12 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Муниципальная реформа: опыт - сын ошибок трудных...

Реформа местного самоуправления будет отложена. Не для всех - для тех, кто не готов. Интересно, сколько регионов России воспользуются правом не спешить все подогнать к 1 января 2006 года? Рискнем предположить, что многие. Многие, потому что проблемы, которые реформа преоподнесла властям всех уровней, практически общие - кадры, разграничение собственности, финансовое обеспечение, выборный процесс и многое другое. В принципе еще на заре обсуждений звучали разумные мысли, что реформа сама по себе, конечно, хороша, но воплотить ее в сжатые сроки в стране - совершенно нереально. Увы, практика жизни в очередной раз подкорректировала теоретические выкладки по устройству российской власти. О том, хорошо это или плохо, что Госдума внесла коррективы в сроки введения в жизнь муниципальной реформы, каковы идеи и практика ее воплощения накануне в эфире телекомпании "Ермак" рассказывал Александр Александров, доцент Уральской Академии Госслужбы, кандидат философских наук. Печатную версию этого интервью мы предлагаем вниманию наших читателей.

Вопрос: Вы - сторонник срока переноса начала муниципальнйо реформы? Поддерживаете ли Вы решение Госдумы? 

Александр Александров: Это очень не простой вопрос, есть плюсы и минусы в этом переносе. Что предполагалось по реформе? Предполагается двухуровневая схема, т.е. городские округа, муниципальные районы, они делятся на поселения. У каждого свои полномочия, у городских округов свои, у муниципальных районов свои, у поселений свои полномочия. И вот это предполагалось запустить с 1 января 2006 года. Муниципальная реформа должна  четко разграничить полномочия и деньги между всеми уровнями власти.

Вопрос: Раньше  с этим была  путаница?

Александр Александров: Раньше да. Ну, возьмите хотя бы ту же самую систему льгот. Военнослужащим льготы давались по федеральным законам. Федерация, якобы, должна была за это платить, но реально за военнослужащих она гасила в первые годы реформ 30%, в последние годы 70%. Но это же неправильно! Если мы с вами приходим в магазин, покупаем булку хлеба, нам ее никто за 30%  не продаст. А как муниципалитеты могут так жить, если на одном уровне принимается решения, а они сами, за счет своих денег, должны его исполнять? Вот это хорошая черта закона:  в том, что он четко разделил -  вот вам деньги, вот вам полномочия. Это распространялось на все органы власти: на Российскую Федерацию, субъекты федерации и на муниципальные образования.

Ну, а сложная черта – это двухуровневость. Зачем она делалась? Местное самоуправление спускается на поселенческий уровень. Это деревни, поселки, села. Они становятся полноценными муниципальными образованиями. Свои деньги, свои органы власти, свои депутаты, свой глава, свой бюджет, своя собственность. В каждую деревню это приходит. Хорошо это или плохо? Есть хорошие черты – это в рамках демократического общества: люди сами управляют своими деньгами, своей собственностью. Ну, а сложные моменты – это цена вопроса, сколько за это надо платить. Если вводить эту реформу, то муниципальных образований надо создать очень много. Скажем, от 200 муниципальных образований  в Уральском федеральном округе до  1063  в Башкортостане. Это, кстати, рекорд.

Вопрос: Но это же и огромное количество чиновников, которым нужно платить зарплату? 

Александр Александров: Конечно, это количество чиновников, это количество выборов, причем, это не только единовременные расходы. Чиновникам надо дать зарплату, секретарям компьютеры... Плюс это постоянные расходы,  выборы надо проводить каждые четыре года, или два года, в зависимости от устава. Вот 1063 раз выборов давайте проводить и тратить на это деньги. Плюс, ну ладно избрали власть, нужно, чтобы был бюджет и своя собственность. Представим село, там никакой налогооблагаемой базы, за счет чего оно будет жить? Т.е. по новому закону предполагалось, вот вам доходные источники, но не факт, что они есть. Если нет предприятия, то, естественно, и не будет налогов в этом поселении. Есть полномочия, вопросы местного значения. Это не то, что ты хочешь исполняешь, хочешь не исполняешь. Это, если за тобой записано в 131 законе, значит, ты обязан это выполнять. А если не исполняешь, то придет прокурор,спросит и будут последствия. Есть стандарты и на уровень поселения предполагалось отправить ЖКХ, а если бы они без своей налогооблагаемой базы с этим не справились, это были бы всякие кризисные последствия.

Вопрос: Сторонники переноса как раз и говорят о том, что в условиях, когда монетизация льгот  с трудом приживалась, не нужно торопиться с муниципальной реформой. А то получится, что не успели разграничить собственность  и с 2006 году получится, что, скажем, за объекты ЖКХ в деревнях никто не отвечает?

