На "целину", на Дальний Восток
Спецкор Накануне.RU на Дальнем Востоке: Из нашего опыта можно смело брать многие готовые, проверенные практикой схемы организации переселенческого движенияПричины того, что наш Дальний Восток необходимо срочно заселять и осваивать, встали со всей очевидностью еще перед царским правительством, в конце XIX века. За прошедшие 120 лет суть их, практически, не изменилась – лишь острота обрела иную, на порядок повышенную степень сложности, решать которую придется уже нынешнему руководству страны. Дважды за минувшие 120 лет россияне проявили подлинно народный энтузиазм, откликнувшись на призыв руководства страны – сначала царского, потом и советского – ехать на далекую окраину за вольной землей, романтикой и счастьем. Отсчетом времени первой "волны" организованного массового переселения на восток Российской Империи официально считается начало 1880-х годов, с его "пиком", который пришелся на время реформ Петра Столыпина. Уже в советское время почин неожиданно обрел еще и женское лицо, когда молодежь30-х годов со всех уголков СССР поехала на Дальний Восток строить "город юности" - Комсомольск-на-Амуре, по пламенному призыву Валентины Хетагуровой (на фото): "Девушки! Сестры-комсомолки! К вам, от имени молодых дальневосточниц, обращаю свой призыв …".
Необходимость новой волны переселения обусловил и масштабный наплыв беженцев в Россию с Украины. Эксперты уже не раз отмечали - нельзя пускать этот процесс на самотек, нужно организовывать переезд беженцев в малонаселенные территории, создавать там новые рабочие места. Осмелимся сразу же предположить очевидное, что для успеха нынешнего проекта потребуется реализовать на практике, как минимум, два пункта из успешного опыта царского правительства. Это – создание по прежним образцам "Переселенческого управления РФ", и "Крестьянского поземельного банка РФ". Причем, с двойным подчинением – Правительству РФ и полпреду президента в ДВФО - биография полпреда Юрия Трутнева дает все основания полагать, что ему вполне по силам воплотить в реальность этот масштабнейший проект, если уж президент назначил ответственным за это именно его. Неимоверно тяжелейший груз такой ответственности имеет и свою положительную сторону – у Юрия Петровича появляется возможность стать вторым российским "столыпиным". Естественно, и желательно - без повязывания знаменитых "столыпинских галстуков".
Современная калька с царского Переселенческого управления должна иметь не меньшие полномочия, ведь и объем вопросов, которые потребуют нынешние решения, тоже будет ничуть не меньшим, чем тогда. Судите сами – еще даже до создания того управления чиновникам, не имеющим нынешних современных коммуникативных возможностей, удалось выполнить огромный объем работ по регламентированию, организации и финансированию процесса переселения. Одно только успешное обеспечение транспортировки переселенцев из западных губерний - на Дальний Восток, чего стоит. Ежегодно тысячи малоземельных крестьян, будущих колонистов, за счет казны отправлялись в долгое и небезопасное шестинедельное плавание Южным морским путем за вольной землей – во Владивосток. Еще ждет своего режиссера сценарий блокбастера об этом адском пути через сорокаградусную жару тропиков, шторма, морскую болезнь и высокую смертность от инфекций – судьба пассажиров "Титаника" меркнет перед этим.
