У банков будут кураторы?
На ежегодной встрече руководства Банка России с руководителями коммерческих банков обсуждалась идея введения института кураторства, который предполагает контроль за деятельностью банков непосредственно на местах. Первые разговоры о необходимости перехода к новому виду надзора со стороны Центрального банка появились еще в начале 2003. Институт кураторства, по замыслу ЦБ, будет оперативно упреждать кризисные явления в каждом отдельно взятом банке, кураторы будут обладать всей доступной информацией о банке и давать адекватную оценку его текущему состоянию и перспективам.
По мнению наблюдателей, эта жесткая мера призвана искоренить практику проведения сомнительных операций отдельными банками, а одним из пропагандистов введения института кураторства был убитый в сентябре заместитель председателя Банка России Андрей Козлов. А после того, как арестованный по подозрению в убийстве Козлова банкир Алексей Френкель написал "изобличительное" письмо о Центробанке, Счетная палата РФ предложила провести его проверку. |
О том, как скоро на пороге российских банков могут появиться кураторы, и что ожидает банки в 2007 году в интервью Накануне.RU рассказали первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, в прошлом заместитель председателя Центробанка Александр Хандруев и заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
Вопрос: Александр Андреевич, расскажите подробнее об идее введения в России института кураторства.
Александр Хандруев: В России никогда не было кураторства, идет только лишь становление этого института. И это непростая задача для Банка России, потому что необходимо, во-первых, обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки кураторов, разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты в Банке России и, главное, накопить опыт такого рода взаимодействия с коммерческими банками. В свое время в Банке России было создано ОПЕРУ-2 - специальное управление по надзору за крупнейшими банками, которое было выделено в относительно самостоятельное подразделение. А в Москве и сегодня существуют специальные отделения №№1...5, которые осуществляют надзор за соответствующими группами коммерческих банков в Московском регионе.
На прошедшей встрече руководства Банка России с руководителями коммерческих банков прессы не было, поэтому сведения, попавшие в печать, не совсем точны. На встрече специальным образом введение в России института кураторства не обсуждалось, но эта тема была затронута в выступлении первого заместителя председателя Центробанка Геннадия Меликьяна и не только, в выступлении других участников тоже. И говорилось о том, что идет лишь становление этого института. А разговоры об этом шли еще при жизни Андрея Андреевича Козлова - он был одним из пропагандистов института кураторства. Так что, этой идее уже 3-4 года.
Понимаете, не такое это простое решение. Нельзя институт кураторствата так просто взять и ввести в одночасье. Но в этом и нет ничего необычного, в мире это общепринятая практика, когда центральные банки, надзорные органы, выстраивают диалог с кредитными организациями.
В настоящее время Банк России осуществляет надзор за кредитными организациями на основании профессионального мотивированного суждения. Что это такое? Это мнение, то есть определенная позиция регулятора. Значит, существует и позиция коммерческого банка. И надо, чтобы эта модель взаимодействия стала другой – не только приказной, административной формой воздействия, но и диалоговой, с выяснением на местах проблем конкретных банков. |
Например, когда банк просрочил на два часа отправку сообщения в Росмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу), ему посылают штраф. А почему бы сначала не позвонить в банк, не вызвать его руководителя и спросить: почему у вас такая-то служба вовремя не отправила это сообщение, в чем причина? У вас оборудование старое? Тогда даю вам две недели на замену программы, и чтоб подобного впредь не допускать! Или, например, банком нарушается норматив по предельному размеру кредита на одного заемщика - в чем причина? Доложите мне об этом.... То есть, взаимодействие с коммерческими банками можно выстраивать в форме предписаний, штрафы накладывать, или в виде своевременного проведения корректировки поведения банка. Понимаете, не так все просто.
Куратор - человек, осуществляющий контроль за деятельностью банков непосредственно на местах, должен быть, с одной стороны, хорошо знаком с банком, а с другой - иметь выход на руководство Центробанка, и не должен "сливаться в экстазе" с контролируемым банком. Коммерческом, я имею ввиду. Это очень сложно. И не все люди могут выполнять такую непростую функцию. Значит, за деятельностью куратора также нужен соответствующий надзор.
Вопрос: А обсуждались ли на встрече руководства Банка России с руководителями коммерческих банков практические меры, при помощи которых предполагается перейти что называется от слов к делу?
Александр Хандруев: А дело идет, но, повторюсь, это очень сложный вопрос.
В России, мы все знаем об этом, выпускается в год всего 10 гражданских самолетов. Безобразие! Раньше страна занимала второе место в мире по выпуску самолетов, и надо увеличить их производство в разы. Это можно сделать? Можно, но на это потребуется минимум 3-4 года. Задача кураторства для Центробанка тоже самое, что и для страны начало выпуска в массовом масштабе гражданских самолетов. |
Пока у нас это штучная работа за счет небольшой группы банков. Не исключаю, что Центробанк проведет эксперимент в каком-то регионе на базе своего территориального управления, где такой опыт есть. Но это процесс, который займет около года активной работы, благодаря которой будут заложены основы введения института кураторства в нашей стране.
