Аэропорт Мюнхена: даже для тех, кому не нужно никуда лететь
Полупустые залы с серой мозаикой на стенах, более, чем скромный буфет с вечными соками-водами - это если говорить о провинциальных. Куда более презентабельные, но от этого не намного уютные и комфортабельные, с неразберихой вокруг платных и бесплатных парковок, толкучкой и занебесными ценами, - это столичные или крупные региональные. Примерно такое у большинства наших соотечественников представление об аэропортах, и его, оказывается, можно изменить благодаря одной лишь поездке. Накануне.RU знакомит своих читателей с одним из самых знаменитых аэропортов мира – аэропортом Мюнхена.
Наша справка.
Flughafen München Franz Josef Strauß) Аэропорт назван именем бывшего Премьер-министра Баварии Франца-Йозефа Штрауса. Международный аэропорт Мюнхена был введён в эксплуатацию в 17 мая 1992 года. Аэропорт был построен, чтобы обеспечить перевозку всё возраставшего потока пассажиров, так как старый мюнхенский аэропорт — Мюнхен-Рим (München-Riem) уже не справлялся с этими задачами. Международный аэропорт Мюнхена — второй в Германии, после аэропорта Франкфурта по количеству обслуживаемых пассажиров. Он обслуживает более 9 миллионов пассажиров, больше всех в Германии, на внутренних воздушных линиях Германии. Во время строительства аэропорта была снесена деревня Францхайм (Franzheim) и 500 жителей этой деревни были переселены. Аэропорт располагается в 28 км севернее Мюнхена.
Первое, что поражает, когда ступаешь на территорию аэропорта в Мюнхене, - масштабность. Оттого и аэропортом-то его сложно назвать. Скорей, это отдельный баварский городок, в котором без преувеличения есть все, что нужно на случай, если ты коротаешь пару часов до объявления посадки или просто проводишь здесь весь день. Такое тоже, оказывается, случается – немцы семьями или компаниями приезжают…отдохнуть в аэропорт, но об этом чуть позже.
Сначала о прямом назначении аэропорта. В 2003 году он был расширен — построен второй терминал.
Причем, строительство второго терминала никак не отразилось на работе первого – пропускная способность осталась той же. И что немаловажно, источниками финансирования стали собственные средства аэропорта, полученные от непрофильной деятельности, а не деньги, скажем, инвесторов или авиакомпаний, как это иногда бывает у нас. С вводом в строй второго терминала количество обслуживаемых пассажиров, по прогнозам, может увеличиться до 50 миллионов в год. |
Сегодня в Мюнхенский аэропорт летает 10 российских компаний, в том числе и "Уральские авиалинии". В компании рассказывают, что регулярный рейс Екатеринбург – Мюнхен открыли вторым в истории международных рейсов компании после пражского. Это стало началом программы освоения германских аэропортов регулярными рейсами. В "Уральских авиалиниях" отмечают, что компания сегодня делает ставки на три части Германии – юг, центр и север. Среди северных аэропортов выбор пока не сделан. Юг закрывает мюнхенский аэропорт, а центр будет закрывать Дюссельдорф.
"Результаты этого рейса показывают, что мы не ошиблись в своем выборе, - рассказывает заместитель директора компании "Уральские авиалинии" по внешним связям Алексей Фомин, - Мало того, что Бавария - это просто самый интересный уголок Германии. Кроме этого, через Мюнхен можно попасть на шикарные горнолыжные курорты – австрийские и итальянские. Поэтому Мюнхен для нас – это окно в Европу и в мир. В ходе нашей работы мы проанализировали потоки пассажиров и можем сделать вывод, что этим рейсом летают представители самых разных групп. Это и туристы, и бизнесмены, и русские немцы, и их родственники. В общем, разнообразный поток".
Считается, что в аэропорту Мюнхена самое низкое на континенте минимальное время стыковок – всего 35 минут, если вас обслуживает одна компания, и 45 минут – если разные. Транзитные пассажиры, которые вылетают в другой город Германии или продолжают путешествие в одну из стран Шенгенского Соглашения, также проходят паспортный контроль после прибытия в Мюнхен. Их зарегистрированный багаж автоматически направляется до конечного пункта назначения. Четкая система указателей позволяет максимально легко ориентироваться внутри терминала. Быстро совершить пересадку также помогают установленные повсюду в зоне прилета мониторы, на которых высвечивается перечень ближайших рейсов и номера соответствующих выходов. Кроме того, опаздывающих транзитных пассажиров в ускоренном порядке проведут прямо к трапу самолета.
