Владимир Аверченко: Уже можно говорить об инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального бизнеса
Накануне в уральском полпредстве прошло заседание, цель которого точно соответствует поговорке - "готовь сани летом...". Речь на специальном совещании, которое провели совместно уральский полпред Петр Латышев и руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Аверченко, шла о предстоящем осенне-зимнем периоде, вернее, подготовке к нему в УрФО. Понятно, что присутствие московского чиновника стало поводом расширить рамки беседы. А потому говорили и о строителтьстве жилья, и о реформе ЖКХ, и об ипотеке. Свой взгляд по тем же вопросам, правда, достаточно коротко изложил Владимир Аверченко и в эксклюзивном интервью телекомпании "Ермак". Ниже мы публикуем его печатную версию.
Вопрос: В аппарате полпреда прошло совещание, посвященное подготовке к зиме. Как Вы можете оценить готовность УрФО к предстоящему осеннее-зимнему периоду?
Владимир Аверченко: Если говорить о средне-российских показателях, то УрФО идет в рамках этих показателей, а в некоторых моментах даже опережает. Хотя есть и проблемы в рядах субъектов. Если брать опыт предыдущего периода, то он прошел без особых потрясений, стабильно. И я бы охарактеризовал текущее положение дел в УрФО, как стабильную, плановую работу.
Вопрос: В каких российских регионах уже сложилась критическая ситуация по подготовке к зиме?
Владимир Аверченко: Нас очень беспокоит Карякский АО, большие проблемы на Сахалине, на Камчатке. Есть проблемы на юге страны. Наиболее стабильными являются Центральный, Уральский и Северо-Западный федеральные округа.
Вопрос: Фигурирует ли в списке неблагополучных территорий Курганская область?
Владимир Аверченко: Да, есть проблемы в Курганской области. В частности в соблюдении жилищно-коммунальных стандартов, в части подготовки инженерных инфрастуктур, таких как водопроводы, канализация. Нас беспокоит медленный темп мероприятий по соблюдению выплат жилищных субсидий гражданам. Нас волнует то, что в Курганской области есть проблемы с организацией договорных отношений, как с квартиросъемщиками, так и по созданию конкурентный среды. Фактически в Курганской области нет ни одного предприятия, которое работало бы в конкурирующей среде в области ЖКХ.
Вопрос: А что касается долгов перед энергетиками? Насколько эта проблема остра для Курганской области?
Владимир Аверченко: Мы рассматривали и эти вопросы. Долги есть во всех субъектах. Сложилось понимание, что решать эти вопросы нужно путем переговоров, а не с помощью рубильника. Энергетики заявили, что рубильник из переговорного процесса они исключают.
Вопрос: Федеральная власть будет помогать таким проблемным территориям, как Курганская область?
Владимир Аверченко: В подготовке к прошлому осенне-зимнему периоду всем субъектам УрФО была выделена денежная помощь. По стране это вылилось в 5,5 млрд рублей. Заявка на этот год от федерального агентства Правительству РФ – 10 млрд рублей. Мы надеемся, что в ближайшее время этот вопрос будет решен. Но мы на совещании в аппарате полпреда говорили и о других проблемах. О том, что субъекты не используют свои собственные резервы. И за счет несоблюдения стандартов по округу недофинансирование предприятий ЖКХ составляет 700 млн рублей. Этот резерв должны использовать сами субъекты.
Вопрос: Стандарты устарели? Они будут пересмотрены?
Владимир Аверчено: Когда мы говорим о стандартах, мы говорим об уровне платежей населения. Этот стандарт таков, сегодня не более 22% от совокупного дохода семьи могут быть выплачены за услуги ЖКХ. В случае превышения этого порога семья может рассчитывать на субсидии. Что касается уровня тарифов, тот этот стандарт введен в размере 90%, 10% - субсидируется государством. Такой стандарт, на мой взгляд, является оптимальным и не требует перехода на 100% в этом году и позволяет перейти к доходности предприятий ЖКХ. Если говорить о цифрах прошлого года, то убытки в системе ЖКХ составили всего 10%, хотя эта сумма составляет порядка 80 млрд. рублей. А, учитывая те ресурсы, которые есть в ЖКХ по энергосбережению, оптимизации управления, уже можно говорить об инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального бизнеса.
Вопрос: Накануне Вы подписали соглашение с компаний "Региональные коммунальные инвестиции". Документ предусматривает работу по привлечению инвестиций в модернизацию ЖКХ. Такие же принципы в свое время провозглашали и при старте работы РКС. Получается, что создается альтернатива Российским коммунальным системам?
