Кроме того, необходимо понимать, кто конкретно в ней нуждается – это и детские дома, и дома престарелых, должна осуществляться помощь непосредственно людям, тем же одиноким старикам. Это должно быть запротоколировано, зафиксировано. Думаю, что вполне реально в ближайшее время это все сделать. В то же время, это вопрос и функционирования экономики как таковой, прекращения войны, потому что в ситуации продолжающихся обстрелов очень сложно существовать.
Вопрос: Каково гуманитарное состояние региона в целом, удалось ли властям наладить обеспечение основных функций, работу городских служб, предприятий?
Сергей Шаргунов: С этим очень сложно, но я знаю, что сейчас стали завозить учебники, заработали школы. Важно, чтобы работали вузы. Для этого необходимы постоянные встречи. Я думаю, что был бы очень интересен и полезен десант российских писателей, которые могли бы провести уроки в вузах и школах Донбасса.
Вопрос: Каков настрой ополченцев, местных жителей?
Сергей Шаргунов: Люди много вспоминают – о летней долбежке по городу, о весенних надеждах. Один из местных ветеранов-"афганцев" рассказывал, как со своими друзьями держал нейтралитет, но 5 апреля СБУ арестовала "пророссийских активистов". 6 апреля многотысячная толпа взяла СБУ и освободила арестованных из СИЗО. Тогда же взломали оружейку. Но это все воспоминания, а сейчас – просто тяжело. Повсюду раздолбанные здания, сгоревшие танки.
По улицам бегают стаи собак – я видел множество мелких пестрых песиков с овчаркой во главе. Свет периодически гаснет. Тепло удается подавать, но вполсилы. В центре Луганска – большая инфернальная елка, изнутри которой грохочет веселая музыка, и пустота вокруг. Поля подсолнухов стоят неубранными, внутри много неразорвавшихся снарядов.
Вопрос: Мы все помним, с каким воодушевлением начиналась "Русская весна" больше полугода назад. Есть ли сейчас надежда у людей, что говорят они, что думают о перспективах?
Сергей Шаргунов: Люди в тоске. Без денег, а главное - в "безнадеге", унылой неопределенности. Помощь попадает в Луганск, но слабо или совсем никак не доходит по областных городов. Значит, нам остается дальше им помогать.