Если подняться на специальную смотровую площадку (а это за отдельную плату может сделать любой желающий), то можно увидеть все, что происходит на взлетном поле мюнхенского аэропорта. Именно здесь, наблюдая за тем, как одни самолеты садятся, а другие тут же взлетают, убеждаешься в том, что это, действительно, целый авиагородок. Все страны мира, пожалуйста, - в виде брендов на бортах самолетов представлены на одном поле. Особое отношение у аэропорта, разумеется, к базовым, или как здесь говорят, домашним перевозчикам. Такой статус в этом аэропорту сегодня есть у "Люфтганзы", выполняющей порядка 66% от общего объема перевозок, и "Эйерберлин ди би эй", которая находится на стадии объединения с другой компанией, в совокупности их объем перевозок составляет 15%. Надо отметить, что всего в мюнхенском аэропорту сегодня выполняют полеты более 100 компаний. Но ведущих, то есть домашних – две. На подходе – третья и четвертая. Здесь ожидают приход "Изи джет" (это английский лоу-кост) и "Туй", которая в будущем будет называться "Туй тревел ком".
Следящий за изменениями в уральском небе пассажир тут же проведет аналогию с нашим "авиационным треугольником" ("Кольцово", "Уральские авиалинии", "Авиапрад"), когда новоиспеченному "второму базовому перевозчику", как себя гордо называет сам "Авиапрад", аэропорт вдруг предоставил исторические рейсы в Москву, которыми традиционно летали "Уральские авиалинии". Так вот в Германии такая рокировочка, как нам рассказали в мюнхенском аэропорту, в принципе невозможна.
Во – первых, базовыми, или домашними перевозчиками здесь называют те авиакомпании, у которых есть техническое обслуживание в данном аэропорту, свой офис. Вообще оперативное техническое обслуживание аэропорт может предоставить любой авиакомпании. В данном случае речь идёт о наличии собственной технической базы, а это несколько сооружений (ангаров) для обслуживания самолётов, собственное снец.оборудование и технический состав. Отметим, что в "Кольцово" такая база есть только у "Уральских авиалиний".
Возвращаясь к базовому перевозчику мюнхенского аэропорта, отметим, что именно с ним у аэропорта более дружеские отношения – с ним оговариваются специальные условия работы на территории аэропорта. Кроме того, такая компания может получить ночные рейсы. Понятно, что вопросы создания домашних перевозчиков связаны с вопросами наличия площадей в аэропорту, ангаров, но больше всего этот вопрос связан со слотами. В аэропорту Мюнхена ситуация с ними напряженная. Даже если авиакомпания забазирует здесь свои самолеты, но при этом не будет иметь слотов на вылет и прилет, теряется всякий смысл авиадеятельности, поэтому компании достаточно серьезно относятся к выбору аэропорта Мюнхена как к базе, или как к дому.
"В Германии действует централизованный слот координационный центр. Аэропорт не занимается подтверждением слотов, они во всех аэропортах распределяются в этом центре, - рассказывает Александр Шролль, директор департамента развития воздушного транспорта аэропорта Мюнхена - Конечно, бывают ситуации в рамках этого соревнования между двумя домашними перевозчиками – "Люфгантза" и "Эйр берлин" – к примеру, "Люфгантза" забивает несколько слотов утром - в 8.15, 8. 30, 8. 45 , но реально летает только в 8.00, чтобы остальные слоты никто из других перевозчиков не смог забить. И это допускается. Компания делает запросы на эти слоты, слот координатор отдает эти слоты, следующий перевозчик встает только на 8.05. Такая схема здесь тоже работает. На сегодня такие вопросы решаются в переговорах между компаниями. Это и есть процесс координации слотов. Неиспользованные слоты авиакомпании должны сдавать к определенному моменту. Например, это нужно сделать до 31 декабря. Но авиакомпании продолжают удерживать слоты, потому что на сегодня нет никаких штрафов. Мы как аэропорт, который из – за такой ситуации теряет возможных клиентов – другие авиакомпании, которые хотят у нас летать – оказываем давление на координационный центр, требуем введения каких-то штрафов, чтобы компании не удерживали слоты".