Владимир Аверченко: Мы рады, что есть внимание к коммунальному хозяйству со стороны крупного частного бизнеса. В ходе предварительных переговоров, а потом и в ходе подписания договоров я говорю бизнесменам, что настала пора заплатить за вхождение на коммунальный рынок. Это очень перспективный и стабильный рынок. В некоторых регионах уровень платежей составляет 92-98%, а иногда и 100%. Это говорит о дисциплинированности нашего населения. А масштабы этого бизнеса в стране настолько значительные, что можно сравнить с некоторыми отраслями промышленности. Поэтому мы в агентстве всячески стараемся пробудить интерес, чтобы создать конкурентную среду. Только за последний месяц мы подписали 4 соглашения с крупными промышленными структурами.
Вопрос: А можете назвать с какими?
Владимир Аверченко: "Межрегиональные коммунальные системы", "Фонд содействия развитию регионов", "Межрегионгаз", вот Базовый элемент создал "МКИ". Есть еще "Российские коммунальные системы". Всего таких компаний на общефедеральном уровне - 8. Они создают свои дочки на территориях, и мы считаем, что эта работа должна идти не с точки зрения получения собственности ЖКХ для крупных инвесторов, а на условиях долгосрочной аренды. И вся работа должна быть направлена не на повышение тарифов, а на минимизацию расходов, на энергосбережение и за счет этого - оптимизацию бизнеса, получение хоть небольшой, но прибыли.
Вопрос: РКС первыми появились на коммунальном рынке. Как Вы можете оценить их работу?
Владимир Аверченко: РКС уже сыграли свою историческую роль. Они подали сигнал частному бизнесу. Они уже работают в ряде регионов. Пока мы можем охарактеризовать эту работу, как положительную. В некоторых регионах она продолжает оставаться убыточной, но РКС идет на это, вкладывает свои деньги в надежде на улучшение ситуации и получение прибыли. За чет чего РКС могут получать прибыль? Я назову такие цифры, они общеизвестны. На отоплении одного квадратного метра в России расходуется 80 литров условного топлива, на отопление одного метра в Германии – 3 литра. Хотя, конечно, там потеплее. Но вот Швеция - страна, схожая с нами по климатическим условиям, там расходуется в год на отопление одного квадратного метра до 18 литров условного топлива. То есть экономия у нас может быть в 4 раза. Когда мы посчитали потери и что нужно сделать для оптимизации отопления, то выяснилось, что на обычной трехкомнатной квартире можно снизить расход газа в 10 раз! У нас просто безграничный объем работы по сокращению расходов. Простым языком – надо навести порядок.
Вопрос: По данным статистики в ветхом и аварийном жилье, износ которого составляет 90% проживает сейчас около 5 млн россиян. Как Вы собираетесь эту проблему решать?
Владимир Аверченко: Наша аналитика показывает, что сейчас в России 3,2% признано ветхим, аварийным фондом. Это жилье, в котором нельзя проживать. Но там живут люди. Есть тенденция к увеличению ветхого жилья. Связано это с несколькими причинами. Прежде всего, с историей нашего жилищного сектора. У нас большое количество жилья построено до 70-го года. Такого жилья у нас 2,3%. Фонд не обновляется, так как страна катастрофически мало строит. В прошлом году было построено 37 млн. кв. метров. Вроде бы, много, но это всего 0,25 кв. метра на одного жителя страны. А чтобы удовлетворить потребности населения в жилье, в год нужно строить по 1 кв. метру на человека. То есть, увеличить объемы строительства в 4 раза. Мы отстаем и по количеству квадратных метров на человека. У нас всего на одного человека полагается 20 кв. метров, а в США, например, 68. Первая и самая важна задача – привлечь деньги населения по ипотеке. Сейчас в Госдуме находятся законодательные акты, по совершенствованию рынка жилья. В том числе и по ипотеке, чтобы у граждан была возможность купить жилье, но откладывать оплату на 10-20 лет. Такого населения в стране – 30%. Те же граждане, которые не могут даже воспользоваться ипотекой, должны пользоваться социальной поддержкой государства, то есть получать жилье бесплатно.
Вопрос: А вот согласно новому Жилищному кодексу, в стране сократится количество людей, которые смогут получать жилье бесплатно.
Владимир Аверченко: Если это человек работающий, и по своим доходам попадает в ту категорию, которая может расплатиться за жилье в течение 20 лет, то зачем ему ждать? Он может воспользоваться ипотекой. В этом и задумка, чтобы люди не ждали, когда получат жилье, а старались заработать его сами.
Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы