"А мы вам постараемся не очень мешать": подружатся ли власти с "союзом маршруток"?
10 апреля в Свердловской облдуме прошли депутатские слушания по вопросам развития общественного транспорта. Они стали логичным продолжением недавнего объединительного съезда пассажироперевозчиков России, который также прошел в столице Урала. И на том, и на другом мероприятии во главу угла были поставлены поиски причин, по которым отрасль в последнее время пришла в упадок.
Проблем очень много, и решить их в один день, естественно, не получится. Однако уже то, что вопросы обсуждаются, а транспортники объединяются, дает повод думать, что не все так безнадежно. То, что происходило в минувшую пятницу в окружном доме офицеров в Екатеринбурге, простому обывателю показалось бы весьма странным. Ведь в представлении горожан "ГАЗели", "ПАЗики", коммерческие автобусы – транспорт, который чаще всего нарушает правила дорожного движения; транспорт, в котором чаще всего нарушаются права льготников; транспорт, который своими ценами выводит из себя большую часть не имеющих личного транспорта, а своим "поведением" на дорогах – большую часть обладателей автомобилей. И вот эти самые "нарушители прав" (в народном представлении) вдруг решили объединиться, чтобы бороться за свои права! Оказывается, права автоперевозчиков нарушаются сплошь и рядом, а если точнее, у них прав вообще нет. Это подтверждают и сами перевозчики, и законодатели, и представители различных профессиональных объединений. Впрочем, и перевозчики, и даже производители транспортных средств признают, что репутация частного транспорта в последнее время значительно ухудшилась.
Неужели это из-за того, что перевозчики ущемлены в своих правах, а вовсе не из-за того, что водители просто–напросто часто нарушают ПДД и все чаще попадают в аварии? |
Ответ на этот вопрос, похоже, не могут дать пока и сами перевозчики. Но, по крайней мере, они объединились, и теперь есть кому задавать вопросы.
Итак, на объеденительно-учредительный съезд российского союза пассажироперевозчиков, по словам организаторов, прибыли делегаты из 30 регионов страны, еще из 10 регионов прислали письменные подтверждения своего заочного участия. Таким образом, в съезде приняли участие 40 регионов, а это половина России. С другой стороны, наполненность зала ОДО вызывала сомнения в присутствии представителей из 30 регионов. Но перевозчикам, конечно, виднее. Новая организация была образована на базе свердловского областного союз пассажироперевозчиков, которая, в свою очередь, была организована меньше года назад. На вопрос "Почему именно у нас?" организаторы ответили что-то вроде "У нас есть областная организация". Весомый аргумент, особенно в сочетании с цифрами.
Оказывается, в России более 80% пассажирских перевозок приходится именно на автоперевозки, то есть на автобусы, маршрутки и совсем немного на такси. В Уральском федеральном округе 7700 пассажирских перевозчиков, в одной только Свердловской области 5 392 "ГАЗели". А в Екатеринбурге частные перевозчики вложили в развитие отрасли порядка 500 млн руб. |
Вообще, увеличение доли частных перевозчиков в пассажирском транспорте заметно невооруженным различными статистическими выкладками взглядом. Однако подменить собой муниципальный транспорт частники не могут, да и не должны, но об этом чуть ниже. Но сразу отметим, что союз честнее было бы назвать "союзом частных автоперевозчиков": во-первых, "муниципалов" на съезде почти не было, а во-вторых, само значение слова подразумевает, к примеру, и самолеты, и поезда – они тоже пассажиров перевозят.
Но вернемся к автоперевозчикам. Что же их волнует больше всего, какие проблемы они считают главными?
Об этом много было сказано на съезде, однако точнее всего обозначил положение с перевозчиками председатель комитета по транспорту Перми Игорь Сасунов. "У нас нет конкуренции, а есть борьба за пассажира", - заметил чиновник, в прошлом – руководитель частной транспортной компании. С этими словами зал согласился, дружно вздохнув.
