Александр Филипенко: Либо мы решаем эти проблемы, либо освобождаем место для других, которые способны решить эти проблемы
Югра устами своего губернатора накануне обозначила видение интеграционного процесса в тюменской "матрешке". И не просто обозначила, а в свойственной "хантам" манере высказала конструктивно цельное, обсчитанное и продуманное предложение. Сделано это было публично, причем за последнюю неделю дважды. Сначал Александр Филипенко дал пояснения на все острые вопросы в эфире ТК "Югра", затем на отчетно-выборной конференции югорских "единороссов". Учитывая, что самым мощным и в плане народонаселения, и в плане финансовой состоятельности среди трех субъектов тюменского севера является именно Югра, нам показалось важным ознакомить своих читателей с прозвучавшими из Ханты-Мансийска предложениями.
Ниже мы публикуем печатную версию телеинтервью Александра Филипенко.
Вопрос: Безусловно, всех волнует Ваше мнение по поводу встречи в Салехарде Юрия Неелова и Сергея Собянина. Они подписали протокол о намерениях, суть которого в углублении интеграции. В прессе прозвучало, что это был первый шаг к объединению Ямала и Тюменской области. Ваше мнение об этой встрече, и почему Югра стоит в стороне?
Александр Филипенко: Начинать надо не с этих встреч, а с той системной работы, которая была выстроена изначальна и одобрена соответствующими решениями и трех губернаторов, и трех дум. В рамках всех этих решений работает группа специалистов. Долго, давно, что называется, не без конфликтов, потому что тема такая сложная. Неправильно было бы ждать легкой и простой работы.
Недавно была такая встреча, на которой договорились о механизме дальнейшей работе. 2 апреля будут встречаться специалисты в более расширенном составе с тем, чтобы переходить к более конкретным вещам. 12 апреля эти группы должны предложить губернаторам идеи, мысли, оформленные в документы. Так выстраивается работа наших трех субъектов в связи с принятием закона "Об общих принципах организации власти...". Таким образом, я не могу согласиться с тем, что мы стоим в стороне от этого вопроса или игнорируем его. Мне кажется у специалистов ХМАО, которые занимаются этим вопросом, достаточно настойчивая позиция. И нередко по нашей инициативе проходили такие встречи. Да, может, они носили не такой динамичный характер. Но время принятия решений неуклонно сокращается и в этой связи мы должны активизировать свою работу.
Что касается тех встреч и решений, о которых было заявлено между Ямалом и Тюменской областью, мне кажется, надо задавать вопросы, скорее, участникам этих встреч. Поскольку мы не были даже знакомы с датой, с темой и подготовкой этих встреч.
В результате первой встречи в Тюмени было обращение к органам власти ХМАО с просьбой всем, вплоть до общественности, присоединиться к этому процессу. Мы присоединились. И ответили на это предложением вынесением своих инициатив, которые были направлены и губернатору Ямала, и губернатору Тюменской области, и трехсторонней группе. Мы существенно добавили возможности компромисса.
Сейчас разница подхода заключается только в одном. Мы хотели бы, чтобы органы власти автономных округов имели в своей компетенции все вопросы, которые связаны с жизнеобеспечением людей: это вопросы социальной защиты, социальной обеспеченности и т.д. Предложив при этом все остальные вопросы, связанные с общим развитием, развитием инфраструктуры, транспорта, энергетики, вплоть до работы в чрезвычайных ситуациях сосредоточить на уровне вновь создаваемого нового некого органа и под него формировать некую общую долю областного бюджета. Это, может быть, расширенная и дополненная идея, которую в свою время предложил губернатор Тюменской области Сергей Собянин. И вот в разговоре с Собяниным и Нееловым я поинтересовался, получили ли они наши предложения? Получили и обещали рассмотреть. Посмотрим, какова будет реакция на все эти предложения.
Вопрос: И как Вы относитесь к самой идее развития именно двухсторонних отношений между Ямалом и Тюменской областью?
Александр Филипенко: Суть предложений, которые рассматриваются на уровне двусторонних отношений, заключается в том, что в рамках этих 24-х полномочий, которые согласно закону переходят в ведение областного центра или края, если иное не предусмотрено соглашением или федеральным законом,в том, что администрация Тюменской области предлагает сформировать на территории Ямала свое представительство.
В это представительство будут входить те люди, которые сегодня работают в Ямало-Ненецком округе и которые автоматически становятся работниками администрации Тюменской области. И таким образом реализовываются эти 24 полномочия. Эта схема в полной мере вписывается в требования закона, если не учитывать другие возможности, которые дает закон, то есть, несколько по- иному устроить эти отношения на основании договора, соглашения . Я не хотел бы сейчас устраивать заочную дискуссию по этому вопросу, но, мне кажется, что обе схемы имеют право на существование. И, может быть, исходя из полезности и эффективности ,надо рассматривать любые варианты.
Вопрос: А ваш вариант чем кардинально отличается?
Александр Филипенко: Наш вариант интересен тем, что он позволяет формировать бюджетные отношения между муниципалитетами и регионами прозрачно и по сути из одного центра. И, формируя поток как раз на решение общеобластных проблем и формируя под это часть областного бюджета, которая не завязана под муниципалитеты. В этом смысле намного упрощается процедура формирования бюджета и его исполнения. Жизнь покажет.