Читатели Накануне.RU, наверняка, помнят, что схожая ситуация была и в екатеринбургском аэропорту "Кольцово", когда компания "Авиапрад" забронировала два утренних слота на Москву 7.40 (Як42) и 8.15 (Боинг), но какое-то время летал только совмещённый рейс на Боинге, второй же слот не использовался.
Еще один наболевший авиационный вопрос - стоимость авиатоплива (который, как известно, также актуален для компаний, обслуживающихся в екатеринбургском "Кольцово") - в Мюнхене давно решен. В здешнем аэропорту работает пять поставщиков топлива, и каждая авиакомпания вправе выбрать подходящий для себя. При этом, что немаловажно, аэропорт не имеет к топливному бизнесу никакого отношения.
Получается, что это не перевозчики бьются за то, чтобы попасть на территорию мюнхенского аэропорта, а он сам делает все, чтобы стать для своих потенциальных клиентов – новых авиакомпаний – если не домом ( домашними перевозчиками все равно не смогут быть все компании), то уж по крайней мере удобной и выгодной площадкой. Отсюда, как рассказывает, господин Шролль, и давление авиакомпаний на аэропорт по поводу снижения различных ставок и сборов.
"Сегодня рынок авиаперевозок повергся дерегулированию. Каждая компания может летать куда угодно, не требуется никаких отдельных разрешений, - поясняет Шролль, - Среди аэропортов возникла реальная конкуренция. И мы вынуждены предоставлять такие условия, чтоб летали от нас и к нам. К примеру, "Изи джет", английская компания, приняла решение о создании своей базы в аэропорту, и мы все для этого сделали, чтобы они отсюда летали, скажем, в Испанию, Австрию и Германию".
Работать на клиента – авиакомпанию – в конечном результате означает работать на пассажира, то есть нам с вами. В том, что мюнхенский аэропорт делает это по максимуму, сомневаться не приходится.
"Я давно знаком с этим аэропортом. Видел, как он разрастался. Прежде всего, он поражает способностью развиваться планово, - делится своими впечатлениями заместитель гендиректора авиакомпании "Уральские авиалинии" по внешним связям Алексей Фомин, - По самим последним достижениям техники. Здесь все – удобный и качественный сервис. Я считаю, что это один из лучших аэропортов мира. И сужу об этом по всем возможностям, которыми он обладает".
Действительно, кроме воздушных рейсов аэропорт Мюнхена предлагает целый ряд интересных услуг для авиапассажиров.
Сразу отметим, что прибыль от всех этих услуг идет именно на развитие аэропорта. Доходы от непрофильного бизнеса сегодня составляют до 50% от инвестиционных средств. |
"Это неудивительно. Ведь Бавария известна во всем мире как пивное государство. Здесь создают лучшие сорта пива. Мы думали, какую же фишку создать при нашем аэропорте. И вот решили создать свою пивоварню, - с гордостью рассказывает Шролль, - Характерная ее особенность в том, что пиво варится здесь. Особый сорт варится к какому-нибудь событию – например, к Октоберфесту или Рождеству. Этот проект оказался успешным. Мы начали с первого помещения. Сегодня создали второй ресторан в терминале два. Вы знаете, мы даже решили распространять это нововведение по миру. К примеру, наши аэропорты-партнеры, с которыми у нас определенные соглашения - Нагойя и Иркутск – обратились к нам с вопросом о создании филиалов "Эйрброй" в этих аэропортах".
Для деловых людей в аэропорту Мюнхена – свои услуги. Помимо интернет-кафе, есть бизнес-центр "Sony Airport Lounge", где можно воспользоваться факсом, компьютером, а также зарядить мобильник. В конференц-центре "Мюникон" (Municon) организуются конференции, встречи, выставки и презентации. Еще в аэропорт можно приехать на какой-нибудь концерт или чтобы покататься на коньках, а можно просто посмотреть трансляцию спортивного соревнования. В общем, здесь можно делать все то, что вы делаете в повседневной жизни. Просто ко всему этому прилагается уникальная услуга – возможность подняться над землей…
Редакция Накануне.RU выражает благодарность за помощь в подготовке материала:
авиакомпании "Уральские авиалинии"
клубу путешествий "Крылья"
туроператорской компании "Европорт"
Генеральному Консульству Германии в Екатеринбурге и лично Генеральному консулу Тило Клиннеру, а также "Берлин Райзер"