20 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Александр Татаркин: Урал сохранит за собой позиции опорного края державы

2005 год для УрФО и для России в целом знаменателен таким событием, как рождение проекта "Урал Промышленный –Урал Полярный". О проекте не просто заявили, ему  придали статус общегосударственного, посвятив этому вопросу совещание в Челябинске с участием главы государства Владимира Путина, уральского полпреда Петра Латышева и всех губернаторов УрФО. В конце года уже более практические вопросы реализации этого проекта обсудили на заседании президиума Российской Академии наук, где с докладом выступил полпред Латышев. Что последовало за совещанием в РАН? Каким был проект еще до того, как получил свое название и кто его разрабатывал? Готовы ли мы к комплексному освоению Полярного Урала? На эти и другие вопросы в интервью Накануне. RU рассказал директор Института экономики Уральского отделения РАН Александр Татаркин.

Вопрос: Александр Иванович,  одним из самых грандиозных проектов 2005 года можно смело назвать проект "Урал промышленный – Урал Полярный". Скажите, пожалуйста, когда наука заинтересовалась ресурсной базой Полярного Урала  впервые?

Александр Татаркин: Надо сказать о том, что Уралом научная общественность России, и не только России, кстати, заинтересовалась давно. Первые высказывания относятся к периоду Петра Первого. Тот же Татищев, Строганов и Демидов наряду с чисто производственными  вопросами проводили достаточно серьезные, по тому времени, научные исследования возможностей использования уральских территорий для прирастания промышленного могущества России. Это и в Перми соляные месторождения, и на Урале  железные, медные, серебряные, золотые месторождения. Это все относится еще к XVII-XVIII веку.

Более серьезный научный интерес был озвучен известным нам Михаилом Ломоносовым, который говорил, предполагая и включая в Сибирь и уральские территории, что российское могущество прирастать будет Сибирью. Имея в виду, что Урал и Сибирь не относились к освоенным территориям страны. Я познакомился с промышленным трактатом Менделеева, он, кстати, очень серьезно исследовал возможности уральского региона для развития промышленности России в конце XIX века. В этом труде очень много серьезных стратегически выверенных перспектив развития уральского региона, которые заключаются  в емких словах химика Менделеева. Он говорил о том, что Урал содержит всю химическую таблицу и здесь можно извлекать все, что потребуется для всей промышленности российской империи. Последующие исследования не дают основания  говорить о том, что Менделеев здесь просто фантазировал. Он опирался на достаточно серьезные экспедиционные  исследования, научные возможностей уральского региона.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.kapitel.org

Вопрос: А если говорить о первых экспедициях ученых на Полярный Урал….

Александр Татаркин : Первые экспедиции РАН начала проводить в 20 -30 годы XX века, когда ученые проверяли и исследовали возможности экономически выгодной добычи минерально-сырьевых ресурсов для России. Далеко не случайно, что именно Сталин начал осваивать, может быть, далеко не присущими нынешнему времени, методами Полярный Урал – при помощи лагерей. Это свидетельство того, что северный Урал давал основания для  развития соляной промышленности, минеральных удобрений, а Полярный Урал содержит в  себе все минерально- сырьевые ресурсы, которые в то время не пользовались большим спросом. Но это  была перспектива, за которой открылось большое будущее. И вот сегодня совещание,  которое проводил президент Путин в Челябинске,  позволяет говорить о том, что мы вернулись к научно-производственному и экономическому освоению уральского региона в целом, его северных территорий.

После этого совещания много сделано в рамках нашего института, УрО РАН в целом, в  тесном взаимодействии с аппаратом уральского полпреда и лично с Петром Латышевым. Наши предложения, и  науки, и аппарата полпреда, были обсуждены на расширенном заседании РАН 29 ноября 2005 года, где Петр Латышев выступил с обширным докладом по перспективам освоения Полярного Урала. В своем докладе Латышев заострил внимание не только на возможностях Урала, но и на скептических оценках некоторых политиков и ученых, которые полагают, что якобы Урал исчерпал себя сегодня и его можно только доразвивать. Сегодня открываются новые перспективы. И президиум РАН подтвердил это – да, Урал не исчерпал ни минерально-сырьевых ресурсов, ни производственных, ни научных, ни организационных возможностей быть и сохранять за собой позиции опорного края державы.