Что касается того, почему именно Ямал. Мне кажется, это его инициатива. Как я могу судить из высказываний Юрия Васильевича Неелова, он предложил эту форму двусторонних отношений, и он это не скрывает. Ситуация заключается в следующем. В ситуации прошлого года распределение доходов было таково: мы имеем порядка 95 млрд. рублей доходов, Тюменская область – 20 с небольшим, и Ямал имеет порядка 40 млрд. рублей доходов. С учетом последних законодательных изменений на Ямале газовая составляющая доходов ушла в федеральный бюджет, и в этом году бюджет Ямала существенно сократился. Плюс существенно - до 5% сокращаются доходы на добычу полезных ископаемых. В итоге мы получаем такую картину. Тюменская область должна иметь 7-8 млрд рублей доходов, Ямал – на уровне 17-18 млрд. А общий бюджет – это порядка 100 млрд рублей. Тот есть 70 млрд налогов будет все равно поступать от предприятий, работающих на территории ХМАО. И в этой связи логичнее было бы, и губернатор Ямала с этим соглашается, объединить все эти доходы в один консолидированный бюджет. С тем, чтобы эти потери решить за счет общего бюджета.
Вопрос: А как давно Вы выдвигали такие предложения?
Александр Филипенко: Я хочу сказать, что это никакая не новость. И изначально мы предлагали закрепить эти пропорции, чтобы в новой ситуации бюджет ХМАО сократился до 50 млрд., бюджет Ямала – на уровне 30, а Тюменская область оставался на уровне тех же 20 млрд рублей доходов. Но мы очень долго считаем, а как сложить, а как разделить, чтобы всем хватило?
Из последних заявлений я слышал, что общих отчислений не достаточно, чтобы сформировать три бюджета, якобы это приведет к дополнительных расходам, не знаю на основании чего. В то же время, насколько я могу понять из тех проектов соглашений, которые обсуждаются между Ямалом и Тюменской областью, там даются гарантии по всем текущим расходам: и по социальным выплатам, и по пенсионным надбавкам, и по уровню заработной платы. То есть денег все-таки хватит. Нам надо посмотреть только ли финансово-экономические проблемы определяют эту ситуацию.
Вопрос: Согласно Конституции любое изменение статуса региона требует проведения референдума. В этой ситуации получается, что опять инициатива сверху?
Александр Филипенко: Давайте мы разделим эти вещи, которые касаются интеграционных процессов. Я еще раз подчеркиваю, что мы в этих процессах активно участвуем. В том числе и в экономической интеграции. Я могу назвать некоторые цифры.
После того как новый губернатор в результате выборов пришел к штурвалу Тюменской области, ситуация была достаточно сложная. В то время мы на достаточно льготных условиях выделили значительные ресурсы, чтобы поддержать юг Тюменской области и стабилизировать ситуацию. Мы только 800 млн. рублей выделили ссуды под льготные условия, чтобы решить аграрные вопросы. 500 млн. рублей под такие же льготные проценты выделили администрации Тюменской области с тем, чтобы она смогла развивать налоговую базу, реализовывать с помощью бизнесменом инвестиционные проекты, и с помощью этого реализовывать налоговую базу. Мы выкупили несколько проектов, которые тяжелым грузом лежали на администрации Тюменской области в рамках кредитно-бартерной линии. У Тюменской области образовались огромные долги перед Дойче-банком, и мы на покрытие долгов потратили огромные ресурсы.
Я называю лишь несколько самых весомых шагов, которые способствовали тому, что эти интеграционные процессы стартовали сразу после выборов губернатора Тюменской области три года назад.
Второй вопрос, когда речь заходит о возможной политической интеграции с изменением правового статуса или существенного умаления существующего статуса субъекта с передачей существующий функций органов власти в ведение краевого или областного центра, то здесь, безусловно, нельзя принимать решения, не посоветовавшись с главным носителем власти – с людьми. И в этом смысле я- сторонник всех решений, которые приносят пользу людям. Но надо взвесить все "за" и "против", обратиться к людям, получить согласие и реализовывать все эти вещи. Тем более, что мы далеко еще не овладели ситуацией. И я, как руководитель региона, должен иметь детальную картину. Ну, допустим, сегодня говорят о том, что мы интегрируем автономные округа и за счет этого решим проблемы управления. Да, нет, конечно. Тем более, что на интеграцию округов надо смотреть персонифицировано. Обращусь к словам Президента России - эти вопросы объединения касаются немощных регионов, то есть тех, кто не может организовать жизнь, не имеет для этого возможностей.
С другой стороны, мы стали свидетелями разворачивающейся информационной войны по поводу того, что уже не 40 и не 50, а очень вероятно будет 8 крупных агломераций, которые будут называться субъекты федерации. И в этой связи мне нужна общая определенность. Мы здесь, в Тюменской области спорим, как все организовать. А что будет дальше? Может, нам все-таки сначала этот вопрос прояснить?
И в самом конце недели в Ханты-Мансийске прошла отчетно-выборная конференция югорских "единороссов", на которой Александр Филипенко снова возвращался к проблеме интеграции. Сказал югорский губернатор буквально следующее: "Я убежден, что, если мы не будем способны продолжить тот курс, который мы в течение 10 лет проводим в автономном округе на повышение уровня, а в последнее время и качества жизни, значит нас должны сменить другие. Это совершенно очевидная вещь. И в этом смысле именно так каждый должен ставить свою задачу: либо мы решаем эти проблемы, либо освобождаем место для других, которые способны решить эти проблемы." Заметим, что уходил губернатор с трибуны под общие и весьма горячие апплодисменты собравшихся...