Алексей Бобров: Мы не собираемся повторять кризис США, когда вся страна осталась без света
Реформа российской энергетики не быстро и с незапланированными остановками но все-таки продолжает двигаться вперед. Пока неизменной остается дата ликвидации РАО "ЕЭС России" – к 2006 году. Нынешний этап реформы – разделение энергетики по видам бизнеса – подтверждает, что сохранить указанные темпы вполне реально, тем более, что сообщения о структурных изменениях – включении электростанций в ОГК (оптовые генерирующие компании), создание МРСК (межрегоинальной сетевой компании) и т.п. появляются с завидной регулярностью. О том, что происходит в уральской энергетике сейчас, есть ли помехи на этом пути и чем все это должно закончится Накануне.RU рассказал, пожалуй, самый компетентный и информированный на этот момент в УрФО человек – генеральный директор недавно созданной МРСК Урала и Волги, генеральный директор Уральской энергетической управляющей компании (куда входят "Тюменьэнерго" и "Курганэнерго") Алексей Бобров .
Вопрос: Алексей Олегович, 28 февраля зарегистрирована МРСК Урала и Волги. Чем эта компания сейчас является и какие этапы реформирования должна пройти МРСК, чтобы превратиться в полноценную бизнес-структуру?
Алексей Бобров: Наверное, всё-таки о "реформировании" нашей компании говорить пока рано – она ведь только начала процесс формирования . Что это означает? Это означает, что у компании есть пакет учредительных документов и органы управления – Генеральный директор и Совет директоров; оплачен уставный капитал. Для того, чтобы МРСК Урала и Волги заработала в штатном режиме и начала движение к поставленным при её создании целям, предстоит ещё немалая работа по организационному строительству.
Это строительство происходит в соответствии с составленным нами планом корпоративных и организационных мероприятий, с чётко сформулированными целями и достаточно жёсткими сроками. Среди ближайших из них проведение Совета директоров ОАО "МРСК Урала и Волги", государственная регистрация первого выпуска ценных бумаг и направление уведомления в ФАС о создании ОАО "МРСК Урала и Волги". Кроме того, мы должны провести Совет директоров МРСК по вопросу об утверждении оценщика акций ОАО "МРСК Урала и Волги" (для целей передачи акций ОАО "МРСК Урала и Волги" в доверительное управление ОАО "ФСК ЕЭС") и начать кампанию по заключению с региональными сетевыми компаниями (а в МРСК входит 15 регионов от Ямала до Самары и Ульяновска) договоров на оказание услуг.
Вопрос: В чьей собственности будет находиться МРСК – станет государственной или будет приватизирована или предусмотрен какой-то третий вариант?
Алексей Бобров: Планируется следующее – ликвидация РАО ЕЭС. Соответственно владельцы акций РАО ЕЭС вместо этих акций получат акции МРСК в той части, которая приходится на МРСК. Известно, что 52% акции РАО ЕЭС находится в федеральной собственности, и у МРСК 52% акций перейдет в федеральную собственность, а дальше – развилка. Будет ли дальнейшая приватизация акций МРСК – пока не решено. Есть и еще один спорный момент – а что лучше продавать – акции МРСК или акции РСК – большой компании или региональных. Решение это будет принимать правительство. Вряд ли это произойдет быстро и скоро, и скорее всего после того, как правительство посмотрит как на практике работает новая модель, которая получится после реформы.
Вопрос: Как будет выглядеть структура энергетики региона в результате реформы?
Алексей Бобров: На территории деятельности МРСК-3 (под таким номером зарегистрирована МРСК Урала и Волги) структура энергетики в ближайшей перспективе будет следующей: распределительные электрические сети напряжением 110 кВ и ниже будут организационно существовать в виде 15 распределительных сетевых компаний (РСК) под привычными названиями АО-энерго (то есть: РСК "Свердловэнерго", РСК "Тюменьэнерго" и т.д.). На объектах, относящихся к Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) – линиях и подстанциях напряжением 220 кВ и выше – будут функционировать магистральные сетевые компании, являющиеся подразделениями ОАО "ФСК ЕЭС". Тепловые электростанции "местного значения" - преимущественно ТЭЦ – будут объединены в Территориальные генерирующие компании: ТГК-5, 6, 7, 9, 10, расположенные, как правило, в нескольких смежных субъектах Российской Федерации. А крупные электростанции федерального значения по экстерриториальному принципу объединяются в Оптовые генерирующие компании. На нашей территории представлены ОГК-1, 2, 3, и 7 (Гидро-ОГК).
