20 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzsgo
Бытовой ремонт: http://remont.youdo.com/repair/cottage/overhaul/, подробнее тут.
Ремонт под ключ: http://remont.youdo.com/stuccoing/internal/, заказать.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Ани торова, Надым!

- Вы случайно не в Сочи летите? – то и дело спрашивали нас  в аэропорту подтягивающиеся  журналисты, одетые в легкие ветровки и кожаные куртки.

- Нет, мы  в Надым!

- Да вы шутите, наверное? - недоверчиво спрашивали  коллеги, рассматривая наши огромные  баулы.

В глазах – полное непонимание. В Надым? Что там делать? Там же холодина! Наша реакция та же самая. В Сочи? Зимой? Зачем? 

Еще не ступив на надымскую землю, я была уверена – то, что предстоит увидеть нам на берегу озера Янтарное, ни в какое сравнение даже  с самыми экзотическими черноморскими забавами не идет. И не ошиблась!

На въезде в  город - растяжки с надписью "Ани торова", что в переводе с ненецкого означает "здравствуйте", на фасадах домов – огромные плакаты с изображением ненцев и повсюду- в виде рисунков и сувениров,  эмблема праздника  -  олень. Надым замер в ожидании самого главного праздника, который по размаху  гуляний может сравниться разве что с днем города. Это соревнования оленеводов по национальным видам спорта на кубок губернатора ЯНАО, на которые  из тундры съезжаются тысячи ненцев.

Пока на главной площади города – бульваре Стрижова - устанавливают сцену и чумы,  в которых всем горожанам и гостям, кстати, коих немало съехалось, будут показывать, что такое быт ненца,  в нескольких километрах от города тоже готовятся  к дню оленевода. Правда, здесь  все куда более реалистично- этнографические музеи. Здесь настоящее стойбище коренных жителей  тундры. Несколько десятков ненцев приехали из разных районов округа, расставили  чумы и живут себе в ожидании праздника.

-  Проходите, садитесь, чай будем пить, - встречает нас хозяйка одного из чумов. Как только приоткрываешь чум, в нос ударяет резкий запах, сравнить который нельзя ни с чем. Только потом понимаешь, что им пропитано все – чум, люди и даже воздух. Так пахнет оленем, из шкуры которого сделано жилище ненцев и  их одежда.

- Мы сюда специально приехали на день оленевода, - не спеша, начинает рассказывать  хозяин чума Евгений Сэротэтто, - Для нас это настоящий праздник. Себя показать приехали, на других посмотреть. Ну, этот праздник, наверное, для культуры нашей нужен. Самое сложное в этих соревнованиях для меня – национальная борьба. Хотя мы тренировались, готовились  к соревнованиям, но все равно все решает везение. Посмотрим, повезет ли в этом году, - и повернувшись к жене, которая  в это время растапливала печь, кидает, - Чаю!

Женщина тут же метнулась по чуму в поисках кружек  и начала наливать чай всем мужчинам, которые полулежа сидели за импровизированным столом. Никто из них даже не шелохнулся, чтобы помочь ей. Таковы правила. Женщине в чуме вообще мало, что разрешено. К примеру, ей нельзя  переступать через домашнюю утварь, вещи мужчин, обходить вокруг чума, подходить к священным нартам (это сани, в которые запрягают оленей). Зато разрешается, верней, входит в обязанности, - колоть дрова, шить одежду, готовить еду, носить воду. В общем,  делать все то, что должна уметь чум – работница – кстати говоря, такую должность ввели когда – то  в оленеводческих совхозах.

Неожиданно семейную идиллию нарушил надымский фотограф, который вместе с подругами ворвался в чум и бесцеремонно начал щелкать фотоаппаратом. Ненцы не сопротивлялись, но на столе появилась бутылка водки и больше  в этом  чуме разговаривать было не о чем…

- Вы лучше зайдите вон в тот чум, - посоветовали нам на улице местные журналисты, - Там, можно сказать, наша звезда живет. Это Дмитрий Вануйто, он уже восемь раз выигрывал оленьи гонки!

Чувствовалось, что местный "Шумахер"  по фамилии Вануйто, действительно, герой.  С гордым видом он сел вместе со своими многочисленными родственниками на оленью шкуру. Прямо как пресс- конференция перед соревнованиями! Рядом с мужчинами расположились собаки (они, кстати, как члены семьи, живут в чуме), и Дмитрий  начал рассказывать свою биографию.

- К спорту меня приучил отец. Я с раннего детства и борьбой занимался, и гонками на оленях, - чувствовалось, что интервью Вануйто дает уже, наверное, раз десятый, - И это помогло мне выиграть на соревнованиях оленеводов восемь буранов! – закончил он и многозначительно окинул всех взглядом.

Вопрос о том, когда же  в тундре спортом заниматься, главного гонщика как будто задел за живое.