С другой стороны, у всех российских перевозчиков, независимо от формы собственности и даже вида транспорта, есть общие проблемы. Например, отсутствие нормальной законодательной базы. Пока автоперевозчики рассматривают выработку правил игры как основную цель объединения. Во время своего выступления президент свердловского областного союза автоперевозчиков Андрей Начапкин сформулировал причины, по которым "отрасль переживает глубокий кризис". "Это, во-первых, отсутствие законодательной базы – устав автомобильного транспорта, который действует сейчас, был принят еще в 1969 г. Во-вторых, непонятная позиция государства по поводу льготников. Государство не компенсирует частным перевозчикам расходы, которые они несут, перевозя пенсионеров и инвалидов", - считает Андрей Начапкин. Из этих двух нерешенных пока проблем вытекают другие – лицензирование, конкурсы на занятие маршрутов и многое другое. Среди уставных задач союза есть и такой пункт как "взаимодействие с законодательными органами власти".
Перевозчики решили не откладывать решение проблем в долгий ящик и заслушали представителя Госдумы РФ прямо на учредительном съезде. По словам заместителя председателя комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи Юрия Сентюрина, новые законодательные акты, которые будут регулировать деятельность перевозчиков, могут быть приняты в этом году и начнут действовать с 1 января 2008 г.
"Я думаю, необходимо проинформировать профессиональное сообщество о том, что сейчас делается законодательной ветвью власти в тех вопросах, о которых транспортная общественность уже давно говорит. В частности, речь идет об уставе автомобильного транспорта и законопроекте "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения". Это важнейшие законы, по существу, транспортная конституция, и на всех встречах и на всех обсуждениях постоянно ставился вопрос: "Когда? Когда? Когда?", - рассказал в разговоре с Накануне.RU Юрий Сентюрин.
Он отметил, что сейчас идет обсуждение поправок к этим законам, принятие их планируется уже в осеннюю сессию. Правда, депутат оговорился на счет принятия – "если не помешают предвыборные кампании, которые начнутся осенью". С точки зрения политагитации "транспортная конституция", а вернее, обещание ее принятия может стать весомым аргументом, и не использовать его на выборах было бы глупо. Однако, возможно, парламентарии все-таки поднапрягутся и примут закон до выборов. Тогда это станет козырем в руках партии власти, которая таким образом сможет записать себе на счет еще одно "реальное дело".
Конечно, мало кто из собравшихся думал о таких перспективах. Перевозчиков больше интересовала обратная связь, возможность через новый орган донести до власти свое мнение и получить ответы. Однако, по словам Андрея Начапкина, перед учредительным съездом такой задачи не стояло. "Злободневные проблемы поднимутся, но решаться на этом съезде не будут. Задача сейчас стоит все-таки создать союз, рабочий орган, координационный совет. А в дальнейшем эти проблемы будут подниматься уже на координационном совете", - пояснил он Накануне.RU.
Выступили перед перевозчиками и представители профсоюзов. Они давали советы новой организации, учили как лучше вести забастовки. Председатель федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, напугав перевозчиков тем, что власть, возможно, не захочет внимать их призывам, посоветовал воспользоваться методом "итальянской забастовки", когда перевозчики продолжают работать, но при этом соблюдают все правила, ничего не нарушают, напротив, работают строго по инструкции.
В результате могут образоваться и километровые пробки, от которых и сами пассажиры взвоют, и проблемы с сообщением могут возникнуть, так как при "итальянской забастовке" не положено работать больше, чем написано в договоре, в общем, никаких авральных режимов и переработок. |
А теперь представьте "итальянскую забастовку" перед новым годом, да еще и при не самых благоприятных погодных условиях.
Естественно, не удалось избежать и темы аварийности на дорогах, а также другой стороны проблемы – технических требований, которые предъявляют госинспекции. Присутствовавший на съезде начальник "Госавтодорнадзора" по УрФО Виктор Андреев отметил, что "Госавтодорнадзор" приветствует создание союза, поскольку с несколькими профессиональными организациями гораздо проще работать, чем с "сотнями разрозненных перевозчиков, которых иногда бывает сложно найти". В конце своего выступления Виктор Андреев попытался примерить "Госавтодорнадзор" и перевозчиков словами: "Мы постараемся вам не очень мешать".