Вопрос: Есть ли какие-то особенности, черты присущие только уральско-приволжскому региону в реформировании энергетики?
Алексей Бобров: Определённые особенности на уровне отдельных АО-энерго имеются, и в этом случае они обусловлены соответствующими особенностями этих самых АО-энерго, но о какой-либо специфике реформирования применительно ко всему Приволжско-Уральскому региону говорить не приходится. Однако могу сказать, что Урал – экономически развитый, сильный регион, промышленный центр и, думаю, здесь нам будет немного легче достичь намеченных целей.
Вопрос: Есть ли какие-то существенные сдерживающие факторы, не позволяющие проводить реформирование в указанные сроки или в запланированном объеме?
Алексей Бобров: Сроки реформы энергетики в целом несколько сдвинулись по сравнению с первоначальными намётками, но совершенно не критично с учётом того, какая махина приведена в движение и какое сопротивление пришлось и приходится при этом преодолевать на самых разных уровнях.
Что касается "объёма" – интересный термин. Насколько я понимаю, успех реформы или её неудача измеряются не в рублях или мегаваттах установленной мощности или каких-то ещё физических единицах. Критерий один – достижение целевой структуры российской энергетики, которая бы обеспечила демонополизацию потенциально конкурентных видов деятельности (генерацию и сбыт).
Поскольку всё необходимые для этого нормативные акты Думой и Правительством приняты, не видно никаких причин для сомнений в том, что эта цель будет достигнута.
Вопрос: Разрабатываются ли сейчас меры по оптимизации сетевого хозяйства Урала и Волги, в какие объемы средств Вы можете оценить возможную экономию?
Алексей Бобров: Оптимизация не самоцель. Мы постоянно ведем этот процесс. Основная задача все-таки надежность и безаварийность и мы не можем принести в жертву это тому, чтобы на чем-то сэкономить. Все прекрасно знают те кризисы, которые были в США, когда на сутки свет вырубился везде. Это как раз тот пример, когда рынок заставил оптимизировать работу и экономить буквально на всем. Нужно, безусловно, сокращать издержки, но нужно найти ту необходиму грань, которая позволит работать безаварийно и эффективно.
Вопрос: Какая работа в настоящее время ведется с потенциальными покупателями генерирующих мощностей? Обозначились ли они, какова их активность, каково их примерное количество, можете ли Вы назвать их?
Алексей Бобров: Вопрос несколько не по адресу, поскольку мы продажей генерирующих активов не занимаемся. Более того – никто не занимается, поскольку соответствующие решения на данный момент не приняты и механизмы возможной продажи не определены. Кстати, вот именно здесь, видимо, кроется причина постоянных разговоров и журналистских вопросов о "срыве энергореформы" и тому подобных. Но на самом деле это типичная подмена понятий: возможная продажа электростанций (приватизация) – не есть сама энергореформа. И даже не какой-то критически важный для неё элемент. До того, как заводить разговор о продаже, и начинать, по Вашему выражению, "работать с потенциальными покупателями", необходимо запустить работу энергорынка, оценить реальный вес на нём каждой компании и через это их рыночную стоимость и много ещё чего. А реформа тем временем идёт полным ходом, структура энергетики уже необратимо поменялась.
Поэтому торопиться с продажей станций никакой нужды нет.
Вопрос: На все ли активы, предусмотренные к приватизации, найдутся, на Ваш взгляд, покупатели, или с реализацией ряда из них могут возникнуть сложности? Если да, то что это за активы и какого рода сложности могут возникнуть?
Алексей Бобров: Пока об этом говорить слишком рано и делать какие-то прогнозы преждевременно.
Вопрос: В каком состоянии находится ситуация с "Курганэнерго", где РАО "ЕЭС России" потеряло контрольный пакет акций. Намерен ли энергохолдинг каким-то образом изменить эту ситуацию?
Хочу сразу же отметить следующие моменты: Во-первых, проведенное 22 марта 2005 года общее собрание акционеров показало, что РАО "ЕЭС России" контролирует ситуацию, связанную с ОАО "Курганэнерго": в новом составе Совета директоров 4 из 7 мест заняли представители энергохолдинга. Во-вторых, РАО "ЕЭС России" и другие акционеры ОАО "Курганэнерго" тесно сотрудничают и развивают компанию. Т.е. ни о каком конфликте (или тем более корпоративной войне) речи и быть не может. Достигнуто полное взаимопонимание ОАО РАО "ЕЭС России" с другими акционерами о сроках и форме реформирования ОАО "Курганэнерго".
Вопрос: Как будет выглядеть тарифная политика РАО "ЕЭС России" на территории Урала и Поволжья в ближайшее время?
