Анатолий Чубайс: РАО "ЕЭС России" надо ликвидировать
Накануне глава РАО "ЕЭС России" и самый неоднозначный российский политик Анатолий Чубайс провел очередную встречу с журналистами из российских регионов. Основной темой встречи стала, как и следовало ожидать, реформа российской энергетики и новая энергетическая программа – план развития отрасли. По словам Анатолия Чубайса, уже в следующем году ряд регионов может столкнуться с энергетическими кризисами, если не будет массового привлечения инвестиций. При этом, по словам главы РАО "ЕЭС России", если реформы пойдут по намеченному сценарию и приведут к ожидаемым результатам, то РАО надо будет ликвидировать. Действует команда главного приватизатора грамотно, надо отметить. В предверии Дня энергетика съехались приглашенные из глубинки журналисты и - куда ж они денутся- само собой растиражируют мысли тезки самой распространенной котовьей клички в России на всю страну. Но мы решили опубликовать сей отчет прежде всего из соображений совершенно другого порядка. Очень уж важную отрасль для страны, промышленности и всех нас возглавляет либерал и , надо признать, отличный оратор - энергетику.
Анатолий Чубайс:
Энергетика страны сейчас подошла к совершенно особому рубежу. Для его
преодоления необходима не только работа менеджмента и коллектива РАО "ЕЭС", но и
понимание общественностью, в том числе и журналистским сообществом того, что мы
предлагаем делать для решения проблем.
Фото: Александр Иванишин www.itogi.ru
В энергетике есть документ, принятый Правительством РФ в 2003 году – "Энергетическая стратегия". Мы недавно решили заглянуть в него, чтобы свериться. Основной параметр – энергопотребление. В стратегии есть свой прогноз. Первое, что мы обнаружили – это зияющий разрыв между параметрами, которые страна предполагала и теми параметрами, которые есть по факту.
Приведу две цифры. Вообще, есть два сценария – пессимистический и оптимистический. По пессимистическому прирост потребления электроэнергии с 2000 до 2005 года должен был составить 46 млрд кВт*ч. По оптимистическому – 50 млрд кВт*ч. Фактически же, сейчас период практически завершился и прирост, как мы видим, составляет около 73 млрд кВт*ч. В переводе на русский язык это означает, что важнейший параметр оказался на 50% выше, чем предполагалось. Я не случайно назвал год, в котором это принималось – 2003, то есть около двух лет назад. И мы вынуждены констатировать, что реалии разошлись. Этого мало. Названные цифры – общероссийские. В ряде регионах уже сложилась ситуация, когда прирост электропотребления оказался в несколько раз выше, чем планировалось. В Дагестане – в 3 раза, в Московском регионе – в 3,8 раза.
Фото: Накануне.ru |
При этом масштаб этих цифр, как мы видим, абсолютно не понят и не оценен. Вы помните, что еще до начала реформы мы приводили график с пересекающимися линиями по росту энергопотребления и энергопроизводства, названным в народе "крестом Чубайса". По прогнозам, они пересекутся в 2008 году. Но здесь опять картина общероссийская, когда правильнее смотреть по регионам. Единственное, что радует – Дальний Восток – там есть запас мощностей. На Урале пресечение ожидается уже в 2006 году. Дальше он оказывается в числе убыточных регионов. Центральная зона – 2007 год. На Кавказе это уже произошло. Сами по себе эти выводы кричащие. Для нас это острейший вопрос. Но при этом они абсолютно не замечены ни общественностью, ни профессиональной средой.
При этом кризис мощностей за пять-шесть суток не решить, как мы решали проблему с топливом для Приморья. Это минимум три года – в идеальном случае. Любую новую станцию надо спроектировать, смонтировать и запустить. В итоге либо мы уже в 2006 году полностью развернем всю стратегию развития энергетики, либо мы окажемся в условиях кризиса из-за недостаточного развития мощностей.