Вопрос: Счетная палата РФ предложила провести проверку Центробанка. Как Вы можете прокомментировать инициативу Счетной палаты?
Александр Хандруев: Откройте федеральный закон "О Счетной палате РФ" и посмотрите. Центробанк не является бюджетной организацией - к бюджету он имеет отношение только в той части, что у него на счете находятся средства Минфина РФ. Управляет ими Минфин РФ, так причем здесь Центробанк? Счетная палата РФ проверяет так называемые закрытые статьи баланса Центробанка, и есть такое понятие как государственная тайна. Но какие полномочия есть у Счетной палаты РФ проверять Центробанк? Я уважаю Счетную палату РФ, но есть закон, а по нему она не имеет право проверять Центробанк, кроме пунктов, которые есть в федеральном законе "О Счетной палате РФ". Если есть необходимость проверить Центробанк в связи с письмами Френкеля, так как открылись новые обстоятельства, Счетная палата РФ может провести повторную проверку.
Вопрос: Александр Андреевич, каково Ваше личное отношение к письмам г-на Френкеля?
Александр Хандруев: Я десять лет проработал в Центробанке, поэтому не хотел бы высказывать свое мнение на этот счет. Есть этика, понимаете.
Вопрос: Центробанк в приказном порядке обязал банки, кредитующие население, раскрывать реальную (эффективную) процентную ставку кредита, то есть с учетом всех дополнительных комиссий, накруток, платежей, штрафов по просрочкам. Как заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, новые подзаконные акты кардинально изменят ситуацию на рынке потребительского кредитования. Как сказал Медведев, меры Центробанка "защитят как клиентов от нечестных банков, так и нечестные банки от самих себя". Вы разделяете это мнение?
Александр Хандруев: Предприняты шаги, направленные на повышение ответственности банков. Банки должны информировать заемщика о том, какая реальная ставка по выдаваемым кредитам. Но, если мы с одной стороны повышаем ответственность банков, то с другой - должны повышать и ответственность заемщиков. Если тебе сказали, какая эффективная ставка (допустим, не 10%, а 15%), и ты готов взять кредит - бери и верни его.
Я часто выступаю в различных передачах, и поступают телефонные звонки от людей, взявших кредит и по различным обстоятельствам не способных его вернуть, которые жалуются, что банк выставил им штрафные санкции... Но, я считаю, раз ты брал кредит, то обязан его вернуть. Надо ли защищать этого человека? Другое дело, конечно, что банк обязан давать заемщикам правдивую информацию об условиях кредитования. В Евросоюзе, к примеру, есть дерективы, которые предписывают банкам в обязательном порядке сообщать заемщикам полную сумму долга, включая проценты.
Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза: Введение института кураторства возможно как поголовно, так и исключительно в крупных банках. Я работал вице-президентом "Уралпромстройбанка", в котором персональный куратор был с 1997 года в рамках Свердловского территориального управления Центробанка. Могу сказать, что для руководителя банка это в определенном смысле даже благо, поэтому к широкому внедрению института кураторства я отношусь спокойно.
В 1997 году задачи у кураторов были одни, сегодня они совершенно другие. Но в принципе наличие работника Центробанка, который персонально отвечает за взаимоотношения с кредитной организацией, сказывается положительно. Ведь куратор заинтересован в том, чтобы банк работал успешно. |
С одной стороны, это, конечно, дополнительный контроль, так как куратор иногда задает неудобные вопросы руководителю кредитной организации, но с другой - он заинтересован в том, чтобы кредитная организация работала без проблем. Так что, неудобные вопросы можно рассматривать и как некую помощь. В целом на встрече с руководством Банка России обсуждался широкий круг вопросов, поэтому не совсем понятно, почему внимание акцентируется именно на теме кураторства.
Вопрос: Евгений Геннадьевич, не могли бы Вы кратко озвучить, что ждет банки в 2007 году, ведь эта тема также обсуждалась?
Евгений Болотин: Было заявлено, что мы будем переходить на БАЗЕЛЬ-2, в частности его первый компонент. Базельский комитет по банковскому надзору - это международная организация, которая устанавливает критерии банковского надзора для Центральных банков стран-участниц соглашений БАЗЕЛЬ-1 и -2. Россия не является участником Базельского комитета, но тем не менее нормативные документы Центробанка во многом построены, основываясь на соглашении БАЗЕЛЬ-1. В соглашении БАЗЕЛЬ-2 три компонента, и решено было, что российским банкам предстоит перейти на первый из них - "Стандартный подход". Во-вторых, особое внимание было уделено проблемам, возникающим в реализации ФЗ №115 "О борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансировании терроризма".