Алексей Бобров: Вообще говоря, тарифную политику для монополий формулируют государственные органы, осуществляющие их регулирование – Федеральная служба по тарифам и региональные тарифные органы (РЭКи, ЕТО и т.п.). Мы энергетики работаем с этими органами по установленным государством правилам и нормативам. Могу сказать одно: политика РАО направлена на стабилизацию тарифов.
Вопрос: Одна из продекларированных идей реформирования энергетики – снижение тарифов за счет появления конкуренции на рынке. Однако далеко не во всех регионах рынок электроэнергии является избыточным. Не приведет ли реформа к обратному результату, когда в связи с дефицитом электроэнергии (в том числе и из-за постоянного роста экономики) либерализация рынка окажется толчком к резкому росту тарифов?
Алексей Бобров: Во-первых, конкуренция в принципе не может вот так взять и обеспечить снижение тарифов (или цен, если уж говорить о рынке). Потому что конкуренция сама по себе не является фактором ценообразования: главное её предназначение – снизить внутренние издержки компаний. Но даже если принять величину этих издержек (а заодно уж и прибыль, для простоты и наглядности) равной нулю, что мы увидим? Мы увидим расходы на топливо и ремонты. Так вот, когда эти две составляющие (а проще говоря, инфляция в экономике России) покажут отрицательную динамику, эта самая конкуренция обеспечит ровно такую же отрицательную динамику цен на электроэнергию. Ни больше и не меньше. А пока Газпром, как известно, предлагает отпустить цены на газ. Во-вторых, что касается поведения цен и тарифов после либерализации. Вот поэтому мы идем к рынку, чтобы покупатель смог выбирать - что и почем купить. А уже наша задача доставить покупателю электроэнергию, которую тот купил. Т.е. конечный итог реформы все-таки должен привести к снижению тарифов
Вопрос: Предусмотрена ли на случай резкого и, может быть, неоправданного роста цен на энергию какая-либо схема государственного контроля и сдерживания – тарифный коридор, обозначение верхней границы тарифа или что-то еще?
Алексей Бобров: Всё то, что Вы говорите – попытка изобрести велосипед. Если вести речь о естественной монополии (электрическая сеть), то сегодня есть полный набор инструментов тарифного регулирования, и придумывать новые совершенно ни к чему. Если же говорить о генерации, то нет лучшего способа отбить всякую её инвестиционную привлекательность и в конечном итоге разорить, чем описанный Вами. Это ничто иное, как субсидирование потребителя за счёт производителя – в итоге со 100% гарантией проигрывают всегда оба.
Вопрос: И все-таки, не таит ли, на Ваш взгляд, реформа электроэнергетики и приватизация генерирующих мощностей той опасности, которая вскрылась недавно в нефтяной отрасли, когда государство обнаружило и признало ценовой сговор между крупнейшими нефтяными компаниями, но, как оказалось, оно не имеет ни экономических, ни правовых рычагов для исправления этой ситуации?
Алексей Бобров: Не думаю, что подобное возможно. Недаром проекты реформирования обсуждаются очень серьезно на самых различных уровнях на протяжении последних лет. И все решения принимаются взвешенные, после детальной проработки.
Вопрос: Возможно ли временное "замораживание" тарифов на тепловую и электроэнергию, чтобы избежать социального взрыва? Этого просят многие мэры городов, в связи с тем, что правительство РФ требует от них перевода населения на 100% оплаты тарифов и наложение этих двух процессов окажется невыносимым финансовым бременем для многих людей.
Алексей Бобров: Насколько мне известно, Правительство предусматривает и соответствующие меры по адресной поддержке тех, для кого указанное Вами финансовое бремя действительно является неподъёмным. И это – единственно правильный путь.
Вопрос: Какова рентабельность региональных энергокомпаний Урала и Поволжья в последние годы, и позволит ли реформирование энергетики повысить ее?
Алексей Бобров: Говорить о каком-то среднем уровне рентабельности АО-энерго Урала и Поволжья я бы не стал. Слишком они разные. Например, нельзя сравнивать таких энергетических монстров как ОАО "Тюменьэнерго" или ОАО "Свердловэнерго" с такими компаниями как ОАО "Ульяновскэнерго" или ОАО "Курганэнерго". Все зависит от множества факторов, в том числе от категории потребителей (нефтяники платят лучше, чем организации сельского хозяйства), наличия или отсутствия у АО-энерго генерации и других факторов. Это то, что касается компаний до проведения реформы.
