Передвижные автоспасы – изобретение тюменцев
Не заводятся машины, кто-то тянет за собой на веревке в санках аккумулятор, мерзнет нос, на остановках пританцовывают от мороза люди – картина, ставшая знакомой за эти холодные январские дни, когда морозы атаковали практически всю Россию. В УрФО со всеми этими проблемами в существенной степени столкнулись северные регионы и Тюменская область, где температуры держались в пределах 40 градусов ниже ноля, а на отдельных территориях и ниже 50 градусов. За это время тюменцы пережили две волны холодов. Но при этом морозы для них не стали только лишь проверкой на прочность, за это время они совершили несколько интересных изобретений. О том, как работали в это время спасатели и какие изобретения тюменцев начнут применять по всей стране рассказал в интервью Накануне.RU начальник отдела пропаганды МЧС РФ по Тюменской области, капитан внутренней службы Игорь Симонов .
Вопрос: Игорь Анатольевич, как Вы оцениваете обстановку, сложившуюся в Тюмени в связи с морозами?
Игорь Симонов: Ситуация в Тюменской области в связи с морозами остается стабильной. Настолько серьезных происшествий, которые бы требовали вмешательства штаба МЧС, не было. Количество пожаров по сравнению с прошлым годом сократилось на 3%. Во многом такому результату способствовала профилактика, проводимая в течение всего года. Во-первых, шло активное информирование населения через СМИ, разносились памятки, также велись проверки зданий с массовым пребыванием людей, в частности, в новогодние праздники. Совместно с милицией мы также совершили рейды по проверке рынков и магазинов. Благодаря профилактической работе не произошло ни одного пожара, связанного с пиротехникой.
Фото: Накануне.ru
Всего с начала года в огне погибло 10 человек. В морозы причиной тому становилось печное отопление, перекалы печей, самодельные обогреватели, которые приводили к пожарам.
Вопрос: Количество каких происшествий возросло?
Игорь Симонов: Сначала года произошло много пожаров на транспорте. Загорание автомобилей происходит от того, что используют некачественные подогревы, системы запуска двигатели, где может быть поврежден проводящий кабель. Водители также вмешиваются в работу подогревателя, увеличивая скорость подогрева. Используют для обогрева двигателя не специальную кошму, которая не горит, а одеяла и другие вещи.
Фото: foto.gazetazp.ru
Вопрос: Как изменился режим работы: насколько больше техники, спасателей стало работать?
Игорь Симонов: В случае понижения температуры до минус 25 градусов и ниже в нашем отделении объявляется усиленный режим службы. Если обычно спасатели работают в четыре смены, в период морозов переходят на трехсменку. Это позволяет ввести в боевой расчет и дополнительную технику, порядка 40 единиц.
Вопрос: Какие дополнительные меры защиты созданы для спасателей? Один тюменский предприниматель изобрел маску от мороза на полиэтиленовой основе. Воспользуетесь ли вы его опытом, приобретете?
Игорь Симонов: В холода пожарные получают специальное обмундирование. Что касается маски, то мы сами от журналистов об этом узнали, но пока у нас нет необходимости воспользоваться его опытом. Никто не обморозился, не замерз. Возможно, когда-то руководство рассмотрит его предложение.
Фото: foto.gazetazp.ru
Вопрос: Расскажите про передвижные пункты, в чем их уникальность и будут ли их применять на федеральном уровне?
Игорь Симонов: На заседании нашего областного правительства было решено установить передвижные пункты обогрева на федеральных трассах области. Это автомобили "КамАЗ" (кунг), автобус и пожарные автоцистерны, укомплектованные спасательным оборудованием, буксировочными тросами, средствами связи, аптечкой. Пункты обогрева работают круглосуточно. Терпящим бедствие водителям оказывается помощь по буксировке автомобиля и конечно, гарантирован обогрев и чашка чая.
Работают следующим образом: выводят человека из машины, садят в передвижной пункт, чаем поят, если необходимо, могут дать валенки. Если медпомощь не нужна, просто эвакуируют автомобиль вместе с водителем до ближайшего населенного пункта.