Вопрос : Скажите, пожалуйста, когда уральские ученые начали разрабатывать проект "Урал Промышленный –Урал Полярный"? И сразу ли пришли к тому проекту, о котором мы все сегодня знаем?

Александр Татаркин: Наш институт начал работать над этим вопросом еще до совещания в Челябинске вместе с аппаратом полпреда и  с некоторыми федеральными структурами – например, с Министерством транспорта РФ. Мы  разработали транспортную стратегию УрФО. Мы не ставили глобальных задач сделать весь Урал железнодорожной магистралью. Мы ставили задачи практические и реально выполнимые именно на данном этапе. Сделать так, чтоб Полярный Урал мог осваиваться, опираясь на развитие всех видов транспорта. Не только речного и автомобильного или железнодорожного, а чтобы  все виды транспорта присутствовали в комплексе. Мы попытались просчитать – экономически выгодно или нет. После долгих обсуждений, в которых  принимали участие  представители власти и бизнеса, была выбрана та модель, которую предлагал наш институт. По западному склону осваивать транспортные возможности уральского региона и с выходом на северные полярные территории. С этим согласился Совет Федерации, где я лично докладывал этот вопрос, и эта модель получила хорошее заключение. Ну, и, наконец, сегодня готовится достаточно много предложений по освоению месторождений Полярного Урала. Это вопросы инфраструктурного и кадрового обеспечения, просчет экологических последствий этого освоений, вопрос сохранения малочисленных народностей. Чтобы это освоение не привело к ограничению прав на традиционный промысел малочисленных народов Севера. Мы специально в институте  создали сектор по социально –экономическим проблемам малочисленных народов. Мы старfемся комплексно подходить к этому проекту, чтобы не просто освоить, а чтобы с наименьшими издержками включить в хозяйственный оборот ресурсы  Полярного Урала.

Предлагается построить порт в незамерзающих водах Баренцево моря, чтобы сократить издержки на транспортировку вывоза минерально - сырьевых продуктов с территории Полярного Урала на материк, на российский, европейский и азиатский. Одна из таких проблем, которой мы сейчас занимаемся, это социально- экономические и  экологические последствия освоения Полярного Урала. Здесь очень много проблем возникает, в том числе и проблема рекультивации тех месторождений,  которые будут осваиваться. Раньше на это не обращали внимание. Сегодня мы ставим задачу

Фото:
Фото: www.admhmao.ru

наиболее комплексно осваивать месторождения, то есть не выбрасывать сначала в отвалы не эффективные полезные ископаемые, а комплексно их использовать, чтобы не перерабатывать эти шлаки повторно.

Вопрос: С точки зрения научных технологий мы готовы к комплексному освоению Полярного Урала, чтобы не получилось так, что мы просто снимем сливки?

Александр Татаркин: Разного рода технологии в умах ученых существуют и как раз мы обсуждали этот вопрос на заседании президиума РАН, мы говорили, что такие технологии есть, и в частности,  у нас на Урале. Другой вопрос, что у нас существует сегодня проблема, которая становится заметным тормозом  в  освоении Полярного Урала – это отсутствие прочной постоянно действующей смычки интеграции между властью, наукой и бизнесом. Когда мы эти три структуры соединим прочно, тогда многие проблемы будут решаться и быстрей и эффективней. В пример можно привести совещание, которое было в 2003 году в Сургуте,  и в Новом  Уренгое под эгидой Петра Латышева. Эти совещания показали, что бизнес, когда предлагаются реально выверенные проекты, охотно идет на инвестирование проектов. Те же транспортные пути, которые предлагается строить в ближайшем будущем, финансируется уже бизнесом на 100%. Дороги, которые будут выходить на Полярный Урал, согласились строить  и ЛУКОЙЛ,  и Сургутнефтегаз,  и многие другие компании. Государство, объявляя и прорабатывая научно проекты, снимает бремя инвестирования с себя,  потому как подключаются частные компании. В этом есть интерес у государства, и у бизнеса, и наука имеет возможность предложить свои наработки, которые годами, иногда десятилетиями, были не востребованы.

Вопрос: Александр Иванович, как Вы думаете, если бы в советские годы  удалось достроить железную дорогу на Полярном Урале, как развивалась бы наш страна сегодня?

