Арбайтен, россияне, арбайтен!
Этапы великого провала
Чтобы разобраться с сутью неизбежно грядущих, /хоть пока и отложенных на неопределенный срок/ нововведений, необходимо все-таки вкратце напомнить историю вопроса. А именно – историю многострадальной, уже успешно подзабытой и не единожды похороненной, и вдруг снова напоминающей о себе очередным громким "бздынь!" реформы пенсионной системы. И два года назад и год назад аргументы при проталкивании этой самой реформы выдвигались практически аналогичные нынешним: дескать, существующая система слишком громоздка, затратна и не отвечает потребностям общества, а вот как только введем обязательную и накопительную часть, да еще и право выбора пенсионного фонда предоставим народу – все образуется само собой. Люди будут сами думать, как обеспечить себе достойную старость, а государство, соответственно, будет избавлено от обременительных "головняков", как эту старость людям обеспечить так, чтобы ненужной социальной напряженности не возникало. Идея, безусловно, была хорошая, только вот не заладилось…
И вроде бы сделать-то господам Починку-Зурабову оставалось всего ничего – разослать российскому народонаселению "письма счастья", чтоб всякая бабушка самостоятельно, надев очки, и напряженно губами шевеля, вычитала нужные циферки и по этим циферкам определила, какому фонду доверить благополучие остатка дней своих. Но! Не заладилось. К сроку не поспели разослать. И ко второму контрольному сроку, президентом назначенному, – тоже. И к третьему… Полторы сотни миллионов конвертов с "письмами счастья" оказались никому не нужной макулатурой, по большому счету, принеся пользу лишь типографиям, выполнившим госзаказ на их распечатку.
Очевидный провал пенсионной реформы в прошлом декабре судорожно попытался исправить господин Починок, бывший министр труда и социального развития. Кресло после провала под ним заметно накренилось и Починок предложил переделать все еще раз, назначая пенсии по понятиям . И вновь Президент назначил контрольный срок для реанимации пенсионной реформы – на этот раз к 1 апреля 2004 года…
Реанимировать мертворожденного монстра, сожравшего уйму непонятно куда ушедших бюджетных средств, так и не удалось. Впрочем, перевыборы президента и последовавший за этим форсаж административной реформы скрыл господина Починка в недрах нового-старого правительства, и теперь знамя социальных реформ подхватил господин Зурабов. Да еще как подхватил: пресловутая "монетизация" летом чуть было не взорвала вот уже несколько лет более-менее спокойную социальную обстановку в обществе.
Между тем, катастрофичность ситуации с пенсионной реформой уже признают и сами чиновники. Правда, те реабилитационные меры, которые они предлагают, столь же действенны, как и "мертвому припарки". Так, на состоявшемся месяц назад заседании правительства чиновники наконец-то признали очевидное – попытки государства заставить граждан принять участие в обеспечении своей будущей старости в очередной раз провалились.
По данным на 1 сентября этого года, лишь 0,009% !!!/ из всех участвующих в пенсионной системе граждан обратились с заявлениями о выборе управляющей компании или переводе накопительной части своей пенсии в негосударственные пенсионные фонды. "Цифра не просто скромная, а катастрофически скромная", – сказал тогда выступавший на заседании министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Впрочем, Михаил Зурабов тут же придумал два красивых объяснения сложившейся ситуации: во-первых, рассылка "писем счастья" пришлась на летний период, когда активность населения очень низка, а во-вторых, повлияли на ситуацию и некоторые сбои в организации информационной компании /той самой, кстати, компании, на которую были выделены огромные деньги. И вот бы правительству потребовать отчета за провал: "где деньги, Зин?" Но нет – таких неудобных вопросов там задавать не принято/.
Электрошок для трупа – стресс для общества
Итак, то, что пенсионная реформа – труп, начинающий уже разлагаться со всеми сопутствующими этому процессу последствиями, признано всеми. И очевидно, что с этим надо что-то делать, иначе через некоторое время находиться с этим безобразием в непосредственной близости станет совершенно невыносимо. Варианта в такой ситуации два: циничный и дурацкий. Циничный: зарыть, забыть и попытаться родить что-то новое, более жизнеспособное. Дурацкий: делать почившему в бозе искусственное дыхание, встряхивать электрошокером и периодически выставлять разлагающееся тело на обозрение народу, с балкона махая за него ручкой. Правительство до конца отрабатывает второй вариант.
