АвиаМАКСимум
На прошедшей накануне в Жуковском выставке МАКС-2005 были, кажется, все представители авиационной и космической отрасли России. В том числе и представители из УрФО. По словам непосредственных участников событий, выставка, которую организаторы назвали крупнейшей за все время проведения, действительно удалась.
По некоторым оценкам, проведение Московского авиационно-космического салона обошлось в $20-25 млн. При этом бизнес авиасалона сегодня – это не только предоставление выставочных площадок в аренду. Достаточно большую долю прибыли дает туристическая инфраструктура и сервисное обеспечение салона. МАКС сегодня уже не просто аббревиатура, а самостоятельный бренд, пусть пока и не зарегистрированный официально, но позволяющий повышать цены за те или иные услуги. В том числе и за счет этого и идет постоянное увеличение оборотов выставочного бизнеса. Фактически, названная сумма всего в 4 раза меньше, чем та, в которую оценивается подобная международная выставка в Ле Бурже, но у МАКСа есть одно неоспоримое преимущество – авиасалон в Жуковском еще не вышел на пик своих возможностей – он развивается, причем, чрезвычайно динамично. Так, например, выручка салона с конца прошлого века выросла примерно в пять раз, а чистая прибыль – почти в восемь раз. При этом мнения разделились – если кто-то считает, что салон отходит от "показушности" и делает основной упор на бизнес, то для кого-то основной частью МАКС-2005 стала именно показательная программа.
Фактически, МАКС с самого начала взял высокую планку. В 1992 году, на первой выставке, выступило порядка 200 предприятий из России и из-за рубежа. В этом году число участников перевалило за 700. Неудивительно, что в 2005 году общая сумма заключенных во время проведения салона договоров превысила $1 млрд, а количество только иностранных предприятий – уже три с половиной десятка. В общем, МАКС со временем становится уже не узкоспециализированной "тусовкой" профессионалов от авиации, но вполне серьезной площадкой для бизнеса. Не последнюю роль в этом играет и годами создаваемая инфраструктура салона. Ее необходимость обусловлена самой спецификой выставки. Трудно представить, чтобы до места ее проведения "своим ходом" добиралась баллистическая ракета или новая модель космического аппарата. Со временем, естественно, инфраструктура выстроится полностью и тогда, когда уже расходы пойдут не на создание, а лишь на дополнение и поддержание в рабочем состоянии уже имеющейся, можно ожидать, что прибыль организаторов резко увеличится. Фактически, считают эксперты, чтобы МАКС можно было полноценно сравнивать с салоном в Ле Бурже, надо довести число иностранных компаний до полусотни и увеличить в два - два с половиной раза сумму заключаемых контрактов. С учетом темпов роста МАКСа как в плане количества участников, так и сумм заключаемых на выставке договоров, это вполне реально уже в ближайшие годы.
Не последнюю роль в развитии МАКСа сыграли уральские предприятия. И это неудивительно, учитывая то, что на Урале сохранилось большое количество оборонных заводов и КБ. В этом году УрФО в Жуковском представляли 11 предприятий. Уральцы оценивают свое участие в МАКСе как весьма и весьма удачное. По их словам, во время проведения салона они нашли множество новых партнеров, подтвердили свои отношения со старыми и получили перспективные предложения для своих предприятий.
"В целом для предприятия выставка прошла достаточно успешно, - заявил Накануне.RU и.о. заместителя генерального директора по связям с общественностью Каменск-Уральского металлургического завода Геннадий Федоров, – Мы представляли там нашу продукцию – изделия из алюминия и сплавов, которые применяются в авиационной и космической промышленности. В ходе проведения салона было заключено несколько договоров, но о суммах и деталях говорить пока рано – сейчас как раз идет обсуждение деталей. Достаточно интересно пообщались со смежными предприятиями. Получили интересные предложения в наш адрес. Так, например, нам предложили приборы неразрушающего контроля за качеством выпускаемой нами продукции. Прошел ряд встреч, по итогам которых мы надеемся на заключение договоров в будущем".
Естественно, на международной космической выставке приняли участие и ракетостроители из Миасса Челябинской области.
"Мы принимали участие в Московском международном авиакосмическом салоне уже в седьмой раз, - сказал в интервью Накануне.RU ведущий специалист по маркетингу Государственного ракетного центра "КБ им. академика В.П. Макеева" Сергей Егоров, - В этот раз Государственный ракетный центр "КБ имени академика Макеева" был представлен в составе объединенной экспозиции Роскосмоса, что позволило нам наиболее полно представить нашу фирму среди других ведущих предприятий космической отрасли России".
Баллистическая ракета, за запуском которой недавно наблюдал президент Владимир Путин, а за ним – и весь мир, тоже была разработана на Южном Урале.
"Большой всплеск интереса к ГРЦ вызвал прошедший 17 августа успешный запуск разработанной в ГРЦ баллистической ракеты, за которым наблюдал Президент России, верховный главнокомандующий Владимир Путин, - рассказал Накануне.RU Сергей Егоров, – Но и в другое время интерес к нашему предприятию не ослабевал. В целом за время проведения салона состоялось более пятидесяти деловых встреч с российскими и зарубежными партнерами. Прошли плодотворные переговоры с делегациями Европейского космического сообщества и европейских стран по вопросам современных средств выведения в космос и запуска исследовательских аппаратов ракетами "Волна" и "Штиль", разработанными в ГРЦ".
