"Анти-Холис": родительские войны
Недавно в Екатеринбурге был ликвидирован скандально известный центр "Холис". Этому предшествовала череда разбирательств и обращений (вплоть до открытого письма к президенту России), инициаторами которых становились родители екатеринбургских школьников. Поскольку центр был муниципальным, его программы действовали во многих школах города. Поводом для недовольства послужили содержание и направленность образовательных программ центра по половому воспитанию детей и подростков, а также пособия, которые использовались сотрудниками центра при проведении занятий. Ассоциация родительских комитетов Екатеринбурга провела несколько экспертиз, которые подтверждают нарушения в работе "Холиса".
Однако останавливаться на достигнутом ассоциация не собирается. По данным ассоциации на территории Уральского федерального округа активно действуют и другие организации подобного толка. Кроме того, у ассоциации есть и другие направления деятельности. Да и проблема общественных организаций, занимающихся "школьной" профилактикой СПИДа и программами так называемого "снижения вреда", как выяснилось ,зачастую выходит далеко за границы отдельно взятого города.
Фото: Станислав Рослов/www.itogi.ru |
Вообще, на вопрос просвещения детей и подростков об опасности СПИДа, наркотиков и незащищенных половых связей, есть несколько точек зрения. С одной стороны, еще в начале 90-х годов российское общество столкнулось с увеличением количества наркоманов, наркоторговля "расцвела", люди впервые услышали слово "СПИД". И подрастающее поколение сразу же попало в "группу риска". Примерно в это же время в России появились первые организации, которые занялись "ликбезом" в этой области. Их финансирование велось, в основном, за счет международных организаций. Далеко не все программы организаций по борьбе со СПИДом имеют цель предостережения и профилактики. Например, есть множество организаций, которые оказывают помощь людям, уже зараженным вирусом имуннодефицита. Они устраивают "телефоны доверия", консультации по всем вопросам, интересующим людей, находящихся в "группах риска". И уж точно не одна организация не заявит, что она пропагандирует развратное поведение среди детей. С другой стороны, нельзя не согласиться с мнением о том, что деятельность некоторых организаций, прикрывающихся самыми гуманными идеями, на поверку оказывается не самым профессиональным учреждением с сомнительными программами и специалистами, которые не всегда имеют соответствующее образование. И существующие пробелы в информационном пространстве порой заполняются данными, которые способны оказать обратную реакцию.
Проблема заключается также и в том, что подчас деятельность общественных просветительских организаций не регулируется никакими законодательными нормами. Конечно, существует Конституция и закон "Об образовании", на деле же часто возникают ситуации, подобные конфликту между родителями и центром "Холис", в который оказалось втянутым также управление образования, совместно с которым "Холис" осуществлял информационную деятельность. |
По словам председателя ассоциации родительских комитетов
Екатеринбурга Германа Авдюшина, развращение детей проникло не только в
образовательные учреждения, но и "вылилось" на улицы. "Мы обратились в
управление федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с просьбой
проверить на соответствие закону "О рекламе" нескольких рекламных щитов", -
поясняет Герман Авдюшин. Содержание этой рекламы, по мнению
членов ассоциации, "наносит вред психо-эмоциональному здоровью детей,
разжигает низменные желания, подрывает их нравственность, является нарушением
норм морали и традиционных семейных ценностей нашего общества. Данный вид
рекламы должен иметь экспертное заключение о вредоносном влиянии на детскую
психику". "Да, действительно такое заявление к нам недавно поступило,
- подтверждает заместитель руководителя УФАС по Свердловской
области Марина Анисимова. – Сейчас заявление находится на
рассмотрении. Сказать, будет ли возбуждено дело, я сейчас не могу". А вот
как прокомментировали заявление в развлекательном клубе "Вернисаж желаний",
которому принадлежит один из рекламных щитов, по поводу которого родители
обратились в ФАС: "Если антимонопольное управление обяжет нас снять этот
плакат по этическим соображениям, мы, конечно, его снимем.
Эпизод второй: атака
клонов
Однако мы считаем, что плакат соответствует этическим
нормам. А вот что касается размещения рекламы подобного содержания рядом
со школами, то тут мы согласны – за этим надо следить. И, в первую
очередь, это должны делать не рекламодатели, которые размещают рекламные
материалы с точки зрения эффективности воздействия, а соответствующие
органы надзора. Мы согласны с тем, что размещение рекламы, допустим, с
табаком и алкоголем, тех ночных клубов, - слегка не этично. Но
регулированием этого вопроса должны заниматься как раз таки в
антимонопольной службе. Но поскольку у нас не всегда все продумано, иногда
страдают те, кто не должен страдать, – поясняет директор клуба Роман
Попереко.
Как известно, свято место пусто не бывает. Поэтому прекращение работы центра "Холис" в Екатеринбурге не означает, что ассоциации родителей больше не с кем бороться. Дело в том, что подобные организации не единичны. И программы некоторых из них далеко не безобидны. Например, пресловутая "метадоновая программа", суть которой заключается в "пересадке" наркозависимых с героина на более "легкий" метадон. Или разнообразные программы снижения вреда, когда отвергается исключительно силовой подход к решению проблемы. По информации сайта "Всероссийской сети снижения вреда" необходимо "ставить краткосрочные практические задачи (например, предотвращение передачи ВИЧ в специфических обстоятельствах), а не долгосрочные идеалистические цели (например, повсеместное сокращение потребления наркотиков)". Что подразумевается под понятием "специфические обстоятельства", можно только догадываться. Однако на том же сайте основными элементами программ снижения вреда называются "обеспечение доступа к чистому инъекционному оборудованию, презервативам, обмен игл и шприцев". Конечно, можно долго спорить о содержании программ – нужно ли помогать употреблять наркотики или нет. Проблема заключается в том, на кого нацелена эта программа, а соответственно, и ее методические пособия. Зачастую фильмы и печатные материалы, предназначенные для "группы риска", оказываются в руках малолетних детей.