Кстати, для лучшего понимания мотивов появления самой идеи переселенческого движения в Российской Империи, как со стороны руководства, так и ее популярности у самих крестьян, можно обратиться к одной из первых классических работ Владимира Ленина, вышедшей в 1899 году: "Развитие капитализма в России" - многие описанные в ней процессы имеют параллели в современности, с поправками на нашу нынешнюю действительность. Рост количества переселенцев, а также начавшееся строительство Транссиба, заставило правительство в 1896 году повысить статус руководящего переселением органа - до уровня Особого Переселенческого управления при Министерстве внутренних дел. Созданное Управление быстро упорядочило разработку и внедрение новых, более гибких регламентирующих норм и положений. Так, например, в плане землепользования, согласно новым "Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях", с 1 января 1901 года, наряду с прежним, "стодесятинным" землеотводом на семью, параллельно стал действовать и регламент отвода по 15 - на каждого члена семьи мужского пола, но в более удобных местах. Также, к ранее установленным льготам и преференциям, как например освобождение на 10 лет от воинской повинности, навсегда – от подушного налога, а также, на 20 лет – от поземельного налога, добавлялся ряд дополнительных льгот. Кроме того, каждой семье по прибытию на место поселения, выделялся молочный и рабочий скот, сельхозинвентарь, а также – расходный семенной фонд. Любопытно, что и в СССР в 70-е годы вполне успешно осуществлялась подобная практика. Я до сих пор лично знаком с людьми, которые с ностальгией вспоминают те годы, когда они, приехав молодыми семьями из Донбасса в село Новодевица, Хорольского района Приморья, сразу же получали добротные дома с подворьем, неплохие подъемные и полный набор домашней скотины. Таким же образом, и современному Переселенческому управлению РФ, в свою очередь, проделав гигантский объем организационных работ, придется разработать аналогичные, не менее значимые юридические и экономические инструменты для привлечения людей.
Если этот сложнейший механизм удастся успешно запустить и отладить, то можно будет рассчитывать на успех долгосрочного устойчивого процесса, который в разы перекроет нынешний отток населения оттуда. В этом моменте, как раз, и важно осмысление идеологической базы того проекта, которую в 1907 году обосновал премьер-министр Петр Столыпин. В ее основу легла идея масштабной модернизации страны, и в первую очередь – кардинальная реформа сельскохозяйственного производства, с формированием класса мелких и средних собственников из числа крестьян, создание кластеров крупных агропроизводственных мощностей на Дальнем Востоке. Сейчас это называется "инновационными территориями опережающего развития". Параллельно создавались общественные организации, пропагандирующие грамоту и трезвый образ жизни - именно столыпинская реформа узаконила всеобщее начальное образование. Препятствием для успешного завершения реализации мощно развивавшегося проекта, кроме трагической гибели премьера, стал еще и саботаж чиновников из помещичьего сословия, усмотревшего в этом конкуренцию и опасность для своих дворянских привилегий, а также – коррупция. Заметим, что все эти опасности присутствуют и в нашей нынешней действительности.
Кровеносной системой экономической составляющей нынешнего проекта, конечно же, должен стать "Федеральный крестьянский поземельный банк РФ". Степень доверия к нему будущих колонистов – фермеров, производственников и бизнесменов - должна определяться не дешевым пиаром, а деловой конкретикой, которую – будем уж откровенны – подрастерял в последние годы "Россельхозбанк". В 1895 году царским правительством был принят новый устав Крестьянского банка, который разрешил банку приобретать земли на свое имя, для будущей продажи их крестьянам. Не правда ли, любопытная практика, которая может помочь и нынешним колонистам избежать давления со стороны любителей коррупционных схем, свести к минимуму участие корыстных чиновников – весьма немаловажный момент для нашего времени. Ведь, сейчас во всех субъектах федерации существует прослойка непонятно откуда взявшихся "латифундистов", которые успешно использовали свою близость к местным властным кланам – втихушку скупив "за два рубля и три копейки" немалые объемы хороших, а то и элитных земель, сейчас успешно и выгодно ими приторговывают.
На 1 января 1907 года Крестьянским банком было выкуплено помещичьих земель для крестьян на сумму примерно в 675 млн руб., из которых 516 млн (!) было направлено на обеспечения покрытия земельных ссуд! Впечатляющие цифры, учитывая тогдашний курс рубля и его покупательную способность. Другой функцией банка было финансовое обеспечение всех, положенных переселенцам льгот и пособий. Вообще же, всего на переселенческий проект, только за десятилетие 1893-1903 гг. была истрачена астрономическая сумма в 30 млн руб.! Какие объемы государственного финансирования потребуются сейчас – вероятно, стоит исходить из того, что мы хотим получить на выходе в реальности. Но, с учетом того, что за Байкалом, по сути, начинается вторая, и практически безлюдная половина нашей страны, до отказа набитая бесценными природными ресурсами, и то, что Великий Транссиб вполне скоро может стать единственной надежной и безопасной транспортной артерией для всего континента – от Владивостока – и до Ла-Манша – то мелочиться не стоит. Плюс, учтем еще и то, что в связи с феноменом глобального потепления – как факта – открываются широчайшие возможности для широкой эксплуатации нашего Севморпути, который станет "морским Транссибом".