В прошлый вторник глава Пенсионного фонда России /ПФР/ Геннадий Батанов сообщил, что ситуация с дефицитом фонда такова, что "деваться некуда, придется решать вопрос о повышении пенсионного возраста". Немедленная реакция большинства СМИ на это "обнадеживающее" сообщение была такова, что уже в среду первым лицам правительства пришлось выступить с опровержением информации о повышении пенсионного возраста в России. " Правительство пока не рассматривает эти вопросы", - отреагировал в среду вице-премьер Александр Жуков, а Михаил Фрадков уклончиво заявил, что "все должно быть хорошо продумано ".
Опровержения, данные с такими оговорками, лишь подтвердили уверенность журналистов, что эта мера откладывается только на время. Информацию о повышении пенсионного возраста ПФР вбрасывает уже не первый раз. Правительство всякий раз ее опровергает. Цель игры очевидна: "Мягко подготовить людей, провести зондаж", - проговорился недавно Батанов.
Логика "тришкина кафтана"
По логике правительства, сейчас повышение возраста выхода на пенсию - единственный способ сбалансировать российскую пенсионную систему. Ведь уже в следующем году текущий дефицит ПФР составит 157 млрд. рублей. Закрыть его планируется за счет средств стабфонда, куда поступают сверхдоходы от высоких цен на нефть. Но "завязывать" бюджет ПФР на стабфонд опасно: как только цены на нефть упадут, под ударом окажется вся пенсионная система России. А дефицит ПФР будет с каждым годом нарастать - в связи с пенсионной реформой из бюджета ПФР будет отвлекаться все больше средств на накопительную часть пенсии.
Положение усугубляется демографической ситуацией в России, аргументируют свою позицию чиновники из правительства РФ - по данным Госкомстата, к 2016 году численность трудоспособного населения сократится на 10 млн. человек и на тысячу работающих граждан будет приходиться 516 пенсионеров /сейчас 445/. Кормить армию пенсионеров за счет налоговых поступлений работающих граждан ПФР не сможет. Уже сейчас фонд вынужден сокращать реальный размер пенсий: если в этом году пенсия составляла около 30% от средней зарплаты, то в следующем она будет равна 25,4%.
Поэтому ПФР предлагает людям - пока добровольно - работать на пять лет больше и отчислять в ПФР дополнительно 4% от зарплаты помимо налоговых платежей работодателя. Стимулировать "добровольцев" предполагается добавкой от государства еще 2%. Эта схема позволит гражданам увеличить свою пенсию на 70%, уверяет министр финансов Алексей Кудрин . Но, если люди не захотят сами продлевать себе трудовой стаж, обязательного повышения пенсионного возраста вряд ли удастся избежать.
"Это мировая тенденция. Во всем мире люди выходят на пенсию в 60-65 и даже в 70 лет", - вторит министру советник главы ПФР Владимир Вьюницкий .
Здесь необходимо остановиться и перевести дыхание. И вспомнить: а какими, собственно, аргументами оперировали правительственные чиновники еще два года назад, тогда, когда рьяно отстаивали необходимость проведения пенсионной реформы как таковой?!
Так этими же самыми – слово в слово! Правда, тогда по их словам выходило, что сама суть пенсионной реформы в том и заключается, что хронический дефицит пенсионного фонда при введении в действие реформы уже через год-два обернется в неизбежно растущим профицитом – от неуклонно растущих поступлений, и снижение реального размера пенсий будет невозможно в принципе. Грубо говоря, предполагалось, что поступающих денег будет так много, что их через некоторое время просто не будут знать, куда деть. Кстати, одним из главных аргументов как раз и была проблема надвигающейся "демографической ямы" - что и неудивительно – о ней было известно и два года, и пять, и десять лет назад. Но при этом господа реформаторы гневно отрицали саму возможность повышения пенсионного возраста – как же – мы всё только на благо населения, только на благо… Другое дело, что им, по сложившейся российской традиции, почти никто не верил: мол, "мели, Емеля, твоя неделя". Сами при этом опять же по укоренившейся традиции предпочитали начинать обеспечивать свою старость, рассчитывая только на себя - кто как может /о том, что россияне, достигшие пенсионного возраста, в большинстве своем и так работают потому, что вынуждены: на пенсию им просто не прожить – правительственные чиновники стыдливо умалчивают/.
Кстати, не лишним будет отметить и еще один момент: два года назад о сегодняшних ценах на нефть не заикался никто из "чиновников-прогнозистов". Тогда и $30 за баррель казались пределом мечтаний. А сегодня выходит: "если цены на нефть упадут…" А что это значит – упадут? До $30? До $20? И с какой, спрашивается, стати, они упадут, если все мировые экономисты в ближайшем будущем прогнозируют только рост цен на нефть: при войне в Ираке, при распухающей прожорливой китайской экономике, и т.д. и т.п.? И еще - не забываете ли вы, господа чиновники-реформаторы, что Черномырдин, к примеру, при всех его недостатках, будучи премьером, работал вообще в рамках $9-12 за баррель нефти?
Между тем: "Повышение пенсионного возраста - это не проблема нехватки денег в пенсионном фонде. И ее никак нельзя решать простым повышением пенсионного возраста. Никогда и нигде так не делалось. И это проблема не сегодняшняя и не завтрашняя. Эта проблема встанет в России, как минимум, через десятилетие. Да, лет через 10-15 ее придется решать тем или иным способом, но никак не сейчас. Все разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста сейчас - это спекуляция финансовых органов" – считает известный экономист, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы 3-го созыва Григорий Томчин .
Действительно, проблема "демографической ямы", которая ожидает Россию в течении ближайших 10-15 лет на самом деле очевидна. И то, что к ней надо готовиться, тоже ясно всем. Готовиться можно по-разному: или совершенствовать производство, повышать производительность труда за счет новых внедряемых технологий, развивать транспортную, экономическую и социальную инфраструктуры – то есть плавно перейти за счет имеющихся нефтедолларовых резервов на интенсивный путь развития страны. Или – что сейчас и делается – продолжать перераспределять выкаченные из недр нефтедоллары, латая "тришкин кафтан", затыкая дыры в одном месте и оголяя их в другом /при этом про наполняемость собственных карманов не забывая/: при таком , экстенсивном пути развития ни на что хорошее рассчитывать России, к сожалению, не приходится.
"Зондаж" заканчивается...
"Повышение пенсионного возраста для работающих граждан России – самый простой путь наполнения бюджета ПФР, если, конечно, не принимать во внимание возможность "попилить" стабфонд, – заявил "Газете.Ru" заместитель генерального директора "Национальной управляющей компании" Никита Коренцвит, – Чиновники Пенсионного фонда сначала легко добились исключения из пенсионной реформы самой экономически активной части населения – поколения нынешних сорокалетних и тех, кто чуть моложе. В итоге они и пенсионный возраст повысят, и примут активное участие в разделе средств Стабилизационного фонда. Никакой реальной системы сдержек и противовесов на сегодняшний день у нас не осталось".
Вот где собака зарыта: все разговоры о благе населения как всегда сводятся к банальному перераспределению нефтедолларов по чиновничьим карманам. Для этого и весь этот очередной сыр-бор затеян, для этого чиновники и не спешат предать забвению бренное тело давно почившей пенсионной реформы – на ней можно, оказывается, еще неплохо "бабок" срубить.
Таким образом, становится все более и более очевидно, что стадия "зондажа" по поводу повышения пенсионного возраста подходит к концу. Что будет следом - догадаться хватит и одной попытки.
Вместо PS
По продолжительности жизни мужчин Россия занимает 134-е место в мире, женщин - 100-е место.
Средняя продолжительность жизни в России в среднем чуть более 65 лет. У мужчин этот показатель является самым низким в Европе - 58,8 года. Женщины живут в среднем 72 года.