Кроме военных и общегражданских новинок, уральские ракетчики представили уникальную разработку, особенно актуальную после декабря прошлого года.
"У специалистов большой интерес вызвал созданный в ГРЦ совместно со специалистами Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Российской академии наук малый исследовательский спутник "Компас", предназначенный для прогноза землетрясений, - отметил Сергей Егоров, - После прошлогодних катастрофических землетрясений в Азии ряд стран этого региона выразили готовность к сотрудничеству в сфере прогноза природных и техногенных катастроф. Обсуждение перспектив этого сотрудничества продолжилось и на МАКСе. Результаты работы малого космического аппарата "Компас", запуск которого намечен на конец 2005 года, с нетерпением ожидают специалисты многих организаций. Кроме прочего, это направление работы открывает перед нами большие перспективы и дает возможность ГРЦ выйти на рынок малых космических аппаратов".
"Я считаю, что салон действительно был одним из крупнейших за всю историю его проведения, - поделился Сергей Егоров с Накануне.RU, - Может, и не было особенно ярких событий именно для нас, но прошел ряд переговоров по вопросам сотрудничества, о которых пока рано говорить более детально, но я считаю, что у нас есть хорошие перспективы по ряду позиций. В целом мы считаем участие ГРЦ в МАКС-2005 успешным и плодотворным".
Одной из самых посещаемых экспозиций выставки стала и экспозиция Уральского оптико-механического завода (УОМЗ). Среди контрактов, заключенных заводом, многие были даже на правительственном уровне.
"Во время проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2005 УОМЗ подписал контракт с ВВС Словакии по сервисному обслуживанию аппаратуры в составе самолетов МиГ-29, - сообщили Накануне.RU в пресс-службе предприятия, – Кроме того, УОМЗ провел переговоры с китайскими и индийскими военными делегациями. Встречи прошли вполне плодотворно, на них были подтверждены все договоренности, которые были достигнуты во время рабочей поездки представителей УОМЗ в Пекин в июле 2005 года. Поставки по первому контракту с армией Китая начнутся уже в октябре. Во время встреч с индийскими представителями сотрудники УОМЗ обсудили ход выполнения уже заключенных контрактов".
Не обошли вниманием представители УОМЗ и страны ближнего зарубежья.
"На МАКС-2005 руководство Уральского оптико-механического завода и главком ВВС республики Армения договорились о проведении авторского освидетельствования уральской авионики на самолетах Су-25, которые находятся на вооружении армянской армии, - добавили в пресс-службе УОМЗ.
Учитывая то, что основной сферой влияния на международном рынке России остаются южноазиатские страны, в числе зарубежных партнеров УОМЗ были представители этих государств.
"С военным атташе Вьетнама мы обсудили вопросы обслуживания оптико-электронных систем, выпущенных УОМЗ, на самолетах Су-27, - рассказали Накануне.RU в пресс-службе предприятия, - С ВВС Турции оговорены рабочие моменты участия в тендере на поставку российских вертолетов, оборудованных оптико-электронной прицельной станцией производства УОМЗ. В Малайзии же в скором времени собираются открыть сервисный центр по обслуживанию самолетов МиГ-29 и Су-30МКМ. Скорее всего, меморандум будет подписан в декабре на выставке "LIMA-2005".
Очевидно, что прошедшая выставка была успешной не только для России в целом, но и для уральских промышленников. Как сообщили практически на всех предприятиях, итоги выставки полностью удовлетворили все ожидания делегаций. Единственное, что может вызывать сожаление – это тот факт, что большая часть контрактов, как всегда, была заключена с представителями иностранных государств. Планы по покорению российского рынка, видимо, придется отложить на следующий год. В 2006 году основному покупателю подобной техники – военному ведомству - бюджетом России будет выделено в несколько раз больше средств, чем в 2005. По крайней мере, так это прописано в сегодняшнем проекте главного финансового документа страны на следующий год.
Краткая справка. Предприятия УрФО, принимавшие участие в выставке МАКС-2005:ВСМПО-АВИСМА Верхняя Салда, УПКБ "Деталь", Каменск-Уральский, Уральский завод электрических соединителей "Исеть", Каменск-Уральский, Каменск-Уральский металлургический завод, Каменск-Уральский, ГРЦ "КБ им. академика Макеева", Миасс, НИИмаш, Нижняя Салда, ОКБ "Новатор", Екатеринбург, РОСоружие, Златоуст, Уральский приборостроительный завод, Екатеринбург, Уральский завод гражданской авиации, Екатеринбург, Уральский оптико-механический завод, Екатеринбург, Уральский центр развития международного сотрудничества, Екатеринбург, Уральский электрохимический комбинат, Новоуральск, Авиакомпания "ЮТэйр", Ханты-Мансийск.