БАЛЛовство ГАИ-шников не за горами...
Правительство РФ одобрило проект федеральной программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг". На реализацию программы на шесть лет планируется затратить 52 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 21 млрд руб. Деньги пойдут на обучение правилам дорожного движения школьников, разработку новых программ подготовки водителей, усиление контроля за движением на дорогах, введение новых знаков и светофоров. Кроме того, предлагается использование вертолетов для спасения людей в ДТП.
Фото: foto.gazetazp.ru |
Цель программы – сократить количество ДТП и число погибающих в них в 1,5 раза, поскольку ежедневно в России гибнет порядка 100 человек. А количество аварий, после того как в 1997 году отменили балльную систему, по словам инспекторов ГИБДД, резко скакнуло вверх. Потому одним из пунктов новой программы значится возврат старой системы контроля - балльной системы, более действенной, чем та, что существует сегодня. И, думается, что опасность потерять права подстегнет водителей быть более внимательными и требовательными к себе на дороге.
"Мы сегодня имеем такую ситуацию, когда при нежелании заплатить штраф принцип неотвратимости наказания не работает. При желании любой водитель может уйти от ответственности", - сказал первый заместитель главы МВД Александр Чекалин.
Он указал, что при нынешней системе ГАИ не имеет досье на водителей. В результате за легкие нарушения автовладельцев иногда жестко наказывают, а к закоренелым нарушителям проявляют совершенно неоправданный либерализм. Поэтому сейчас будет создаваться база в электронном виде, на бумаге также будут делаться соответствующие пометки. Сотрудники ГИБДД предполагают, что в рамках этой балльной системы будет введен талон-предупреждение, как это было раньше, на котором будут фиксироваться нарушения. Параллельно информация на данного водителя будет заноситься в компьютер. Например, набрал водитель 15 баллов, инспектор составляет протокол и отправляет в суд. Там решают, на какой период времени лишить его прав.
Уже сейчас в отделения ГИБДД на местах устанавливается программа "Административная практика", с помощью которой будут фиксироваться эти нарушения. Единственное, из нее будут убраны мелкие нарушения, останутся только серьезные. Кстати, ремень безопасности в эту категорию не попадет. В этом направлении как раз предполагается ужесточение ответственности. К мелким, начальник ГИБДД Свердловской области, полковник милиции Юрий Демин, отнес техосмотр.
Он также уверен, что правила сегодня знают все, не хватает просто дисциплинированности на дорогах. Кроме того, на 50% не оплачиваются штрафы. Введение балльной системы должно будет исправить эту ситуацию.
Пресс-секретарь ГИБДД Челябинской области Константин Котов всецело поддерживает принимаемую меру контроля: "В некоторых странах за нарушение ПДД предусмотрен большой штраф и нередко лишение свободы. Что сегодня имеем мы? Водитель сбил человека и поехал. У нас попался пьяным, лишили прав, а наказания никакого нет. Есть такие прецеденты, когда человек лишен на 200 лет вперед. Лишить автомобиля мы не имеем права". |
Между тем, поддерживая балльную систему, заместитель начальника УГИБДД УВД Курганской области, полковник милиции Геннадий Сачек все же считает, что самая эффективная система была, когда в правах ставились три просечки: "Две заработал, на третью права забираются. Хотя балльная система в тех странах, где она существует, оказывается действенной".
При всей положительности такого контроля председатель Свердловской областной общественной организации "Союз автомобилистов" Геннадий Бурлуцкий уже предвидит изъяны, которые может вызвать эта система: "Этот подход правильный. Хотя иногда я чувствую субъективность подходов. Водитель останавливается возле знака "Стоп", рядом гаишник. Задерживает водителя, и начинаются споры о том, остановился он или на пол-оборота колеса нет. И водителю платить штраф приходится. То есть сотрудник ГАИ сурово и строго будет подходить к этому, может быть, не всегда объективно".
Вместе с тем, озаботились представители власти после выступления Президента и качеством подготовки водителей. Действительно, выпускники автошкол со стажем 1-2 года, по статистике, совершают аварии чаще: каждый пятый пополняет ряды попавших в ДТП. Для этого собираются изменить условия приема экзаменов. Теперь вместо одного инспектора ГИБДД принимать экзамены у курсантов будет несколько человек: специальная комиссия, а не автоинспекторы. |
МВД предлагает создать комиссию из представителей госавтоинспекции, "транспортной организации", страховых компаний, которые занимаются ОСАГО, муниципалитета и общественности. Страховщики, по словам Александра Чекалина, должны присутствовать в комиссии, потому что сегодня действует система, когда страховая компания может предъявить иск автошколе в случае, если причиной ДТП с тяжелыми последствиями был молодой водитель со стражем вождения менее 1 года.
Фото: Николай Галкин www.itogi.ru |
Введение такой большой комиссии, считает Константин Котов, связано с тем, что автошколы часто жалуются на коррумпированность инспекторов ГИБДД, принимающих экзамен. Для того, что прекратить эти разговоры, необходимо набрать в комиссию независимых экспертов.
"Цель коммерсанта, прежде всего, заработать деньги, поэтому ему не важно, как обучен человек. Руководитель школы курсантов говорит, что он как следует подготовил курсантов, а гаишник придирается необоснованно", - поясняет Константин Котов.
Пока точно еще неизвестно, как будет работать эта система: будут ли принимать экзамен эти люди вместе с инспектором и путем всеобщего голосования решать, стоит давать права или нет, или же, не дай бог, разделятся и будут оценивать курсанта на разных этапах сдачи: одни теорию, другие – эстакаду, третьи – вождение. Как такая система повлияет на качество выпускаемых водителей, при том что вождение в автошколах по-прежнему будет составлять 30 часов, а где-то и того меньше, непонятно. Разве что подстегнет самих курсантов искать другие способы обучения: платить тому же инструктору по вождению за дополнительные занятия или, еще не сдав на права, уже нарушать правила и кататься вечерами с опытными водителями-родственниками. Устранит ли это коррупцию, тоже вопрос. А вот увеличение количества часов, отводимых на обучение, все инспекторы считают необходимым шагом.
"Мы и бьемся за увеличение часов по водительской подготовке. У нас было 80 часов по вождению. Сейчас 30, а транспорта стало в 10 раз больше. Раньше этим занимался ДОСААФ, где не меньше 60 часов обучали", - рассказывает Накануне.RU Константин Котов.
Фото: www.alebedev.ru |
Также считает Геннадий Бурлуцкий: обучать водителей нужно не меньше полугода, а присутствие на экзамене нескольких человек не должно смущать будущего водителя, которому придется возить большое количество людей: "На защите диплома тоже много человек. Каждый, естественно, напрягается, но факт необходимый, поскольку в дальнейшем это связано с жизнями людей. Полгода необходимо обучать, потому что за месяц - два осуществить практику невозможно".
Добавим также, что в рамках программы планируется начать усиленные проверки автошкол (какое число часов "откатывает" курсант, как посещает занятия) и ввести систему наказания для них в том случае, если выпускник совершил аварию на первом году езды.
Если с введением нового механизма проверки автошкол и, тем более, балльной системой можно и, наверное, необходимо согласиться, то вот с введением 24 новых дорожных знаков возникает много вопросов "зачем". Напомним, что для предупреждения о наличии "лежачих полицейских" будет использоваться знак "искусственная неровность", а перед постами ДПС знак "Стоп" заменится на "Контроль". Знаки "только направо" и "только налево" будут обозначаться не прямыми стрелками, а, как в Европе, закругленными. Для улучшения транспортного движения введут еще два дорожных знака - "Затор" (на нем изображено несколько машин в красном треугольнике), а второй будет показывать, на какой радиостанции при въезде в тот или иной город лучше всего искать информацию о дорожном движении. Также появятся знаки "Пляж", "Опасная обочина" и др. Спрашивается, зачем вводить сразу столько новой информации, которая вполне может "запудрить" мозги и даже вызвать неразбериху на дороге?
"24 знака? Хоть всех через экзамен пропускай, надо же и зону его действия и время действия знать. Считаю, что это действие неправильное. В таком объеме нельзя обновлять правила движения", - считает Геннадий Бурлуцкий. |
С другой стороны, тот же знак "Затор" кажется вообще бессмысленным. Там, где пробки образуются, как правило, и нет возможности объехать по-другому, а если и есть, то через такие дали, что быстрее получится отстоять в ней. В тех местах, где заторы возникают, как правило, не знаки уже надо ставить, а расширять дороги.
Фото: Российская газета |
Кроме того, возникает вполне закономерный вопрос, не заставят ли водителей пересдавать на права в связи с введением такого количества дорожных знаков? Сотрудники ГИБДД считают, что этого не произойдет, поскольку может быть вызван всеобщий переполох, но ознакомиться с новыми правилами водителям придется.
"Думаю, что пересдавать на права никто не обяжет. Знаки переделываются по европейским стандартам, ничего сверхъестественного тут нет, будут изменены указывающие и предписывающие знаки, в основном", - говорит Накануне.RU пресс-секретарь ГИБДД Челябинской области.
Это основные направления, которые должны будут реализовываться в ближайшие шесть лет в рамках федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения. Однако в рамках той же программы рассматривался еще и вопрос о получении прав 16-летними подростками, но пока он остался за кадром, поскольку отдан на проработку с психологами: способны ли дети управлять транспортным средством в этом возрасте. И пока на неопределенное время повис в воздухе. Что же касается самой программы - думается, она все-таки в бо льшей степени должна будет способствовать уменьшению ДТП и нарушениям на дорогах. В частности, она поспособствует и увеличению - полномочий сотрудников ДПС, которые теперь всегда смогут припугнуть лишением прав…