Ани торова, Надым!
- Вы случайно не в Сочи летите? – то и дело спрашивали нас в аэропорту подтягивающиеся журналисты, одетые в легкие ветровки и кожаные куртки.
- Нет, мы в Надым!
- Да вы шутите, наверное? - недоверчиво спрашивали коллеги, рассматривая наши огромные баулы.
В глазах – полное непонимание. В Надым? Что там делать? Там же холодина! Наша реакция та же самая. В Сочи? Зимой? Зачем?
Еще не ступив на надымскую землю, я была уверена – то, что предстоит увидеть нам на берегу озера Янтарное, ни в какое сравнение даже с самыми экзотическими черноморскими забавами не идет. И не ошиблась!
На въезде в город - растяжки с надписью "Ани торова", что в переводе с ненецкого означает "здравствуйте", на фасадах домов – огромные плакаты с изображением ненцев и повсюду- в виде рисунков и сувениров, эмблема праздника - олень. Надым замер в ожидании самого главного праздника, который по размаху гуляний может сравниться разве что с днем города. Это соревнования оленеводов по национальным видам спорта на кубок губернатора ЯНАО, на которые из тундры съезжаются тысячи ненцев.
Пока на главной площади города – бульваре Стрижова - устанавливают сцену и чумы, в которых всем горожанам и гостям, кстати, коих немало съехалось, будут показывать, что такое быт ненца, в нескольких километрах от города тоже готовятся к дню оленевода. Правда, здесь все куда более реалистично- этнографические музеи. Здесь настоящее стойбище коренных жителей тундры. Несколько десятков ненцев приехали из разных районов округа, расставили чумы и живут себе в ожидании праздника.
- Проходите, садитесь, чай будем пить, - встречает нас хозяйка одного из чумов. Как только приоткрываешь чум, в нос ударяет резкий запах, сравнить который нельзя ни с чем. Только потом понимаешь, что им пропитано все – чум, люди и даже воздух. Так пахнет оленем, из шкуры которого сделано жилище ненцев и их одежда.
- Мы сюда специально приехали на день оленевода, - не спеша, начинает рассказывать хозяин чума Евгений Сэротэтто, - Для нас это настоящий праздник. Себя показать приехали, на других посмотреть. Ну, этот праздник, наверное, для культуры нашей нужен. Самое сложное в этих соревнованиях для меня – национальная борьба. Хотя мы тренировались, готовились к соревнованиям, но все равно все решает везение. Посмотрим, повезет ли в этом году, - и повернувшись к жене, которая в это время растапливала печь, кидает, - Чаю!
Женщина тут же метнулась по чуму в поисках кружек и начала наливать чай всем мужчинам, которые полулежа сидели за импровизированным столом. Никто из них даже не шелохнулся, чтобы помочь ей. Таковы правила. Женщине в чуме вообще мало, что разрешено. К примеру, ей нельзя переступать через домашнюю утварь, вещи мужчин, обходить вокруг чума, подходить к священным нартам (это сани, в которые запрягают оленей). Зато разрешается, верней, входит в обязанности, - колоть дрова, шить одежду, готовить еду, носить воду. В общем, делать все то, что должна уметь чум – работница – кстати говоря, такую должность ввели когда – то в оленеводческих совхозах.
Неожиданно семейную идиллию нарушил надымский фотограф, который вместе с подругами ворвался в чум и бесцеремонно начал щелкать фотоаппаратом. Ненцы не сопротивлялись, но на столе появилась бутылка водки и больше в этом чуме разговаривать было не о чем…
- Вы лучше зайдите вон в тот чум, - посоветовали нам на улице местные журналисты, - Там, можно сказать, наша звезда живет. Это Дмитрий Вануйто, он уже восемь раз выигрывал оленьи гонки!
Чувствовалось, что местный "Шумахер" по фамилии Вануйто, действительно, герой. С гордым видом он сел вместе со своими многочисленными родственниками на оленью шкуру. Прямо как пресс- конференция перед соревнованиями! Рядом с мужчинами расположились собаки (они, кстати, как члены семьи, живут в чуме), и Дмитрий начал рассказывать свою биографию.
- К спорту меня приучил отец. Я с раннего детства и борьбой занимался, и гонками на оленях, - чувствовалось, что интервью Вануйто дает уже, наверное, раз десятый, - И это помогло мне выиграть на соревнованиях оленеводов восемь буранов! – закончил он и многозначительно окинул всех взглядом.
Вопрос о том, когда же в тундре спортом заниматься, главного гонщика как будто задел за живое.