- Да, у нас  вся жизнь – спорт. Мы ведь каждый день ходим на лыжах и  ездим на оленях. Посмотрите на ненцев – они все худощавые, это потому что мы много ходим и бегаем. А поесть успеваем раза два или один за день. Столовых – то в тундре нет. Как я  к соревнованиям готовлюсь? Ну, как лошадей тренируют, так я оленей тренирую. Главное, себя настроить к хладнокровию, спокойствию, и чтобы это состояние оленям передалось. Я для гонки отбираю самых лучших. У меня  лично где – то голов сто пятьдесят. Всех в лицо знаю. Вы что думаете, они одинаковые? Нет, они все разные и я их всех знаю.

На следующее утро, когда ненцы вышли из чумов, чтобы умыться и затопить печи, в стойбище уже дежурили журналисты. Один из аборигенов, потирая глаза, засмеялся: "Вы опять здесь!" Телеоператоры и фотографы терпеливо  в течение часа переминались на морозе, ожидая, когда ненцы сходят в туалет (и хотя около чумов специально для этой цели стоит деревянный домик, ненцы предпочитают делать это прямо в тундре,  все просто – мальчики налево, девочки – направо), покурят, попьют чай.

После этого ненцы вскочили на снегоходы и умчались куда – то вдаль. Не прошло и десяти минут, как  на горизонте появилось огромное стадо оленей. Они паслись недалеко от стойбища, и теперь ненцам предстояло выбрать из них тех, кто будет участвовать в забеге. Сделать это, оказывается, не просто. Всех животных согнали в одно место и попытались загородить сеткой, но то и дело один или несколько олешек вырывались на свободу. Оленеводы с гиканьем гнались за ними на снегоходе, тут же  с лаем бежали их  верные помощники – собаки и блудных животных возвращали в стадо. Казалось, это будет длиться бесконечно. Олени, словно чувствовали, что сегодня им предстоит тяжелый день и всячески сопротивлялись воле хозяев.

Что удивительно, олень – очень пугливое животное. Ужас и страх на него может навести даже маленькая собака, при том, что у самого оленя довольно – таки большие  рога и копыта. Одного удара достаточно для того, чтобы свалить собаку или человека, но олень  как беспомощная корова только жалобно мычит и бежит сломя голову, сам не зная куда.

Как только  все олени собраны,  самых лучших запрягают в упряжки. Поразительно, но первой из стойбища выезжает женщина. Ее упряжка под стать наряду –  красно – белого цвета. Она эффектно проносится мимо  журналистов, точно также только с большей скоростью она промчится через несколько часов по беговой дорожке в центре Надыма. 

А пока здесь идет торжественное открытие соревнований оленеводов. На площадь съехались оленеводы Ямальского, Пуровского, Тазовского, Красноселькупского и Шурышкарского районов. Все команды под музыку проходят по подиуму и приветствуют болельщиков, коих  в этот день на площадь Надыма высыпало немало. А ведь на улице под минус тридцать! Но это, похоже, ни надымчан, ни, уже тем более, тундровиков особо не беспокоит. От холода ежатся  лишь приезжие журналисты, нервно отбивая чечетку под песню с очень оптимистичным припевом: "Все равно – весна!".

Все виды соревнований на дне оленевода, можно сказать, подсказала сама жизнь. К примеру, метание тынзяня на хорей. Казалось бы, все очень просто - с определенного расстояния оленевод должен накинуть на шест (хорей) тыньзянь (веревка). Точно также ненцы накидывают этот тыньзянь на рога оленя, когда пытаются его поймать.  Или другое состязание – прыжки через нарты и тройной национальный прыжок. Прыгают ненцы вовсе не ради забавы! А просто потому, что в  тундре приходится преодолевать различные препятствия – к примеру, перепрыгивать через речушки и овраги. Что такое национальная борьба или перетягивание палки, а эти виды также включены  в соревнования, особо рассказывать не нужно. Коренным жителям нужно просто быть сильным, чтобы  выжить в тундре. Как доказательство этому  у многих из них на одежде прикреплены когти медведя, у кого – один, у кого – сразу три.

Для женщин на дне оленевода  тоже предусмотрен свой конкурс – на лучший наряд. Свою одежду (это называется ягушка) они расшивают бисером весь год. Украшают и обувь – бурки. И за  эти два дня ненки  превращаются в настоящих фотомоделей. Вместе с детьми, которые тоже одеты в расшитые ягушки, они дефилируют по площади, с удовольствием позируя для каждого фотографа. Причем, делают это  с такой простой и одновременно изяществом, которому длинноногим девицам из глянцевых журналов, наверное, никогда не научиться.

Как рассказал  в интервью "Накануне.RU" глава Надыма Владимир Ковальчук , день оленевода  для города – это как доказательство того, что две цивилизации могут мирно сосуществовать друг с другом.

"Мы, я имею в виду пришлое население,  пытаемся прийти к взаимопониманию с коренными жителями уже не один год, - вспоминает Владимир Ковальчук, -  И нельзя сказать, что мы в одночасье  нашли ключик к решению этой проблемы. Это большая работа, которой сейчас занимается администрация города.  На мой взгляд, важно уже то, что  15 лет назад мы  осознали, что мы именно пришлое население, а хозяева этой земли – ненцы. Когда в 70 – е годы сюда приехали первооткрыватели, им говорили, что здесь дикие места, что здесь живут  только медведи и олени,  а они вдруг увидели людей. Вот тогда – то и произошло  столкновение цивилизаций. Когда к приезжим  подходили ненцы  и говорили: "Зачем ты губишь эту землю? Что ты делаешь? Я здесь хозяин и пасу оленей, моя жена собирает здесь ягоды", пришлые тогда   не понимали этого и игнорировали интересы местных. И только  потом, спустя 15 лет, начали сознавать, нужно понять, чем живет этот народ, почему они живут  в тундре. Наша политика сегодня – всячески способствовать  традиционному  образу жизни ненцев. Хочет он жить в тундре – пусть живет, хочет ловить рыбу- ради бога,  не хочет увозить ребенка в интернат – пусть не делает этого. Ничего не нужно делать насильно! Сейчас мы направляем  наши финансовые ресурсы не только на национальные поселки ( их в Надымском районе три – Нори, Кутопьюган, Ныда),  где у нас построены  школы, больницы,  но и на оказание помощи кочевникам, тем, кто самостоятельно живет в тундре, перегоняя оленей с одного место на другое. Вы знаете, за эти годы мы ведь многому научились у ненцев. Например, бережному отношению к природе. Коренной  этнос учит нас бережно относиться к каждому деревцу, к каждой речушке. Сегодня мы - россияне,  утратили это качество. Мы считаем, что  мы великие, у нас огромные площади, загрязнили одно место, можем перейти к другому, страна ведь большая! А вот ненцы учат  нас обратному. Вторая черта, которую мы должны ценить в этих людях – это  их бережное отношение к  традиционному  укладу жизни. Посмотрите, насколько важен для них этот праздник, как они готовятся к нему. А ведь точно также  когда – то вышивали одежду их матери и бабки, также соревновались в борьбе и гонках  их отцы  и деды.  И вообще это прекрасные люди. У  них  душа прекрасная. Они не умеют обманывать или подставлять. У них нет воровства. Они же оставляют свой чум, уходят далеко в тундру, занимаются своим стадом, в это время другой кочевник приезжает и ничего не берет. У них даже  и замков – то!"

Еще  одна черта, которая, как мне показалось, присуща  ненцам – искренность, которая может быть только у ребенка. Они взбирались на помост призеров  с такой радостью, как будто завоевали как минимум золото чемпионата  мира. Медали, грамоты  и огромное  количество подарков. Кому – то достались лодки, кому – то – денежные премии и электрогенераторы, а тем, кто занял первые места, вручили снегоходы. Лучше подарка для человека, который живет в заснеженной тундре, не придумаешь.

Прославленный гонщик на оленях Дмитрий Вануйто в этом году, вопреки всем прогнозам, почему –то занял только второе место, уступив  своему родственнику – Владимиру Вануйто. Организаторы конкурса пытались  всячески подбодрить бессменного лидера, вручив ему  грамоту за особые заслуги, но было видно, как тяжело он переживает этот проигрыш. Специальным призом -  снегоходом - глава города Владимир Ковальчук  в этом году решил наградить единственную женщину, участвовавшую в гонках на оленях, - Надежду Лаптандер. За смелость.

Разъезжаться по своим стойбищам ненцы начали на следующий день. Подсчитывали деньги от проданной рыбы и мяса оленины (благодаря администрации города все эти дни они свободно торговали на улицах города, не опасаясь чьих – либо  проверок), закупали на вырученные деньги необходимый товар и бензин. По дороге в аэропорт мы то тут, то там встречали на автозаправках оленеводов, которые наполняли бензином  бочки для своих выигранных буранов. Картина, которую вряд ли где – то еще увидишь: житель тундры на оленьей упряжке бок о бок со своим соседом -  водителем джипа заправляется горючим. Наглядный, как говорится, пример  сосуществования двух цивилизаций, двух культур. Как долго представители обеих культур будут жить вместе на одной земле в согласии, покажет время. Пока  с уверенностью можно сказать одно  -  через год сюда, в центр газовой столицы Ямала, со всей тундры вновь съедутся эти на вид чудаковатые и может быть,  даже странные, но очень сильные духом и телом люди. И, как всегда, просто скажут своим землякам: "Ани торова!"

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС