Александр Филипенко: Мы оцениваем сегодня потенциал округа на уровне 10 млрд долларов в год
Тюменская "матрешка" сейчас привлекает внимание в политическом смысле лишь местных экспертов. Все-таки еще неделю главный вопрос в России звучит примерно так: сколько придет 14 марта к избирательным урнам россиян, сколько именно из них проголосуют за кандидата номер раз и кто станет вторым. Остальное пока не существенно. Но будет крайне существенно сразу после следующего воскресенья.
Мы давненько не обращались к ситуации, развивающейся в трех пока самостоятельных субъектах РФ - Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, которые вместе составляют некую пока не реализованную, но уже прочерчиваемую и определенную "пакетом Козака" единицу. За это время тройственная северная коллизия, конечно, весьма динамично развивалась. И главными игроками в ней пока были три губернатора - Сергей Собянин, Юрий Неелов и Александр Филипенко.
Первые два успели провести почти судьбоносную встречу в почти судьбоносное время /в день объявления Владимиром Путиным отставки правительства/. Результатом раунда Собянин-Неелов стало громкое заявление, мол, надо объединяться и только. Пока никаких реальных действий. Зато кулуарные переговоры, московские вояжи, кабинетные и "пленэрные" встречи в тюменской "матрешке" всех со всеми активно продолжаются.
На сей раз обратим взор читателя на третью и, наверное, самую значимую составляющую северного узла - Югру, главой которой последние почти пятнадцать лет служит Александр Филипенко. Самую значимую и по территории, и по финансовой состоятельности /второй бюджет в России после Москвы/, и по многим другим показателям.
Те, кто бывал в Югре лет пятнадцать, даже десять назад и погостил там ныне, в один голос восхищаются переменами.Чистый, современный, богатый и ухоженный внешний вид югорской столицы - Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска и других городов есть прямое следствие и прямое доказательство эффективности действий местной власти, которая, безусловно, есть следствие роста доходов от "дележки" нефтяных компаний с бюджетами регионального и муниципального уровней. Что осело в федеральной казне и куда оно ушло, то только ей и ведомо. В Югре последствия вложения "нефтяных" денег видны сразу. Что в немалой степени способствует безоговорочной популярности югорского лидера Александра Филипенко не только в чиновничей и начальственной среде, но и в массах населения округа.
Автор этих заметок лично наблюдала за восхищенным "цоканием" на нескольких европейских языках, которые издавались на югорской земле представителями избалованной инопрессы. Поразить датских, французских и немецких коллег по перу обычаями северных народов не штука, вызвать их одобрительно-восхитительные отзывы видом российских городов - задача куда более сложная. Но именно такую реакцию вызвали у них ханты-мансийские и сургутские улицы и достопримечательности. Что вылилось в конце концов в "нагруженную" вопросами встречу с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Александром Филипенко. В отличие от неудобственной ситуации в Тюмени, когда представители инопрессы так и не сумели проявить хоть какой-то интерес к личности вице-губернатора Сергея Сарычева /еще недавно бывшего в той же должности в Югре, кстати/.
Печатную версию брифинга губернатора Югры Александра Филипенко для иностранных журналистов, прошедшего накануне в Ханты-Мансийске, мы ипредставляем сегодня вниманию своих читателей.
Вопрос: Как складываются отношения вашего региона и центра в распределении бюджетных средств?
Александр Филипенко: Если говорить о той тенденции, которая сложилась в распределении средств между региональными и федеральными бюджетами, то я бы здесь отметил два аспекта. Первый заключается в том, что все мы живем в одном федеративном государстве. И ничего не предпринимать для того, чтобы уйти от той разницы в развитии территорий, в их бюджетной обеспеченности, было бы неправильно. И здесь, я считаю, правительство поступает правильно по выравниванию доходов на разных территориях. Чтобы было лучше в депрессивных территориях, а их, к сожалению, немало, надо, чтобы они получили некий стартовый капитал для успешного развития. С другой стороны, такое распределение доходов не должно быть чисто механическим. Надо чтобы процесс имел некие пределы, чтобы сохранить некую "стену" для тех территорий, которые и сегодня имеют достаточные доходы.
Вопрос: Сколько денег, господин губернатор, сегодня тратите на природоохранную деятельность?
Александр Филипенко: Я могу назвать порядок цифр. Это порядка 300-350 млн рублей в год. Может, для кого-то это покажется большими цифрами, но это мизер по сравнению с той суммой, которую необходимо тратить на эти цели. Мне думается, совершенно справедливо то, что гораздо большие деньги тратятся на природоохранную деятельность компаниями, которые занимаются добычей нефти. И сегодня корпорации, которые работают на нашей территории, применяют современные технологии, которые позволяют им использовать менее рискованные режимы работы в чрезвычайно опасном для природы процессе добычи нефти. Если в целом оценивать обстановку, то я бы не назвал ее удовлетворительной. И это связано не с тем, как ведут себя компании, которые работают сегодня. Это связано с тем тяжким наследием, которое мы получили за предыдущую работу, за предыдущие 30-40 лет. Тогда этим вопросам уделялось мало времени и мало средств. За последние 10 лет требования в соблюдении природоохранного законодательства и применении щадящих технологий существенно ужесточились. Достигнуты серьезные позитивные изменения. Вместе с тем, тот огромный комплекс, который был создан в последние 10 лет, требует особого внимания с тем, чтобы привести его весь с соответствие с надежной экологической эксплуатацией.