Это только по количеству. Если перейти к качеству, то мы получим еще ряд проблем. Например – возрастная структура турбинного оборудования. В основном, все они построены до 90-ходов. В итоге более 90% мощностей работают более 15 лет. Более 30% имеют возраст более 35 лет. Есть такое понятие, как парковый ресурс. Это разрешенные различными стандартами сроки службы. В 2000 году 12% оборудования было за его пределами. В 2005 году – 25%. Этот объем нарастает темпами, которые даже не получается замедлить всем объемом наших вводов нового оборудования и замены старого.
Так сложилось, что в других отраслях ситуация другая. В пищевой промышленности износ сократился. Цветная металлургия – сократился. Нефтехимия – сократился. И только у нас он вырос с 40 до 57%. Энергетика 15 лет работала донором, удерживая народное хозяйство со светом и теплом. Период исчерпался, дальше так нельзя. Плюс к тому, темпы роста тарифов и роста инфляции пересеклись в 2004 году и теперь мы просто не успеваем за ней. Мы готовы это удерживать это в тактике, но это ошибка в стратегии, последствия которой трудно оценить.
На этом перечень ужасов я завершаю и перехожу к классическому вопросу "что делать". Имея свойственное мне нахальство, хочу сказать, что мы знаем, что делать. Мы знаем, как выходить из создавшегося положения. Суть исчерпывается несколькими словами: новая энергетическая политика. То есть немедленная и долгосрочная активизация инвестиций в энергетику России. Именно немедленная и именно долгосрочная.
Напомню, что недавно прошло собрание академии наук. Академики шесть часов обсуждали энергетику. И все в один голос говорили: инвестиции, инвестиции и инвестиции. Но в рынок невозможно привлечь инвесторов, если нет самого рынка. Ради этого и была реформа.
Вопрос : Каким образом можно решить проблему с обеспечением энергетики топливом, чтобы не повторялась ситуация Приморья?
Анатолий Чубайс: В первую очередь нужна система
Фото: rosatom.ru |
Вопрос: Разрабатываются ли механизмы гарантирования возврата инвестиций?
Анатолий Чубайс : Механизм гарантирования – это схема для ускорения получения инвестиций. Мы потратили полтора года на ее разработку и в итоге добились решения, подписанного Фрадковым. Что это означает? Мы должны разложить по этапам всю предполагаемую работу с инвестициями, которая включает в себя разработку соответствующих положений, определения дефицитных точек. Я думаю, что мы в числе первых регионов, где будем это обкатывать, должны привлечь Урал. Именно из-за кризисности ситуации. К сожалению, часть времени уже утеряна. Но, надеюсь, в 3 квартале 2006 года первый тендер будет проведен и объявлен. На Урале промышленники собрались строить собственные генерирующие мощности. С одной стороны плохо, что не мы, но, с другой стороны – точно помогу, если речь идет о строительстве новой станции на Урале, и по сетевому строительству,
Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что вашу программу называют еще одним национальным проектом? И как Вы охарактеризуете ситуацию с тарифами после их разделения?
Анатолий Чубайс: Так его назвал премьер-министр России Михаил Фрадков, когда я ему рассказывал о наших планах. Есть отличие: те проекты, которые есть – они значимые и мы можем их осуществить. Но в случае с энергетикой мы не можем, а должны. Это нельзя не сделать. Другая модальность. Представьте, что было бы в случае полномасштабного энергетического кризиса. И не из-за недостатка топлива, а из-за нехватки мощностей. В 70-е годы впервые был такой кризис. Тогда пришлось отключать заводы. Сейчас это крест на росте экономике, по росту ВВП, по наиболее развитым регионам. Именно из-за этого мы и спорим с Лужковым.
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Что планируется делать с проблемами по дотационным тарифам и теплогенерации?
Анатолий Чубайс: Мы намерены в 2006 году уже выйти на практические работы по решению проблем. Сейчас мы через реформу уводим теплогенерацию с нагрузки на бюджет. Мы видим, как это делать без бюджета. Но есть проблема, которую можно решить только бюджетом. Например – дотационные тарифы Дальнему Востоку. Если вы считаете, что они нужны – частник-то не будет это финансировать. Если государство хочет создать ситуацию для инвестиций – то пусть государство возьмет на себя нагрузку. Цена вопроса - 62 млрд руб.