- Да, у нас вся жизнь – спорт. Мы ведь каждый день ходим на лыжах и ездим на оленях. Посмотрите на ненцев – они все худощавые, это потому что мы много ходим и бегаем. А поесть успеваем раза два или один за день. Столовых – то в тундре нет. Как я к соревнованиям готовлюсь? Ну, как лошадей тренируют, так я оленей тренирую. Главное, себя настроить к хладнокровию, спокойствию, и чтобы это состояние оленям передалось. Я для гонки отбираю самых лучших. У меня лично где – то голов сто пятьдесят. Всех в лицо знаю. Вы что думаете, они одинаковые? Нет, они все разные и я их всех знаю.
На следующее утро, когда ненцы вышли из чумов, чтобы умыться и затопить печи, в стойбище уже дежурили журналисты. Один из аборигенов, потирая глаза, засмеялся: "Вы опять здесь!" Телеоператоры и фотографы терпеливо в течение часа переминались на морозе, ожидая, когда ненцы сходят в туалет (и хотя около чумов специально для этой цели стоит деревянный домик, ненцы предпочитают делать это прямо в тундре, все просто – мальчики налево, девочки – направо), покурят, попьют чай.
После этого ненцы вскочили на снегоходы и умчались куда – то вдаль. Не прошло и десяти минут, как на горизонте появилось огромное стадо оленей. Они паслись недалеко от стойбища, и теперь ненцам предстояло выбрать из них тех, кто будет участвовать в забеге. Сделать это, оказывается, не просто. Всех животных согнали в одно место и попытались загородить сеткой, но то и дело один или несколько олешек вырывались на свободу. Оленеводы с гиканьем гнались за ними на снегоходе, тут же с лаем бежали их верные помощники – собаки и блудных животных возвращали в стадо. Казалось, это будет длиться бесконечно. Олени, словно чувствовали, что сегодня им предстоит тяжелый день и всячески сопротивлялись воле хозяев.
Что удивительно, олень – очень пугливое животное. Ужас и страх на него может навести даже маленькая собака, при том, что у самого оленя довольно – таки большие рога и копыта. Одного удара достаточно для того, чтобы свалить собаку или человека, но олень как беспомощная корова только жалобно мычит и бежит сломя голову, сам не зная куда.
Как только все олени собраны, самых лучших запрягают в упряжки. Поразительно, но первой из стойбища выезжает женщина. Ее упряжка под стать наряду – красно – белого цвета. Она эффектно проносится мимо журналистов, точно также только с большей скоростью она промчится через несколько часов по беговой дорожке в центре Надыма.
А пока здесь идет торжественное открытие соревнований оленеводов. На площадь съехались оленеводы Ямальского, Пуровского, Тазовского, Красноселькупского и Шурышкарского районов. Все команды под музыку проходят по подиуму и приветствуют болельщиков, коих в этот день на площадь Надыма высыпало немало. А ведь на улице под минус тридцать! Но это, похоже, ни надымчан, ни, уже тем более, тундровиков особо не беспокоит. От холода ежатся лишь приезжие журналисты, нервно отбивая чечетку под песню с очень оптимистичным припевом: "Все равно – весна!".
Все виды соревнований на дне оленевода, можно сказать, подсказала сама жизнь. К примеру, метание тынзяня на хорей. Казалось бы, все очень просто - с определенного расстояния оленевод должен накинуть на шест (хорей) тыньзянь (веревка). Точно также ненцы накидывают этот тыньзянь на рога оленя, когда пытаются его поймать. Или другое состязание – прыжки через нарты и тройной национальный прыжок. Прыгают ненцы вовсе не ради забавы! А просто потому, что в тундре приходится преодолевать различные препятствия – к примеру, перепрыгивать через речушки и овраги. Что такое национальная борьба или перетягивание палки, а эти виды также включены в соревнования, особо рассказывать не нужно. Коренным жителям нужно просто быть сильным, чтобы выжить в тундре. Как доказательство этому у многих из них на одежде прикреплены когти медведя, у кого – один, у кого – сразу три.
Для женщин на дне оленевода тоже предусмотрен свой конкурс – на лучший наряд. Свою одежду (это называется ягушка) они расшивают бисером весь год. Украшают и обувь – бурки. И за эти два дня ненки превращаются в настоящих фотомоделей. Вместе с детьми, которые тоже одеты в расшитые ягушки, они дефилируют по площади, с удовольствием позируя для каждого фотографа. Причем, делают это с такой простой и одновременно изяществом, которому длинноногим девицам из глянцевых журналов, наверное, никогда не научиться.
Как рассказал в интервью "Накануне.RU" глава Надыма Владимир Ковальчук , день оленевода для города – это как доказательство того, что две цивилизации могут мирно сосуществовать друг с другом.
