Автоэкология добралась до России
Что такое экологические нормы "Евро-1" или "Евро-4" знает любой автомобилист. Европейцы, давно понявшие, что окружающую природу надо беречь, ввели для техники, в том числе и автомобилей, нормативы по предельно допустимым концентрациям (ПДК) в автовыхлопах токсичных и просто вредных веществ. Россия, несмотря на свое стремление сблизиться с Европой, такие нормы вводить упорно не желала. На одном из первых мест среди причин, как нетрудно догадаться, оказалось лобби отечественных автопромышленников.
Отечественный автопром уже давно в конкурентной борьбе предпочитает использовать не повышение качества, а защиту со стороны государства. Не секрет, что даже подержанные иномарки дадут фору любой отечественной модели практически по любым параметрам, а уж тем более - экологичности. Напомним, что несколько лет назад разразился нешуточный скандал, когда выяснилось, что даже только-только сошедшие с конвейера ВАЗы могут пройти российский техосмотр "через одного".
Но стоит отметить, что меры противодействия импортным "железным лошадкам", не касающиеся экологии, были гораздо заметнее. В качестве основного пути облегчения жизни российским автозаводам, как известно, выступали таможенные пошлины и их постоянное повышение. Но сказать, что эти меры были эффективны, значило бы погрешить против истины. Да, продажи того же ВАЗа в результате возрастали. Но автолюбители все равно стремились накопить и купить пусть десятилетнюю, но иномарку, вместо новой (а уж тем более подержанной) отечественной "легковушки".
Но вернемся к экологии. 21 октября в "Российской газете" правительство опубликовало свое постановление "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой". Отныне в России появился свой аналог европейских норм "Евро". На деле каких-то особенных российских нормативов не появилось. В правительстве лишь убрали название "Евро". В России "Евро-1", например, будет просто называться "Экологический класс автомобильной техники 1", а все значения ПДК взяты из решений Европейской экономической комиссии ООН.
В силу новое постановление вступает через полгода после официального опубликования. То есть – 21 апреля 2006 года. Тогда будет введен 2 класс экологической безопасности. В соответствии с ним в атмосферу машины должны выбрасывать не более 55г/кВт*ч угарного газа (СО), и не более 2,4 г/кВт*ч углеводородов (СnНm). В данном случае кВт*ч – мощность двигателя. Одна лошадиная сила, в которых россияне привыкли измерять мощность своих "железных коней" – 0,755 кВт. Исходя из этого, можно рассчитать, что двигатель "Жигуля", мощностью в 80 л.с., "имеет право" "выбросить" в атмосферу чуть больше 3 кг СО, и около 45 г углеводородов.
Нормы 3, 4 и 5 будут введены соответственно с 1 января 2008, 2010 и 2014 годов. По 4 классу (5 пока не публикуется) максимум СО должен составлять 4г/кВт*ч, а углеводороды – 1,1 г/кВт*ч.
Сейчас в России действуют другие нормативы: при прохождении того же техосмотра СО не должно превышать 4,5% для автомобилей до 1987 года выпуска, а для более поздних – без катализатора – 3,5%, с катализатором – 1%. В принципе, пока что волноваться автолюбителям не стоит. Прохождение техосмотра, как нас заверили в ГИБДД, будет проводиться по старым правилам.
Вообще трудно сказать, на что именно повлияет нововведение. Техосмотр, как уже указано, проводится по старым правилам. Есть версия, что класс экологической безопасности может повлиять на величину транспортного налога. Но и это пока лишь на уровне слухов. Для такого нововведения надо менять Налоговый кодекс, о чем речи пока нет.
В автоинспекциях УрФО о нововведениях слышали, но как именно это будет выглядеть пока не знают.
"Нам на совещании сообщили, что в техпаспортах появляется 13-я графа, в которой будет указываться класс экологической безопасности, - сказал Накануне.RU начальник отделения технического надзора УГИБДД УВД Курганской области подполковник милиции Сергей Ганьшин, – Но как именно будут определяться эти классы и на что они будут влиять – мы пока не знаем".
Примерно та же ситуация и в Тюмени.
"Нам пока не пришло никакое постановление, - рассказал Накануне.RU сотрудник Тюменского городского управления ГИБДД, – Про то, что вводятся классы мы знаем – прочитали в газетах. Но как именно – информации нет. Техосмотр мы, во всяком случае, будем проводить по нашим нормам, да и транспортный налог, насколько я знаю, менять не собираются".
Вариант Европы, где на машины, не соответствующие необходимому классу автомобили запрещаются или ограничиваются в эксплуатации в России явно не пройдет. Слишком много старых "копеек" и "шестерок" принадлежат пенсионерам, которые ездят на них в свои огороды. А о том, как пенсионеры перекрывают трассы, власть помнит еще с закона о монетизации льгот.
Водители, между тем, о нововведениях пока не знают.
"У нас многое ввести "по-европейски" пытались, еще с Петра Первого начиная, - рассуждает автолюбитель Андрей, – Вот только всегда почему-то получается по принципу "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Вот введут они эти нормы, и что? Отечественные автомобили в большинстве своем не будут им соответствовать. Им же придется нормы отменять, автопромышленники никогда не дадут так сильно к себе в карман залезть. Ведь если транспортный поднимут для "грязных", то отечественное-то никто покупать не будет – все равно налоги всю экономию "съедят".
Таким образом, наиболее достоверная версия все же именно "налоговая". Таким образом, правительство, в случае, если у него хватит сил сопротивляться лобби автопрома, действительно может стимулировать внедрение новых экологически чистых технологий на отечественных автозаводах. На данный момент процентное соотношение иномарок и отечественных автомобилей, если не учитывать Калининград и Дальний Восток, пока еще держатся в пользу "наших". На Урале практически во всех регионах большинство составляют отечественные автомобили. Но это – пока. С введением дифференцированной ставки транспортного налога, зависящей от "чистоты", ситуация может кардинально поменяться. И если автопроизводители не сумеют играть по новым правилам, то "народной" машиной станет уже не ВАЗ, а "Форд" или "Дэу".