Фото: www.autogazeta.com |
Передвижные пункты нигде не использовались раньше, да и у нас холодная зима вызвала необходимость их создания. Потому можно говорить, что передвижные пункты – это изобретение Тюменской области. Необходимость, как вы понимаете, была обусловлена большим числом ломающихся на федеральных трассах машин и замерзающих в них людей. Практика, введенная в Тюменской области, оправдала себя полностью. От 3 до 6-ти обращений в сутки поступает от водителей вставших на трассе.
Уже на второй день после того, как пункты доказали свою значимость, от МЧС России поступило предложение использовать их на федеральном уровне.
Вопрос: Как можно вызвать такой передвижной пункт?
Игорь Симонов: Многие водители знают, что такие пункты существуют и звонят в службу спасения "01", с сотового - "011" или "112" - это международный код, который набирается с сотового телефона даже при нулевом балансе на нем. Кроме того, автоинспекторы патрулируют дороги.
Фото: Накануне.ru
Вопрос: Зима – это самое напряженное время работы спасателей?
Игорь Симонов: У нас нет более или менее сложных периодов в работе, любой сезон несет с собой свои проблемы. Есть даже такая присказка: "Мы провели исследование и выяснили, что пожаров из-за печного отопления зимой больше". Мы стараемся, чтобы не было скачков, чтобы пожаров не было больше, чем в прошлом году. И пока действительно намечается тенденция к снижению. Дело и в профилактике, и в том, что ликвидируется больше ветхого жилья, строится новое.
Если зимой пожары происходят от печного отопления, то весной из-за цветения пуха, летом – из-за жары. Летом горят леса, осень – сухая трава.
Вопрос: Были несчастные случаи при оказании помощи в эти морозы?
Игорь Симонов:
У нас, тьфу-тьфу-тьфу, может, и не стоит говорить об этом, мы люди суеверные, но пока серьезных случаев не было. Мелкие травмирования, конечно, есть. Люди ведь не картины рисуют, ликвидируют серьезные ЧС.
Фото: foto.gazetazp.ru
Вопрос: В Европе мерзнут уже при 0 градусов, при минус 3 градусах объявляют ЧС. В чем особенность тюменцев, переживающих 40-градусные морозы: закаленность или особенность характера?
Игорь Симонов: В Тюменской области испокон веков зимой держатся низкие температуры. Люди уже привыкли к таким экстремально низким температурам. На севере она опускается вообще до 50 градусов ниже ноля, нам тоже кажется, что это очень много. Но ведь живут же. У нас минус 46 уже считается экстремальным, а на севере и ниже 50 на работу выходят. Также и для европейцев, они привыкли, что зимняя температурная норма - ноль градусов, минус 1, и не жили при более низких температурах. Для них какое-то бо льшее понижение, конечно, уже ЧС. Надо сказать, что пониженные температуры для нас – это не новость, в течение всего года и коммунальные, и другие службы готовятся к ним.
Вопрос: Были ли какие-то необычные выезды в морозы?
Игорь Симонов: Происходят и необычные выезды в морозы. Например, недавно спасатели помогали выбраться из подвала бомжу, который решил там помыться и не рассчитал струю горячей воды. Кран сорвало, и весь подвал заполнился кипятком. Другой случай – мужчина выпал из окна пятого этажа, повис на козырьке. Спасатели его снимали. Сложности были и при организации купания в крещение. Приходили женщины с маленькими детьми. В прошлом году дети и до 2-х лет купались, но в этом при минус 37 градусах с ветром приходилось отговаривать. Спасатели отвозили их домой.
Фото: www.kp.ru
Вопрос: Были ли в морозы какие-то героические поступки со стороны спасателей?
Игорь Симонов: У нас каждый день героические поступки. Тушение пожара при температуре минус 40 градусов - уже геройство. Работа на морозе осложняется обмерзанием техники, могут выходить из строя какие-то механизмы. Кроме того, вода попадает на одежду, обмерзает и превращается в ледовую корку. И в таком виде приходится стоять по несколько часов на ветру в холоде. Мороз никак не помогает спасателям, только приводит к дополнительным сложностям.
При всем этом замечу, что спасатели – одна из тех служб, у которой самый высокий рейтинг среди населения. О милиции, о скорой помощи так не скажут, как о спасателях…