Судя по всему, из положительного опыта прошлого опыта нашей страны новому Переселенческому управлению придется востребовать и организовать еще один пункт - речь идет о машинно-тракторных станциях (МТС). Ни для кого не секрет то, что большинство нынешних российских фермеров, задавленных неподъемными процентами банковских кредитов, усугубленных последствиями падения курса рубля, сплошь и рядом пашут, сеют и убирают урожай на технике, которую буквально выклянчивают в страду друг у друга, или арендуют в крупных агрохолдингах. Запчасти и ремонт – это еще одна головная боль - именно потому группам хозяйств колонистов-сельхозпроизводителей без МТС не выжить. Кстати, в США сейчас происходят именно подобные процессы, когда группа фермеров объединяется по многим пунктам сотрудничества: общая логистика, общая ремонтная база, наподобие МТС. Натурально-добровольная "коллективизация" какая-то. Каким образом нужно будет подстроить или переформатировать под создание МТС "Россельхозтехнику" - это тоже вопрос серьезный, и то, что решение его должно входить в полномочия Переселенческого управления – вне всяких сомнений.
Вообще, из опыта недавнего нашего советского прошлого, равно как и из царского времени, можно смело брать многие готовые, проверенные практикой нормативы и схемы организации переселенческого движения. В шестидесятые-семидесятые годы молодежь СССР с огромным энтузиазмом ехала на Дальний Восток за хорошими заработками и романтикой, получая это все в реальности. Сейчас даже не верится, что в одном только Владивостоке, всего лишь еще каких-то двадцать пять лет назад, базировалось пять (!) крупных рыбодобывающих и транспортных компаний, имевших мощнейший флот – "Востокрыбхолодфлот", "Дальморепродукт, "ВБТРФ" "Турниф" и рыбколхоз "Девятый вал"! За ельцинские девять лет все уничтожено - флот распродан за копейки, рабочие места ликвидированы, а образовавшуюся производственно-экономическую "нишу" тут же, с радостью, заняли зарубежные компании. А что творилось в "лихие девяностые" в наших осиротевших промысловых водах, страшно вспомнить – массовое браконьерство и форменное разграбление биоресурсов. Только с приходом Владимира Путина, который вернул Погранвойска в подчинение ФСБ, был остановлен этот беспредел.
Таким образом, совершенно очевидно, что новый переселенческий проект – это масштабная комплексная задача, основой которой должна стать формула "земля+люди+рабочие места+рынок сбыта". Кстати, неплохо было бы переселенцам в сельскую местность давать земельные наделы одновременно с предоставлением определенного объема кубатуры строительного леса – на постройку домов и подворий - на долгосрочной ссудной основе, и увязав это в жесткую логистическую схему реализации. Это еще больше заинтересует безквартирную молодежь западных регионов страны. А вспоминая опыт СССР, когда на приморском селе, шахтах, заводах и плавбазах дружно работала молодежь со всех национальных окраин огромной страны, можно смело предположить, что и сейчас найдется немало работящих ребят из наших бывших республик, готовых приехать и начать новую жизнь в качестве граждан России. Это станет еще одним кирпичиком и в проект воссоздания аналога СССР, в новом формате. Проект архисложный и затратный, но он стоит того – ведь, если когда-то царь Петр Великий "прорубал окно" в деградирующую и скудеющую ныне Европу, то нам, совершенно однозначно, необходимо "прорубать" его в мощно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. И пусть этот проект станет нашей "новой целиной".
Виктор Курочкин, Владивосток, специально для Накануне.RU