Поэтому многие организации предпочитают перестраховаться и заручиться поддержкой управления образования. "Мы не используем методы "Холиса" по проведению первичной профилактики", – рассказывает координатор челябинского центра "Есть мнение" Екатерина Ушакова. – Наши методы направлены на информирование подростков, но проводится оно в виде тренингов, в виде игры. Да, у нас имеются брошюры, которые рассказывают о том, что делать и куда обращаться, если возникли подозрения по поводу здоровья. А уроков по половому воспитанию мы не проводим. Мы всегда говорим, что первое и главное средство защиты – это воздержание. Мы тесно работаем с управлением образования, и не проводим никаких занятий, пока официальные органы не напишут нам письмо и не пригласят нас для проведения тренингов в какую-либо школу. Также мы не работаем без одобрительного письма со стороны родителей. Пока все находится на этапе разработки".
А вот в Тюмени, похоже, вопрос о "дополнительным" просвещении школьников не столь актуален. "По наркотикам у нас была подобная организация, но, по моим сведениям, она была ликвидирована еще в прошлом году, - рассказывает председатель родительских комитетов Тюмени Дмитрий Хамидулин. – Никогда не возникал вопрос о введении уроков по половому воспитанию. В течение последних нескольких лет мы активно сотрудничаем с управлением образования, и не разу я об этом не слышал. На наших встречах с председателями родительских комитетов эта тема тоже не звучала. Я являюсь еще и председателем родительского комитета одной из гимназий города, и за десять лет работы я ни разу не сталкивался со случаями употребления наркотиков нашими учениками. Также могу сказать, что председатели других родительских комитетов не поднимали этот вопрос на наших собраниях, которые мы проводим два-три раза в год".
Эпизод третий: новая надежда
По словам Германа Авдюшина, многие родители России обращаются в ассоциацию родительских комитетов Екатеринбурга с предложениями об объединении усилий и создания всероссийской организации. Есть предложения и из-за рубежа. Такие предложения, по мнению членов ассоциации, весьма актуальны, потому что зачастую организации, чья деятельность была запрещена, просто меняют название и продолжают информационную деятельность. Против этих организаций и программ и намерены бороться родители.
Опять же существует и другая точка зрения. Один из крупнейших порталов России, посвященный борьбе со СПИДом, - aids.ru – высказывает следующую позицию: "Различные "сторожа", такие как высокопоставленные чиновники, религиозные деятели, родители, учителя и профсоюзы учителей обычно определяют, будет ли проводиться обучение по вопросам ВИЧ/СПИДа в школах, и если да, то какого рода. Они также могут принять решение, что некоторые аспекты образования по ВИЧ/СПИДу сомнительные или недопустимые. В этом случае необходим поиск согласия с ними хотя бы по отдельным вопросам. Например, можно объяснить учителям, что ученики нуждаются в защите от сексуального насилия и отказе от употребления наркотиков - такие цели обучения вряд ли вызовут конфликт. Также можно пояснить, что нужно соблюдать равенство в получении образования между мальчиками и девочками. Эти первые компромиссы станут отправной точкой и сделают возможным достижение согласия по другим вопросам в будущем. Например, необходимо донести до чиновников, что такое обучение поможет подросткам принимать более верные решения и избегать рискованного поведения. Следовательно, общество должно поддерживать такие программы, а не противостоять им".
Не стоит забывать, что принцип "предупрежден, значит, вооружен" не теряет своей актуальности в данной ситуации. Все дело в том, кого, как, где и когда необходимо предупреждать. И как не перейти грань между распространением информационных материалов о собственной безопасности и распространением развращающих детские умы продукцией. Как показывает практика, в вопросе нравственности "просветительских уроков" может ошибаться даже управление образования.
Есть люди, для которых информация о способах собственной
защиты является жизненной необходимостью. Чем раньше они узнают об этом, тем
больше вероятность, что они смогут продолжить нормальную жизнь. С другой
стороны, та же информация может послужить фактором сокращения жизни. Мультик
мультику рознь. И, если в заключении о содержании фильма можно найти следующие
слова:
(цитата из заключения
руководителя экспертного отделения "Научного центра социальной и судебной
психиатрии им. Сербского" по содержанию и направленности мультипликационных
фильмов "Золотозубый" и "Карате и ребята", демонстрировавшихся в центре
"Холис" ), то у любого нормального родителя тут же возникнут вопросы к организаторам просмотра.
"указанные мультфильмы представляют собой особо циничное
средство антиобщественной и противоправной пропаганды нормальности и
приемлемости наркомании, педофилии, детской проституции, в том числе
гомосексуальной, беспорядочных сексуальных связей между малолетними
детьми, асоциального образа жизни, формируют крайний негативизм в
отношении государства и правоохранительных
органов"