Вопрос: Вы могли бы уточнить, какова пропорция трат на природоохранную деятельность в объеме всего бюджета?
Александр Филипенко: Я могу назвать эти пропорции, если они Вам что-то скажут. Это порядка 1,7% от общего бюджета. Если в абсолютных цифрах, это порядка 17-18 млрд. рублей в год. Это очень серьезная цифра.
Вопрос: Как Вы относитесь к вступлению России в ВТО?
Александр Филипенко: Мне думается, коль скоро Россия строит рыночную экономику и пытается интегрироваться в мировое сообщество, то, наверное, она неизбежно придет в ВТО. При этом я должен сделать несколько оговорок, которые делаю не от имени правительства, а по собственному разумению. Мы не должны работать по принципу "электрической лампочки": завтра подписали соглашение и завтра же начали работать в тех рамках, в которых требует ВТО. Каждое государство в своем историческом развитии нарабатывает собственные, ни с кем не схожие черты экономики, которые вот так сразу не изменить. Поэтому, так же как и правительства других стран, наше правительство при подготовке подобных соглашений должно предусматривать такие меры, которые должны закрыть отдельные сектора экономики, которые попросту могут рассыпаться, развалиться при вступлении в ВТО. Я думаю, что ничего оригинального в этом нет. Такие меры используют многие страны, в том числе, и при вступлении в ВТО. Если это новое правительство, то оно должно продемонстрировать некие инновации, некую динамику, иначе не надо было и "чай заваривать". В этой связи, мне думается, те тенденции, которые сложились в последнее время, подсказывают, по крайней мере мне, что от нас ждут динамичной и конструктивной позиции.
Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, перспективы иностранных инвестиций в ХМАО, и что Вы предпринимаете, чтобы привлечь инвестиции?
Александр Филипенко: Инвестиционный интерес к ХМАО очень огромный. Я назову одну цифру: в прошлом году инвестиции составили 1,6 млрд. долларов – это очень серьезная цифра. Мы оцениваем на сегодня потенциал округа на уровне 10 млрд. долларов в год. Я перечислю те направления, где эти инвестиции могут быть востребованы.
Это нефтяной сектор. Кстати, в нефтяном секторе в прошлом году было добыто порядка 7% предприятиями с участием иностранного капитала или чисто иностранными компаниями. Это электроэнергетика. И, прежде всего, такие интересные в инвестиционном плане проекты, как реконструкция Сургутской ГРЭС – 1, одной из крупнейших в Европе. Это развитие Нижневартовской ГРЭС, где работают всего два энергоблока, хотя технология предусматривает наличие еще двух энергоблоков. Сегодня мы производим электроэнергии гораздо больше, чем нужно нам самим. Мы готовы экспортировать электроэнергию. Это лесной комплекс. В ХМАО 25 тысяч кубических метров составляет, так называемая, расчетная лесосека. Это то, что мы обязаны заготавливать, чтобы не нанести экологический ущерб природе. И только одна программа, которую мы разрабатываем для развития лесного комплекса, предусматривает порядка 2,5 млрд. долларов инвестиций. Сейчас проявляют интерес к этим проектам немцы, шведы, финны. Есть интересные проекты, связанные с развитием информационных технологий и по получению сверхчистых материалов. Огромный интерес был бы в развитии сотрудничества между финансово-кредитными учреждениями. Я хотел был закончить этот разговор легкой темой, которую мы не так давно стали считать для себя актуальной. Природно-климатические условия создают благоприятные предпосылки для развития туризма. В этом направлении мы делаем только первые шаги. Хотя те люди, которые живут в ХМАО, освоили весь белый свет, наверное, нет такого места, где они бы не побывали. Мы хотели бы развивать свои внутренние возможности.
Вопрос: Как Вы относитесь к идее назначения новым премьер-министром РФ Михаила Фрадкова?
Александр Филипенко: Президент, как всегда выполнил свои обязательства. Он нам обещал, что фамилию премьера никто не угадает, и это так и случилось. Я не могу сказать, что я хорошо знаю Фрадкова, но по работе мне, безусловно, приходилось с ним встречаться. А зная его биографию, могу надеяться, что его богатейший опыт, и это действительно так, как во внутриполитической, так и во внешнеполитической деятельности поможет создать условия для того, чтобы и правительство и страна работали в том направлении, которого требует Президент.