Александр Татаркин:  Тут есть спорные моменты, которые сегодня с высоты времени мы можем зачастую односторонне рассматривать. Боюсь быть неправильно понятым, но попытка построить 501 и 503 железную дорогу - это забегание вперед. Мы не были ни технологически, ни научно, ни организационно готовы  осваивать цивилизованными методами Полярный Урал. Но с другой стороны, этот пример показал, что за Полярным Уралом, за этими месторождениями лежит большое будущее. Тогда поторопились. Требует осуждения?  Да. А сточки зрения патриотический инициативы – это большой плюс. Наряду с минусами. Я подчеркиваю.

Вопрос: Очень много было сказано о тех плюсах, которые сможет ощутить промышленность УрФО и России благодаря этому проекту. Как Вы думаете, проект "Урал Промышленный –Урал Полярный" сможет претендовать на статус национального?

Александр Татаркин: Посмотрите, сегодня на Урале на 37% только обеспечивается производство черной металлурги. Менее чем на 50% по меди, по алюминию на 17%, коксующий уголь и

металлургия плавка печь ковш(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru
 

вовсе из – за границы завозится. А если посмотреть на карту Полярного Урала, то все эти завозные недостающие компоненты существуют на территории ХМАО, ЯНАО. Есть проблемы недостаточной геологической проработки. С этим надо согласиться. Но надо согласиться и с тем, что эти ресурсы существуют на территории Урала и не надо бежать в Австралию, чтобы бокситы завозить или в Чили за медной рудой. Есть возможности здесь. Да, за счет запасов нефти и газа мы еще сможем продержаться, но за пределами 2008 года в любом случае этот проект будет рассматриваться на уровне национального. По той же нефти –мы как добываем, так и вывозим эту черновую сырую нефть, а перерабатывает заграница и доходы от нашей нефти получает именно заграница. Мы отдаем то, что принадлежит нам.

Мы должны понимать, у нас осталось 33 – 40% разведанных просчитанных запасов нефти. В лучшем случае еще три года, если геологоразведочные работы не будет проводиться, то мы с вами уткнемся в тупик, за которым добыча нефти начнет падать. То же самое по газу. Немного получше, но ситуация не такая блестящая. Геологи четко говорят – в проработке нуждаются даже те месторождения, которые реально существуют, мы не можем точно сказать, на какой объем  газа мы может рассчитывать на том или ином месторождении, нужна научная проработка.

Вопрос: Проект обсудили на президиуме РАН. Что за этим последует? Каков дальнейший этап его реализации?

Александр Татаркин:  Сейчас проект постановления президиума РАН подготовлен, его передали в аппарат полпреда, его надо скорректировать. Латышев как конкретный управленец четко нам сказал – нам нужна конкретная помощь вот в таких вопросах, нужно оказать содействие через уральское отделение РАН. Отмечу, что уральское отделение далеко не все вопросы может самостоятельно решить, поэтому и было предложение выступить  Петру Латышеву на президиуме РАН. В проекте бюджета на 2006 года уже заложены колоссальные деньги на геологоразведку, это впервые  за перестроечные годы, когда государство закладывает в бюджет заметное увеличение финансов на геологоразведку. Это порядка 10 млрд рублей. Это для геологов большая сумма. Проблема в том, что сейчас расформированы геологические  экспедиции, специалистов надо собирать, они разбросаны.

Вопрос: Александр Иванович, Вы лично порадовались за науку, когда проект "Урал Промышленный –Урал Полярный" начали обсуждать на таком высоком уровне? У Вас есть надежда, что он станет локомотивом для развития не только металлургии и машиностроения, но и для науки, в первую очередь? 

Александр Татаркин: Конечно, теплится надежда. Я по натуре оптимист. Уверен, что все восстановится. Такая черта у нас -долго запрягаем, но быстро ездим. Вот когда до общественности дойдет, что наука  может вытащить нас из экономической и социальной впадины,  в которой мы находимся, вот тогда и найдутся деньги, и люди, и СМИ, которые начнут говорить о науке не в темных тонах, а в перспективных. Жаль только то, что время упускаем. Я бы хотел, чтобы 2006 год внес в наши головы мысль, что все мы должны делать Россию более могущественной, счастливой и  экономически процветающей!


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС