Единый энергорынок СНГ: утопия или неизбежность?
На днях в Ялте прошел саммит глав правительств стран-участниц СНГ. По итогам мероприятия половина Содружества заключила договоренности о создании единого энергетического рынка. Другая часть – Молдова, Украина, Грузия, Азербайджан, Туркмения и Узбекистан – отказалась. Помимо того, в Киеве заявили, что подпишут бумаги лишь тогда, когда Россия вступит в ВТО.
Напомним, что накануне встречи в Ялте министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко говорил, что основной задачей заседания глав правительство стран СНГ будет вопрос о создании единого рынка энергии.
О том, почему Киев ведет себя именно так, а не иначе, имело ли место быть "второе пришествие" ГУУАМ, произойдет ли радикализация "Партии Регионов" в интервью Накануне.RU рассказал заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов.
Вопрос: Недавно в Ялте прошли неоднозначные "энергетические" переговоры в рамках СНГ. Украина, принимающая гостей, отказалась подписывать соглашения. Чем обусловлена такая ситуация? Непрекращающимся противоборством, в котором верх не могут одержать ни Янукович, ни Ющенко? Или всё-таки это свидетельство того, что "незалежная" окончательно вышла из российской сферы?
Кирилл Фролов: Премьер Янукович не подписал энергетические договоренности. Это можно объяснить политическим лавированием или неким влиянием, которое испытывает руководство "Партии Регионов", действуя на одной сцене с Большой коалицией, куда ее пытаются втянуть люди из окружения Ющенко. Цель этой интриги очень простая – рассорить "Партию Регионов" с партнерами. Любые договоренности – попытка пресс-секретариата Ющенко поймать своеобразными "крючками" прагматиков из "Партии Регионов". Некоторые ее представители наживки заглатывают. Это в сложившейся ситуации не является компромиссом. Подлинный компромисс – федерализация Украины, двуязычие, референдум по НАТО.
Но "волнения" продолжаются. Уже сейчас на Украине два генпрокурора. Пискун и Медведько, которого поставили кулуарно Янукович и Ющенко. Продолжается травля министра внутренних дел Цушко, была информация о попытке его отравления. Показательно, что речь идет о политиках непрезидентского лагеря. В общем, положение осталось таким, каким он было – борьба. "Оранжевые" не намерены идти на компромиссы. Тот, кто питает иллюзии – проиграет. Задача "донецких" – не дать себя обмануть. Ющенко продолжает штамповать свои указы, Рада объявляет их антиконституционными. Сложная игра ведется вокруг Конституционного суда. В этой ситуации все зависит от принципиальной позиции депутатов в Раде, от позиции Компартии. В частности - будет ли остановлено вовлечение "Партии Регионов" в антиконституционное поле. Сегодня задача "оранжевых" – повязать Януковича антиконституционным процессом, разделить с ним ответственность за попрание закона и права, а потом политически устранить.
Вопрос: В продолжение разговора о ситуации – на 30 сентября на Украине назначены досрочные парламентские и президентские выборы. В этот период времени ситуация хоть как-то стабилизируется или стоит ожидать новых всплесков?
Кирилл Фролов: Политические всплески будут иметь место пока Украина не станет федеративным двуязычным государством. Все остальное – мелочи, порождающие новые политические "штормы". Указанные сроки очень сомнительны и не свидетельствуют о наступлении стабильности. Еще неизвестно, как выборы пройдут. Возможен сценарий радикализации "Партии Регионов", потому что им нужно будет оправдать доверие избирателей, путем поднятия вопросов о федерализации и русском языке. Вполне вероятно, что принципиальная позиция Цушко (если он выживет – авт.) придаст второе дыхание партии социалистов, которую преждевременно политически хоронят. Это будут другие социалисты, более радикальные или "антиоранжевые", в смысле стремления превращения Украины в парламентскую республику. Естественно, поднимутся коммунисты.
Вопрос: Возвращаясь к теме ялтинских переговоров – перечень государств, не подписавших соглашения, представляет собой, фактически, ГУУАМ плюс Туркмения. Данный факт очень знаменателен. Не кажется ли Вам, что у названной антироссийской организации, скажем, открылось "второе дыхание" и она вновь себя проявила?
Кирилл Фролов: Поведение Узбекистана следует рассматривать как ревность по отношению к Казахстану. Туркмения сделала главное, согласившись на трубопровод по российскому сценарию. Большего от нее не требуется. Демарш Ташкента и Ашхабада не стоит воспринимать как новое проявление ГУУАМ. Хотя, конечно, Россия должна предельно четко осознавать возможность наличия таких попыток. Например, если Ташкент будет и дальше "диссидентствовать" в подобном роде, то можно усилить диалог с Казахстаном и не осаживать западных наблюдателей, которые критикуют ситуацию с правами человека в Узбекистане. Москва Ташкенту нужна не меньше, чем Ташкент Москве. Россия может дать понять это.
Вопрос: Первый вице-премьер Украины Николай Азаров сказал, что если Россия вступит в ВТО, тогда Украина может изменить позицию по вопросу создания единой энергосети. То есть эту самую позицию Киев не изменит никогда, поскольку Россия вряд ли станет участником Организации. Так ли?
Кирилл Фролов: Фактически это так. Но у России на Украине есть свои интересы. Требуется такое завершение политического кризиса, которое исключило бы окончательное вовлечение Украины в число государств, ориентированных не на РФ. Это возможно только путем демократизации, федерализации и недопущения отрыва украинской церкви от московского патриархата. Россия не может позволить себе комплекс абсолютного невмешательства и должна морально и политически поддерживать те силы, которые выступают против вступления Украины в НАТО.
Вопрос: Поведение официального Киева объясняется тем, что он ищет внешних врагов, которых можно обвинить во всех внутренних бедах, коль скоро у России на территории Украины существуют интересы?
Кирилл Фролов: Политическая русофобия – это кредо "оранжевых" политических сил. Их задача - упразднить русскоязычное образование и переписать историю. Последнему поспособствует намерение создать так называемый "музей советской оккупации", в котором, если уж на то пошло, должны присутствовать экспонаты, свидетельствующие об украинизации, которая проводилась большевиками в 20-е годы, когда в состав УССР были переданы Новороссия и Донбасс.