Вопрос: Как Вы относитесь к планам создания "Газпромэнерго"?
Анатолий Чубайс: "Газпром" – наш акционер. О создании "Газпромэнерго" я слышу года два. Главное, чего нам не хватает – это ответа на вопрос: что вы хотите делать? Что "Газпром" хочет в энергетике через год, два, десять лет? Ответ не просматривается. Кофликта или противостояния нет, но есть неясность.
Вопрос: Как, по Вашему, должна развиваться энергетика России?
Анатолий Чубайс: Как вы знаете, я являюсь менеджером компании. РАО "ЕЭС" – акционерное общество. Напоминаю вам, что главной целью является получение прибыли. Вам не кажется странным, что менеджер, который должен только получать прибыль, рвет рубашку, доказывая, что государству нужна новая энергосистема? Это не мы должны вопрос ставить. В нормальном режиме не должно быть вообще РАО "ЕЭС". То, на что мы разделили сейчас, то есть отдельно – генерация, отдельно – доставка – это и должно быть. В конечном результате реформы РАО "ЕЭС" должно передать свои функции государству и государственной структурам. Таким образом, стратегия направлена на развитие частной генерации, развитие рынка и ликвидация РАО "ЕЭС".
Вопрос: Рассматриваются ли альтернативные источники получения энергии?
Анатолий
Чубайс: В Академии наук есть два вопроса. Первый – это наличие
источников электроэнергии кроме атомного, гидро и теплового. Ответ – точно есть.
Второй вопрос – будет ли эта энергия более дешевой, чем ныне получаемая? Ответ -
точно нет. Есть, например, водородная энергетика. Но кВт*ч в ней стоит в разы
дороже, чем у нас. Ветряная энергия – тоже дороже. Откуда в Европе появились
ветряки? Ответ – дотация. Идет более-менее единый тариф за электроэнергию, но
при этом он выше, чем стоимость "теплового" кВт*ч. Разница как раз и
направляется на дотирование "ветряной". Таким образом, в ближайшие 20-30 лет
стратегических изменений не появятся. За пределами – возможно, термоядерный
синтез пойдет в разработку, но опять же он дороже.
Вопрос: Что Вы увидели при проведении реформы и как Вы ее оцениваете?
Анатолий
Чубайс: Мы, проведя всю реформу в части разделения,
сами для себя увидели масштаб проблем в сетях. Все гораздо хуже,
чем в генерации, а рассчитывать на частные инвестиции не приходится. К
приватизации не готов даже я со всем своим либерализмом. Если нет частных
технологий, значит остаются бюджет и тариф. Чудес не бывает, а износ уже около
80%. Само понятие сетевого тарифа, который мы сейчас вводим, оно не всем ясно.
Не ясно, на что его устанавливать? На кВт*ч, на кварки? Следующий новый тариф –
тариф на присоединение, который тоже поможет решать проблему. Но это там, где
есть новые подключения, а там где их нет, то не будет и денег. Но, в принципе,
направления прорисовываются. Вот это одна из главных проблем.
Когда мы 7-8 лет назад затевали реформу, не все в нее верили. Помимо этого, на каждом этапе она очень тяжело воспринималась и властью и бизнесом. Но в основном ее уже провели, осталось только доработать структуру и рынок. В отличие от этого 20-летняя программа развития выхватывается всеми на "ура". Но для этого надо знать, как будет развиваться энергопотребление. Сейчас мы собираем эту информацию в регионах. И если в случае с разделением не все было ясно, мол, Чубайс опять что-то мутное затеял, делит все зачем-то, то тут все сразу поняли, для чего это – зная прогнозы развития промышленности, мы сможем планировать и свое развитие. Надеюсь, потом поймут, что и разделение было сделано тоже для более оптимальной работы.