Аптечные страдания или как правительство в трех соснах блуждало
Недовольство реализацией 122 ФЗ являет собой растущий снежный ком, который не в силах растопить даже пригревающие лучи весеннего солнца. Вслед за льготниками, свое несогласие с тем, как проводится реформа, выразили представители фармацевтических организаций, которые до сих пор вынуждены отоваривать льготные рецепты в кредит. Часть свердловских аптек уже прямо заявили о том, что если им не возместят расходы, они просто-напросто откажутся отпускать препараты льготникам. Если это произойдет, очевидно, что страну ожидают потрясения похлеще январских "пенсионных" бунтов. Между тем, если говорить о причинах происходящего, федеральный бюджет давно уже перечислил необходимые средства на счета ТФОМСов, которые и должны рассчитаться с аптеками. Закавыка в том, что ТФОМСы до сих пор не имели на то законных оснований. Ситуация из тех, про которые обычно говорят: было бы смешно, если бы не было так грустно.
***
Федеральные поставки льготных медикаментов в регионы у чиновников на местах уже давно ничего, кроме головных болей, не вызывают. В феврале обеспеченность региональных аптек льготными медикаментами не превышала 20-30%. Причем, большая часть наименований поставленных лекарств не значилась в сформированных аптеками заявках, а те, которые были включены в заявки, либо вовсе отсутствовали, либо были завезены в недостаточном объеме.
Сложенные штабелями упаковки обезболивающих гелей, жаропонижающих свечей для малюток, двухрублевого анальгина и трехрублевого валидола и сегодня можно увидеть в каждой аптеке. Зато психотропных веществ, без которых не могут обходиться тысячи пожилых людей, днем с огнем не сыщешь. Полная неразбериха с поставками вынудила аптеки включать льготников в списки очередников на получение необходимых медикаментов.
Чтобы как-то ослабить растущее напряжение, минздравсоцразвития дало территориям указание отпускать лекарства за счет собственных резервов. Когда и эти запасы истощились, было отдано новое распоряжение, предписывающее аптекам выдавать льготные лекарства из собственных запасов. Возместить расходы обещалось не позднее конца февраля. Правда, потом уже социальный министр Михаил Зурабов заявил, что указание министерства, изложенное в письме, носило, скорее, рекомендательный характер, добровольно-принудительный то бишь, если отталкиваться от нынешних политических реалий.
Регионы предложение министра восприняли с должным рвением, что, впрочем, объясняется не одной только привычкой "следовать зову": январские выступления льготников еще раз доказали, что кашу, заваренную в столице, расхлебывать приходится на местах. Свердловские власти, как утверждают фармацевты, поставили аптеки перед выбором: либо они работают в долг, либо теряют право отоваривать льготные рецепты. Естественно, аптеки выбрали первое: какой дурак добровольно откажется от лакомого куска бюджетного пирога.
Стоит отметить, что фармацевтические организации, задействованные в системе лекарственного обеспечения льготников, и в прежние годы работали на условиях товарного кредита. Возмещение израсходованных средств происходило ежемесячно. Однако с начала этого года из тех 50-ти с лишним миллиардов рублей, которые правительство выделило на обеспечение льготников медикаментами, аптеки не получили ни копейки.
Долг перед екатеринбургскими аптеками, по данным общественного фонда "Территория", к концу третьего месяца с момента вступления в силу 122 ФЗ достиг девяти миллионов рублей: три миллиона - это расходы, которые образовались в виду закупок медикаментов для льготников, и шесть миллионов - убытки от реализации лекарств из собственных запасов.
Примечательно, что комментарии на этот счет Накануне.RU не удалось получить ни у одной из аптек. Заместитель гендиректора крупной аптечной сети Екатеринбурга сказал буквально следующее: "Вы напишете, а мне потом по шапке надают. К тому же, ничего хорошего я по этому поводу сказать не могу". В пресс-службе компании СИА "Интернешнл", которая поставляет медикаменты в УрФО, узнав о чем пойдет речь, заявили, что пресс-служба на то и существует, чтобы не давать информацию журналистам. Тоже, наверное, по шапке получить боятся.
Меж тем, федеральные СМИ в начале прошлой недели повсеместно цитировали Михаила Зурабова, который, отвечая на вопрос премьера Фрадкова, сказал, что "никаких проблем с перечислением средств за льготные медикаменты нет. Деньги в полном объеме направлены в ТФОМСы". И он нисколько не лукавил. В чем же проблема? Оказывается, министерство само завело процесс обеспечения медикаментами льготников в тупик.
***
Первоначальная схема финансирования фармацевтических организаций, разработанная минздравсоцразвития, включала в себя три звена. Предполагалось, что из бюджета деньги поступают в ТФОМС, затем – в страховые компании, осуществляющие контроль над их использованием, а страховые компании уже рассчитываются с поставщиками медпрепаратов.