"Мы, я имею в виду пришлое население, пытаемся прийти к взаимопониманию с коренными жителями уже не один год, - вспоминает Владимир Ковальчук, - И нельзя сказать, что мы в одночасье нашли ключик к решению этой проблемы. Это большая работа, которой сейчас занимается администрация города. На мой взгляд, важно уже то, что 15 лет назад мы осознали, что мы именно пришлое население, а хозяева этой земли – ненцы. Когда в 70 – е годы сюда приехали первооткрыватели, им говорили, что здесь дикие места, что здесь живут только медведи и олени, а они вдруг увидели людей. Вот тогда – то и произошло столкновение цивилизаций. Когда к приезжим подходили ненцы и говорили: "Зачем ты губишь эту землю? Что ты делаешь? Я здесь хозяин и пасу оленей, моя жена собирает здесь ягоды", пришлые тогда не понимали этого и игнорировали интересы местных. И только потом, спустя 15 лет, начали сознавать, нужно понять, чем живет этот народ, почему они живут в тундре. Наша политика сегодня – всячески способствовать традиционному образу жизни ненцев. Хочет он жить в тундре – пусть живет, хочет ловить рыбу- ради бога, не хочет увозить ребенка в интернат – пусть не делает этого. Ничего не нужно делать насильно! Сейчас мы направляем наши финансовые ресурсы не только на национальные поселки ( их в Надымском районе три – Нори, Кутопьюган, Ныда), где у нас построены школы, больницы, но и на оказание помощи кочевникам, тем, кто самостоятельно живет в тундре, перегоняя оленей с одного место на другое. Вы знаете, за эти годы мы ведь многому научились у ненцев. Например, бережному отношению к природе. Коренной этнос учит нас бережно относиться к каждому деревцу, к каждой речушке. Сегодня мы - россияне, утратили это качество. Мы считаем, что мы великие, у нас огромные площади, загрязнили одно место, можем перейти к другому, страна ведь большая! А вот ненцы учат нас обратному. Вторая черта, которую мы должны ценить в этих людях – это их бережное отношение к традиционному укладу жизни. Посмотрите, насколько важен для них этот праздник, как они готовятся к нему. А ведь точно также когда – то вышивали одежду их матери и бабки, также соревновались в борьбе и гонках их отцы и деды. И вообще это прекрасные люди. У них душа прекрасная. Они не умеют обманывать или подставлять. У них нет воровства. Они же оставляют свой чум, уходят далеко в тундру, занимаются своим стадом, в это время другой кочевник приезжает и ничего не берет. У них даже и замков – то!"
Еще одна черта, которая, как мне показалось, присуща ненцам – искренность, которая может быть только у ребенка. Они взбирались на помост призеров с такой радостью, как будто завоевали как минимум золото чемпионата мира. Медали, грамоты и огромное количество подарков. Кому – то достались лодки, кому – то – денежные премии и электрогенераторы, а тем, кто занял первые места, вручили снегоходы. Лучше подарка для человека, который живет в заснеженной тундре, не придумаешь.
Прославленный гонщик на оленях Дмитрий Вануйто в этом году, вопреки всем прогнозам, почему –то занял только второе место, уступив своему родственнику – Владимиру Вануйто. Организаторы конкурса пытались всячески подбодрить бессменного лидера, вручив ему грамоту за особые заслуги, но было видно, как тяжело он переживает этот проигрыш. Специальным призом - снегоходом - глава города Владимир Ковальчук в этом году решил наградить единственную женщину, участвовавшую в гонках на оленях, - Надежду Лаптандер. За смелость.
Разъезжаться по своим стойбищам ненцы начали на следующий день. Подсчитывали деньги от проданной рыбы и мяса оленины (благодаря администрации города все эти дни они свободно торговали на улицах города, не опасаясь чьих – либо проверок), закупали на вырученные деньги необходимый товар и бензин. По дороге в аэропорт мы то тут, то там встречали на автозаправках оленеводов, которые наполняли бензином бочки для своих выигранных буранов. Картина, которую вряд ли где – то еще увидишь: житель тундры на оленьей упряжке бок о бок со своим соседом - водителем джипа заправляется горючим. Наглядный, как говорится, пример сосуществования двух цивилизаций, двух культур. Как долго представители обеих культур будут жить вместе на одной земле в согласии, покажет время. Пока с уверенностью можно сказать одно - через год сюда, в центр газовой столицы Ямала, со всей тундры вновь съедутся эти на вид чудаковатые и может быть, даже странные, но очень сильные духом и телом люди. И, как всегда, просто скажут своим землякам: "Ани торова!"