Александр Александров:  Разграничение собственности – вопрос вообще очень сложный.  Разграничение должно было пройти по 4 уровням: Российской Федерации, субъекты федерации, городские округа, муниципальные районы и поселения. И всю собственность надо было разделить. Был принцип: собственность идет за полномочиями, какие вопросы местного значения, такая и собственность. Соответственно, все, что не попадает под вопросы местного значения, надо было передать или на уровень субъектов  федерации, или перепрофилировать, или продать. Это же еще волна приватизаций, т.е. можно было иметь только ту собственность, которая для вопросов местного значения. И тут очень много конфликтов назревало. Даже когда все согласны передавать собственность, весь этот документооборот, инвентаризация…

Вопрос: Стоит ли овчинка выделки? Столько трудностей, огромное количество изменений в огромном количестве законодательных актах.  Стоит ли это того, чтобы бабушки в деревне имели своих  же  депутатов в деревне?

Александр Александров: Есть перспективное рассмотрение вопроса, глобальное. Наверно в какой-то долгосрочной перспективе, чтобы люди на местах приходили, сами избирали своих депутатов, они их всех знают, знают хорошо своего главу, они все друг друга знают и, непосредственно, влияли на вопросы местного значения - правильно. В долгосрочном плане реформа, в принципе, правильная по своей идеологии.

Вопрос: Но не с 2006 года?

Александр Александров: Но не с 2006, потому, что полный бардак мог бы начаться, потому что собственность не разграничена, денег нет, кадры не обучены. Т.е., опять же, самые элементарные действия – принять бюджет, это субсидии, дотации. Собственность, ее же держать надо, ее нужно инвентаризировать, реестры составлять. Вы сейчас придите в село, готовы ли люди это сделать? Это огромный процесс обучения кадров должен быть запущен.

Вопрос: Разработчики реформы, когда устанавливали срок - 2006 год, не предполагали, что такие сложности могут возникнуть?

Александр Александров: Предполагали, что сложности возникнут, но не предполагали масштаб. Решение возникало достаточно спонтанно. Вы сейчас зайдите на сайт комитета по местному самоуправлению Госдумы. Там 30 числом датированы поправки в бюджетный кодекс, еще не приняты, но ориентированные на 131 закон местного самоуправления, а вот уже сейчас сам 131 надо останавливать. Т.е. достаточно спонтанно это решение возникало и до последнего шло противоборство. Еще на парламентских слушаниях в мае  была достаточно жесткая установка, что откладывать реформу мы не будем. Они надеялись, что субъекты Федерации все-таки успеют. Но длинная дискуссия привела к тому, что из двух зол выбрали меньшее. Сейчас, только 7% собственности, которую надо разграничить, разграничена. Это- то о чем-то говорит.  А как можно приступать к выполнению своих полномочий, если нет собственности под эти полномочия, если много дискуссионных моментов? 

Вопрос: Отсрочка реформы  не дискредитируют саму суть реформы? Вроде все говорили замечательно все будет, а потом, извините, люди, мы ошиблись.

Александр Александров: Есть тут общепсихологический феномен: начальник никогда не должен отменять свои приказы. Если приказы чуть-чуть ошибочны, все равно их надо до конца выполнять. Если идет откат, то это некий удар по авторитету. Хотя тут надо правильно понимать, ведь авторы реформы не отказываются от реформы. Просто эти переходные положения дают возможность тем регионам, которые не успевают, запустить   реформу с 1 января 2009 года.

Вопрос: А если к 2009 не успеют?

Александр Александров: Думаю, что такой  срок достаточный.

Вопрос: Регионам разрешается самостоятельно вводить реформу, если к ней готовы. Получается, что страна будет разделена на тех, где действует муниципальная реформа, и на тех, где не действует?

Александр Александров: Плюс еще такой нюанс:  под реформу местного самоуправления принято 28 федеральных законов. Это и бюджетный кодекс, и налоговый кодекс, и градостроительный кодекс, и жилищный кодекс, и весь пакет законов по рынку доступного жилья. Возьмите градостроительный кодекс, там же нет как таковых муниципальных образований, которые и не городской округ, и не муниципальный район, там у всех четко свои полномочия есть. Поэтому сейчас им нужно заняться очень сильно инвентаризацией, если они согласятся с этими поправками. Нужно вносить изменения в более, чем  30 федеральных законов, нужно очень жестко все опять менять. И Вы правильно говорите, возникает хаос, где-то реформа местного самоуправления будет введена, и на что им ориентироваться: на измененный градостроительный кодекс, неизмененный?Юристам сейчас задача - все по полочкам разложить. 

Вопрос: Некоторые главы регионов грозятся подать в Конституционный суд, если предложения по отсрочке реформы все-таки будут приняты. Как Вы думаете, чем это может обернуться?

Александр Александров: В Ярославской области губернатор уже сделал такое заявление. Я не думаю, что это будет массово.  Предмета иска я не вижу. Регионам же дали право,  пожалуйста, своим законом вводите реформу. Я не думаю, что будет какой-то прецедент, ведь этот закон не ущемляет ничьих прав.

Вопрос: Один из политологов как-то заметил, что Россия – единственная страна, где реформа местного самоуправления вводится сверху. Может, в этом и корень проблемы?

Александр Александров: У нас все местное самоуправление  построено сверху. И в этом, пожалуй, мы единственная страна. Когда в 1995 году вводился старый закон о местном самоуправлении, он тоже был принят сверху. Когда мы 70 лет прожили при административном  режиме, хотим мы или не хотим, у нас все реформы будут инициироваться сверху. И с этим ничего не поделаешь.   

                        Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС