Аста ла виста, диггер...
Екатеринбург накануне Дня примирения и согласия, который, кажется, мы отметили в последний раз, посетила Елена Трегубова с презентацией своей новой книги “Прощание кремлевского диггера”. Сегодня скандально известную бывшую журналистку “Коммерсанта” знают благодаря ее опусу “Байки кремлевского диггера”. Но промоушна, как известно, много не бывает. Лишнее доказательство тому пресс-конференция, которую дала госпожа Трегубова в столице Среднего Урала, которую она сама в своих книгах называет не иначе как "Ё-бург". Первая книга журналистки была посодержательней, потолще, шрифт не такой букварьский, как в “Прощании”.
Елена Трегубова - довольно любопытный персонаж нынешней российской жизни. Декларировав себя как политического диссидента и в чем-то даже маргинала, она при этом свободно издает книжки, в которых поносит государственную власть, то и дело “переходя на личности”. Будучи московской журналисткой, на протяжении нескольких лет освещавших жизнь Кремля, она готова примерить на себя роль Юдифи, дабы спасти свое “бедное отечество”. Подобные феномены в реальной жизни встречаются не часто, так что интерес, который вызвала Трегубова у общественности, вполне объясним. Но неясным остается одно: что есть сама Елена Трегубова как явление?
На пресс-конференции в Екатеринбурге госпожа Трегубова, дабы сразу снять все вопросы об экономической стороне проекта "Прощания кремлевского диггера” и отмести все подозрения, что она ее наваяла исключительно по коммерческим соображениям, заявила екатеринбургским журналистам: “Я не разбогатела ни на первой книжке, ни тем более не разбогатею на второй. Тот копеечный процент, который я получаю с каждой книжки – это просто “кошкины слезы”, мне не хватает платить за квартиру каждый месяц”.
Цель для написания “Прощания”, по словам автора, была следующая: “Было очень много вопросов после первой книжки. Я устала давать интервью. Я решила, что это будет большое интервью”. На итервью и правда похоже. Самовлюбленной дамы самой себе. Эдакая тетеревица, которая просто токует в свое удовольствие.
Еще до “Прощания” Елена Трегубова уже осуществила, казалось бы, мечту каждого журналиста, которая заключается, как свидетельствовал герой довлатовского “Компромисса”, в создании полновесной цельной книги. Ей можно было бы позавидовать, если бы… Количество этих самых “бы” слишком велико, чтобы здесь их начать перечислять. Хотя бы то, что ее пытались взорвать в феврале сего года, или, точнее, покорежили взрывом железную дверь ее квартиры. Это и послужило поводом для написания “Прощания”, которая, как определила жанр книги сама писательница, довольно “желтая”.
Кстати, вокруг взрыва тоже слухи ходили разные. Большинство СМИ наперебой кинулись высказывать предположения, что так некоторые фигуранты "Баек" могут ей мстить или просто запугивают. Елена Трегубова официально сама придерживается этой теории. Но в тогдашнем "Московском комсомольце" высказывалась и такая версия: якобы взрыв – "не более чем рекламный трюк с целью привлечь к себе внимание". Мол, в издании скандальной книги Елены Трегубовой не последнюю роль играли люди "из окружения Бориса Березовского", который имеет склонность именно к таким "пиар-ходам",
Елена Трегубова причисляет себя к почти вымершему виду “честных журналистов”, то есть неподкупных, кои за правду и страдают. Насколько она неподкупна как журналист – судить не нам. Но когда человек сам о себе непрестанно повторяет: я не трус и не подлец, начинаешь поневоле подозрительно к нему присматриваться. Заявление писательницы, что лучшее доказательство правдивости ее слов – то, что никто из героев “Баек” не подал на нее в суд – довольно забавно. Подтвердить или опровергнуть сказанное в приватной беседе юридически невозможно, и это знает каждый, не говоря уж о московских журналистах.
“Журналист должен быть в оппозиции любому предмету своего описания”, - заявила московская журналистка своим коллегам из Екатеринбурга. Спасибо, конечно, за урок, Елена… Хотя, если мы говорим о взаимоотношениях журналистики и власти, то тотально нигилиствующий в отношении власти журналист, скорее, похож на собаку на сене, чем на борца за истину. Забавно, но народ, к которому причисляет себя и Трегубова, регулярно выбирает ту власть, против которой она принципиально “борется”.
Методы борьбы “кремлевского диггера” тоже весьма оригинальны. Александр Коржаков, написав книгу о Ельцине, вовсе не ставил перед собой героическую задачу по улучшению мира, а напротив, им руководило вполне плебейское желание – вылить ведро помоев на своего бывшего шефа. Автор же “Баек” хоть и не пишет, кто увел чью жену, но не брезгует поглумиться, прикрывшись маской сочувствия и ложного патриотизма, и над Борисом Николаевичем, и над его окружением. Меж тем реальной разоблачающей власть информации, к которой можно относиться с доверием и вниманием, в ее книжках мы не нашли. Увы. Здесь больше о сломанных каблуках, японских ресторанах, французских круассанах, и, безусловно, о самой центральной фигуре книги – Елене Трегубовой, которая живет полноцветнной жизнью столичной журналистки и просто не представляет как можно начинать день без стакана свежевыжатого апельсинового сока. В качестве совета - а спросите, госпожа Трегубова, как это может быть именно у представителей того самого народа, к коему себя и причисляете.
А вообще все-таки удивительно, чего еще надо нашим либералам? Какой свободы слова. Вот госпожа Трегубова. Ударясь в критику нынешней власти, поминутно крича об исчезновении неподцензурных СМИ, Трегубова ныне спокойно катается по стране, презентуя новые тиражи своих книжек. Так в Екатеринбурге московская журналистка заявила: “Я берусь утверждать, что практически все центральные газеты в Москве в той или иной степени подвержены внешней или внутренней цензуре. Нет ни одного издания в Москве, главный редактор которого отказался бы по звонку из Кремля или из министерства печати выполнить за деньги или без ту или иную просьбу: или снять материал, или смикшировать, или написать”.
Журнал “Огонек”, подняв вопрос о моде среди известных людей на откровенность, пришел к выводу, что “Байки кремлевского диггера” Елены Трегубовой “ничьей репутации, кроме ее собственной, не испортили и славы не стяжали. А если бы она искренне пыталась понять, что в ней после Кремля осталось человеческого, - интересная была бы книга. Потому что не осталось, похоже, ничего - и это тоже человеческая трагедия”.
В самом деле, метафорично обругав всех, кого представлялось возможным, журналистка Трегубова теперь, чисто гипотетически, может выполнять заказы тех, кого она хаяла в своих книжках. Заимев имидж “неподкупной”, теперь самое время его повыгодней продать… “Я не продаюсь”, - заявила бывшая журналистка “Коммерсанта” на пресс-конференции в Екатеринбурге, - “Мне никогда не было интересно писать за деньги. Это скучно ”. Когда настойчиво твердят о неподкупности /которая во всей этой истории является главным козырем Елены Трегубовой, ведь подобная заказная книжка не была бы столь интересна/, все же возникает вопрос: если гонорары Елене Трегубовой денег не приносят, а, по ее собственным словам, работать ее ни одно московское СМИ теперь не возьмет из-за ее “честности”, то на какие же средства она-таки живет и каким духом святым питается? Нет ответа… Ну, да впрочем, это не наше дело. Что на самом деле есть “Елена Трегубова” покажет жизнь. Возможно, она выпустит еще одну книжку, которая, конечно же, традиционно будет “о себе любимой”… Может быть, нам рано прощаться с диггером?