Однако впоследствии г-н Зурабов лично исключил страховые компании из этой цепочки, заявив, что не видит смысла в их присутствии, во всяком случае, пока. В прессе тогда писали, что это решение было принято министром после того, как мэр Москвы публично обвинил его в пристрастии в выборе страховых компаний. Из 1200 компаний Минздравсоцразвития пустило на рынок только 12. Среди избранных оказалась фирма "МАКС-M", гендиректором которой в 1994-1998 годах работал Зурабов.
Спустя некоторое время глава ФАС Игорь Артемьев направил Зурабову письмо, в котором настоятельно рекомендовал провести открытый конкурс среди страховых компаний. Однако конкурс так и не был проведен, а позже выяснилось, что Минздравсоцразвития вообще не планирует в этом году подпускать страховые компании к фармстрахованию.
Отметим, что для страховщиков, многие из которых на тот момент заключили договоры с филиалами ФФОМСа, это стало полной неожиданностью. Неприятной, естественно.
Любопытно, что федеральные поставщики льготных лекарств были отобраны вне всякого конкурса - этому ФАС почему-то не стала противиться. Минздравсоцразвития единолично определило пул фармдистрибьютеров: несколько десятков миллиардов бюджетных денег разделили между собой всего пять компаний. Если исходить из сумм, выделенных федеральным округам, 32% бюджетных средств предстоит освоить фирме "Протек", 23% - СИА "Интернешнл", столько же - компании "Биотек", 19% - "РОСТА" и 3% - "Фармимексу".
Вернемся к страховым компаниям. После того, как вопрос со страховыми компаниями был решен и пришло время платить по счетам, выяснилось, что в постановлении правительства и других документах, которые были приняты в конце прошлого года, страховщики по-прежнему выступают в качестве неотъемлемого элемента системы лекарственного обеспечения льготников. В том-то и казус. Без отметки о проведенной страховой компанией экспертизе ТФОМС деньги перечислять аптекам не имеет право. За исключением тех случаев, когда страховых компаний в регионе не существует в принципе.
"Конечно, тот же Свердловский ТФОМС мог перечислить деньги аптекам, - говорит руководитель общественного фонда "Территория" Максим Стародубцев, - но тут же бы пришли антимонопольщики и спросили: а на каком основании Вы, Борис Исакович (Чарный - глава ТФОМСа - авт.), взяли на себя функцию страховых компаний? На каком основании Вы единолично распоряжаетесь бюджетными средствами?"
Понятно, что с учетом возможных последствий все деньги, предназначенные аптечным учреждениям, так и остались лежать на счетах ТФОМСов. Однако, как рассказала Накануне.RU начальник управления тюменского Фонда по организации ОМС Инна Куликова, буквально несколько дней назад правительство наконец-таки внесло в декабрьское постановление изменения, касающиеся порядка взаимодействия Фондов и фармацевтических организаций. ТФОМСы получили право напрямую рассчитываться с аптечными учреждениями, минуя страховые компании.
"После того, как с аптеками будут заключены все необходимые договоры и проведена экспертиза целесообразности расходования бюджетных средств, их затраты будут компенсированы," - отметила Инна Куликова.
***
Не исключено, что в будущем, лет этак через пять-десять, кто-то умный и честный напишет книгу про монетизацию льгот, а одна из глав этой книги будет посвящена тому, как "правительство в трех соснах заблудилось". А, если серьезно, то ситуация с аптеками в очередной раз наглядно продемонстрировала элементарную безалаберность и недальновидность федеральных чиновников: иначе как объяснить тот факт, что необходимые изменения в законодательство были внесены лишь спустя два месяца после заявления Зурабова об исключении страховых компаний из системы лекарственного обеспечения льготников. Рискнем предположить, что для внесения изменений в постановление много времени не требуется. Если уж 122 закон, полностью изменивший жизнь 30 млн человек, приняли в столь короткие сроки.
Меж тем, осталось еще море нерешенных проблем. Очереди из аптек и больниц никуда не исчезли, лишь немного поредели. В большинстве больниц врачи до сих пор вынуждены тратить 20 минут на заполнение рецептов, от руки выводя вместо обычного димедрола название "дифенгидрамин", а вместо мексидола (обезболивающий препарат) - "этилметилгидроксипиридина сукцинат". А недавно полпред президента в СЗФО Илья Клебанов заявил, что в России начал формироваться специфический "черный" рынок лекарств, куда попадают медицинские препараты, которые перепродают льготники.
Любой врач вам подтвердит, что если как следует не лечить желудок, боль будет периодически напоминать о себе, а обезбаливающие таблетки, которые многие из нас в этот момент готовы глотать пачками, способны лишь на время притупить ее. Так и с монетизацией. Отдельные шаги, предпринятые правительством, не способны в корне исправить ситуацию. Только всесторонний подход к составляющим реформы плюс оперативность решений обеспечат книге про монетизацию льгот хороший финал.