Вопрос: Как Вы оцениваеете ситуацию с восстановлением минерально-сырьевой базы, сложившуюся в России и округе?
Александр Филипенко: Пока ответа определенного нет. И это говорит о ситуации, которая складывается в самой работе наращивания углеводородного сырья. Здесь нужны дополнительные нормативно-правовые решения, которые бы стимулировали компании участвовать более активно в этом процессе. Нужна более активная позиция в том числе и соответствующих ведомств, региональных и федеральных властей. Чтобы прежде всего оперативно давать возможности компаниям участвовать в освоении месторождений. А сегодня, может, из-за бюрократических проволочек эта работа существенно ослаблена. Финансирование этих процессов из федерального бюджета фактически прекращено. На уровне субъектов Федерации это тоже не значительные средства. И самое время изменить ситуацию.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать, объяснить тот факт, что Ханты-Мансийск выглядит как некий "город Солнца" в сравнении с другими российскими городами?
Александр Филипенко: Мне думается, Вы торопитесь с оценкой. Во всяком случае, от тех людей, которые живут в этом городе, я не слышал, чтобы его называли какими-то метафорическими названиями. Я хотел бы сказать, почему и зачем мы действуем именно таким образом. Ханты-Мансийск один из небольших городов ХМАО. Не самый мелкий, не самый крупный, но и не самый лучший по показателям социально-экономического развития. Есть как минимум 5-6 городов, которые лучше Ханты-Мансийска, и это очевидно. И все-таки мы хотели бы, чтобы человек свои проблемы решал и свои возможности реализовывал именно в том городе, в котором он живет. Президент в своих программах говорит, что главное - это повышение уровня и качества жизни населения. Может быть, некоторые аспекты, о которых я веду речь, вам покажутся странными и непонятными. Ну, например, желание человека сходить в кинотеатр – это естественно? К сожалению, несколько лет назад жители ХМАО реализовать это желание просто не могли, так как не было кинотеатра.
Желание получить хорошее образование должно быть реализовано? Конечно и для это совсем не обязательно ехать в Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург. Мы сейчас формируем высшую школу, но не для того, чтобы растить академиков, а для того чтобы иметь здесь необходимых специалистов: врачей, педагогов. Для того, чтобы человек имел возможность прикоснуться к чему-то прекрасному, не должно быть обязательным ехать в Париж или в Москву, в ту же Третьяковскую галерею. Вы были в центре искусств для одаренных детей. Это реальное, конкретно сделанное дело, которое отвечает на вопрос, чем заниматься ребенку, если у него есть талант. Очень много можно говорить о социальной направленности политики и даже мерить это деньгами. А вместо этого можно создать именно такой центр, который бы давал отдачу..
Краткая справка. Губернатор
Ханты-Мансийского автономного округа Александр Васильевич Филипенко родился в
1950 году в Казахстане, в городе Караганда, русский, женат, имеет детей,
внуков.Образование высшее.
Окончил в 1973 году Сибирский
автомобильно-дорожный институт им.В.В.Куйбышева в г. Омске;
1979 г. -
университет марксизма-ленинизма при Тюменском обкоме КПСС;
1988 г. - ВПШ в г.
Свердловске (заочно).
С 1967 г. работал настройщиком-регулировщиком радиоаппаратуры Петропавловского радиозавода им. Кирова в Казахстане.
1968 - 1973 гг. - студент Сибирского автомобильно-дорожного института, г. Омск.
1973 - 1977 гг. - инженер производственно- технического отдела, строймастер, старший инженер ПТО Мостопоезда № 442 Минтрансстроя СССР, г. Сургут.
1977 - 1982 гг. - инструктор, зав. отделом строительства Ханты- Мансийского окружкома КПСС.
1982 - 1983 гг. - первый заместитель председателя Ханты- Мансийского окрисполкома.
1983 - 1987 гг. - первый секретарь Березовского райкома КПСС, п. Березово, Ханты-Мансийский автономный округ.
1987 - 1989 гг. - второй секретарь Ханты-Мансийского окружкома КПСС.
1989 - 1991 гг. - председатель Ханты-Мансийского окрисполкома.
1991 - 1995 гг. - Глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
1995 г. - Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа.
1996 г. - избран Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа.
1999 г. - Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.
1999 г. - лидер межрегионального общественно-политического движения "Югра".
26 марта 2000 г. - переизбран на второй срок Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа
Награды, почетные звания | |
1982 год | Медаль "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири" |
1995 год | "Орден Почета" |
1997 год | Благодарность Президента РФ, лучший Губернатор РФ |
1997 год | Звание "Почетный доктор наук" |
1998 год | Орден русской православной церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского |
1998 год | Звание "Почетный строитель России" |
1999 год | Звание "Заслуженный строитель России" |
2000 год | Почетный Знак "За отличие в службе" II степени. |
2000 год | Памятный знак и грамота "В благословение за усердные труды во славу святой церкви" |
25 апреля 2000 год | Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени за многолетний, добросовестный труд |