В процессе реформирования предполагается разделить АО-энерго на отдельные компании по видам деятельности (генерация, сбыт, передача э/энергии). Фактически после реформирования все распределительные сетевые компании окажутся в примерно равных условиях, что должно привести к выравниванию показателей рентабельности.
Акционеры, прежде всего РАО "ЕЭС России", прекрасно понимают, что невозможно будет улучшить финансово-экономическое состояние распределительных сетевых компаний, если не будет обеспечена надежность энергоснабжения.
Обновление фондов – это повышение надежности, надежность – это доверие потребителей, доверие потребителей – полные и своевременные платежи. Все это позволит, в конечном счете, улучшить показатели рентабельности компаний.
Вопрос: Удается ли проводить масштабную реконструкцию или строительство новых энергетических мощностей в подведомственном Вам регионе?
Алексей Бобров: До самого последнего времени "подведомственным мне регионом" (конечно, в смысле электроэнергетики, а то ещё уважаемые Губернаторы не так поймут) являлись Тюменская и Курганская области. Так вот здесь в 2003-2004 годах действительно реализованы масштабные даже по общероссийским меркам проекты по вводу более тысячи МВт генерирующих мощностей на Нижневартовской ГРЭС и Тюменской ТЭЦ-1. Готовится и реконструкция единственной в области Курганской ТЭЦ.
Сетевое хозяйство Приволжско-Уральского региона несомненно также нуждается в модернизации и развитии, и при этом почти повсеместно годами недофинансировалось, так что это теперь – одно из главных направлений наших усилий.
Вопрос: За счет каких средств будут развиваться и модернизироваться те активы, которые останутся в ведении государства (часть электростанций, сетевое хозяйство и проч.)? Будут ли на эти цели направлены средства от приватизации генерирующих мощностей или составляющая на модернизацию будет заложена только в тарифе?
Алексей Бобров: Думаю, прежде всего будут привлекаться средства инвесторов и, возможно, частично за счет тарифа. Если же говорить непосредственно об МРСК, то действительно, назрела и модернизация имеющегося сетевого комплекса, и строительство нового. Это отчетливо мы проговорили в том числе и с полпредом Петром Латышевым. Промышленный рост объективен и часто возникает проблема, что кое-где подключаться к энергетике становится все сложнее и сложнее. Должно идти и качественное, и количественное изменение – увеличение сечения, пропускной способности и установка более современного оборудования. Делаться это будет за счет средств компании, которые она получает от своей деятельности. Все потребители платят за транспорт, и здесь будет составляющая плата за развитие сетей. Утверждена или утверждается методика покупки мощности. Если строится новый дом в городе, то владелец нового дома будет должен заплатить за мощность. И за счет этой платы за мощность будут подводиться новые сети, строиться новые подстанции, обеспечиваться электроснабжение вновь вводимых объектов. Это касается и города, и промышленных потребителей. Не исключаю, что будут какие-то большие инвестпроекты, возможно, с привлечением долгосрочных инвестиций частных инвесторов.
Вопрос: Как известно, далеко не все инвесторы заинтересованы в долгосрочной перспективе своих предприятий. До сих пор на практике встречается политика "высасывания соков" из экономики предприятия, когда снимаются все "сливки", а то, что осталось, бросается на произвол судьбы. Такая ситуация в энергетике будет гибельной не только для бизнеса конкретной станции, но и для получателей тепла и электроэнергии с нее. Заложен ли реформой какой-то механизм контроля со стороны государства – инвестиционная программа, обязательная к исполнению, либо что-то еще, которая не позволяла бы такой подход и предусматривала бы механизм деприватизации (либо что-то аналогичное) электростанции у нерадивых собственников.
Алексей Бобров: Вы говорите по сути о ситуации, которая была в начале 90 годов, когда многие гнались за "длинным рублем". Сейчас уже бизнес стал цивилизованным. Сейчас инвестор – человек или компания приобретают активы в расчёте на возврат своих средств в разумные сроки и получение некоторой прибыли. Сколько стоят активы? Обычно сумму, равную 5-7 летней прибыли, то есть через этот срок инвестор (если всё будет в порядке!) "отобъёт" свои вложения и начнёт получать прибыль. Где тут место для "снятия сливок"?
А у Вас описан некто, случайно, очень дёшево и ненадолго (иначе выгоднее всё же наладить бизнес) получивший полный контроль над предприятием. Естественно, реформой подобный абсурд не предусмотрен, а единственной гарантией от "нерадивости" собственника является сама его собственность и не нужно изобретать дополнительные пугала ("деприватизацию" или что-то аналогичное) для настоящих инвесторов.