Вообще, и на съезде, и на депутатских слушаниях несколько дней спустя немало говорилось о том, что неквалифицированные кадры за рулем общественного транспорта – одна из самых острых проблем на сегодняшний день. Есть объективные причины – небольшие зарплаты, социальная незащищенность. Поэтому так много сейчас появилось водителей-иностранцев, которые работают там, где представители "коренного населения" работать не согласятся. |
Особенно это заметно у частных перевозчиков. Но и без иностранцев нарушений хватает. "Посмотрите на Екатеринбург – на каждой остановке четыре-пять маршруток стоит. Это неправильно. Они не решают проблему пассажирских перевозок, они решают "проблему" хаоса на дорогах. Начинаются гонки – кто кого обгонит, начинается борьба – кто больше перевезет, и не только на сидячих местах. Вот в этом проблема. Не в том, что это определенный вид транспорта, который несет проблемы, а реально человеческий фактор. Дело в том, что есть постановление Правительства РФ по лицензированию – оно регламентирует очень жесткий порядок для автоперевозчиков, и мы будет заниматься реализацией этого постановления. Оно как раз развязывает руки Госавтоинспекции, "Госавтодору" для того, чтобы усилить контроль. Поверьте, это не сверхъестественные надуманные правила – дай бог, чтобы соблюдали правила дорожного движения, дай бог, чтобы не было происшествий", - рассказал в разговоре с Накануне.RU начальник управления ГИБДД ГУВД Свердловской области Юрий Демин.
О разграничении понятий безопасности автомобиля и человеческого фактора говорили на упомянутых мероприятиях и представители крупнейшего в России производителя пассажирского автотранспорта – группы "ГАЗ".
"Автомобили "ГАЗель" в автобусном исполнении на рынке с 1996г., сейчас на российских дорогах около миллиона таких автомобилей. Это самый массовый автомобиль. Исходя из самых простых арифметических вычислений мы можем вывести, что количество проблем будет пропорционально количеству автомобилей. Я вот делал вычисления, и пришел к выводу, что этот автомобиль, возможно, самый безопасный, если брать количество "ГАЗелей" на дорогах к количеству ДТП. Тем более, что анализ, который мы проводили, показывает, что практически все ДТП, возникающие на дорогах, связанные с человеческим фактором. Это превышение скорости, это выезд на встречную полосу, это некачественное техническое обслуживание и так далее. Проблем с безопасностью автомобилей по причине их конструкции нет", - пояснил Накануне.RU директор объединенного инженерного центра группы "ГАЗ" Энрико Дамьяно.
Итак, автоперевозчики объединились. Сообща им действительно проще решать проблемы. Другое дело, что объединились частные автоперевозчики. А значит, далеко не все. А ведь у "муниципалов" и частников подчас совершенно разные цели. На первый взгляд, цели совпадают – качественно обслужить пассажиров. Однако частные перевозки – это бизнес. Пусть пока и довольно дикий и нерегулируемый. А есть еще госзаказ, который выполняет муниципальный транспорт.
Частники могут дополнять муниципальный транспорт, без него сейчас таким крупным городам, как Екатеринбург, уже не справиться с пассажиропотоком. Однако без муниципальных автобусов транспортная система вообще не может существовать. В мегаполисах маршрутки создают выбор, человек может выбирать в зависимости от материального положения, временного запаса и многих других факторов. Где-то он может проехать на трамвае, где-то – заплатить 15 рублей и с комфортом (последний, правда, не всегда возможен) доехать до нужного места, может поехать на личном транспорте или вообще пройтись пешком. |
В перерыве съезда, когда предприниматели отправились осматривать новинки от завода "ГАЗ", к журналистам подошла дама преклонных лет – билетер окружного дома офицеров и тихо попросила: "Ребята, вы спросите у них, почему так рано заканчивает транспорт ходить? У нас вот после концертов зрители вечно добраться не могут потом до дома. А эти раз уж тут собрались, то, наверно, знают"... |