24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Бедность не порок или бедность за порог!

Вопрос о богатых и бедных, наверное, никогда не изживет себя. Человек отрабатывает смену, получает деньги, а его зачисляют в категорию бедных. Почему? Жизнь оказывается дороже его заслуженной зарплаты. Есть, конечно, такие, что пропивают полученные крохи, кто–то просто не в состоянии зарабатывать на кусок хлеба, но пока не о них.  А те, кто трудится? Странно получается, в стране с большим количеством природных ресурсов, нефти, газа и т.д. число бедных, по данным Росстата, составляет практически 20%, субъективно в России 40% причисляют себя к бедным. Почти половина.

В очередном Послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил об угрожающих показателях бедности в стране и насущной необходимости что-то с этим делать. Как известно, послание - это такой своеобразный свод задач для российской власти на ближайший год, как минимум. Согласитесь, интересно бы узнать в таком случае, а что, собственно, делают региональные власти в этом плане? Или не делают ничего?

Итак, картина по бедности в регионах УрФО очень разношерстная и по цифрам прожиточного минимума, и по количеству бедных. Ясно прослеживается закономерность: чем хуже экономическое положение региона, тем ниже прожиточный минимум и, в то же время, больше бедных. В Курганской области показатель бедности самый высокий. Среднедушевой прожиточный минимум в Зауралье составляет 2573 рубля. Здесь число людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, т.е. находящихся за чертой бедности, составляет примерно 36,5% (порядка 300 000 человек). Низкий показатель доходов населения в Курганской области руководитель Управления труда Анатолий Шелепов объясняет тем, что затраты на питание в структуре прожиточного минимума составляют 39,9%. По правилам мировой экономики, если более 30% дохода человек тратит на продовольствие, его можно считать бедным.

В целом же, судя по последним трем-четырем годам, фиксируется устойчивая тенденция к снижению количества бедных в Курганской области.

Примерно на одинаковом уровне находятся показатели бедности в Челябинской и Свердловской областях. В Челябинской области, по данным территориального органа госстатистики, численность малообеспеченного населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в этом году составила 636,7 тысяч человек или 17,93 % от общей численности населения области. За порогом бедности в области проживает более 73 тысяч человек (2,1%), доходы которых в 2 раза меньше величины прожиточного минимума (2275 рублей). В крайней бедности находятся около 3 тысяч человек (0,1%), доходы которых в 4 раза меньше величины прожиточного минимума. В среднем эти люди получают по 1834 рубля.

По данным статистиков Свердловской области, около 18% жителей Среднего Урала имеют доходы ниже прожиточного минимума. 792 тысячи среднеуральцев живут за чертой бедности, около трети из них - сельчане. Их месячный доход ниже прожиточного минимума (2500 рублей в месяц). При этом 520 тысяч среднеуральских бедняков нетрудоспособны. В основном, это пенсионеры, а также дети и инвалиды.

Самые низкие показатели бедности отмечаются, естественно, в Югре, на Ямале и в  Тюменской области. Число малообеспеченных граждан, чей доход ниже 2 500 рублей, составляет в Тюменской области 15,5% (210,6 тысяч человек) от общей численности населения, из них 37% (77,5 тысяч человек) - заняты на малооплачиваемых работах или не работают, хотя трудоспособны. На Ямале при прожиточном минимуме 4 924 рубля бедных 3% (15 300 человек). В ХМАО при почти таком же прожиточном минимуме – 4% (57 100 человек). При этом "коэффициент Джини", указывающий на степень социального расслоения населения по доходам, составил в Ханты–Мансийском автономном округе-Югре – 0,442, Ямало-Ненецком – 0,462, на юге области – 0,412. Чем ниже этот коэффициент, тем лучше ситуация в регионе, тем равномернее распределение доходов.

В паре с ним рассматривается и децильный коэффициент – отношение доходов самых богатых 10% населения к 10% самых бедных. В России показатель децильного коэффициента колеблется в пределах 14–15 единиц, что превышает норму в 2 раза и указывает на то, что разлет между богатыми и бедными очень большой, а, значит, положение уже критическое. Как сообщает АПН, на самом деле, эти цифры "приглаживают" реальную остроту проблемы. И доходы, которые имеют богатые и бедные, помимо прожиточного минимума, существенно различаются: "Если проводить сравнение корректно — после вычитания физиологического минимума, то в России фондовый децильный коэффициент будет равен не 15, как утверждает правительство, и не 23, как утверждают ученые РАН, и даже не 36, как утверждают американские ученые — он будет измеряться тысячами! Ибо превышение доходов над физиологическим минимумом у самых бедных десяти процентов российских граждан приближается к нулю ". Цифры указывают на критическое положение. Возможно, оно-то и заставляет  40% россиян называть себя бедными.

И вот что любопытно. При такой ситуации наибольшую активность в борьбе с проблемой проблем - бедностью проявляют как раз те, у кого все более-менее в ажуре на фоне российской действительности. 

В Югре и на Ямале, где бедных и так по пальцам сосчитаешь, на местном уровне приняты законы об адресной социальной помощи в ХМАО и социальной поддержки в ЯНАО, где поддержка населения осуществляется за счет предоставления льгот малоимущим. Так, например, за детские сады родители платят только 50%, возмещаются расходы на продукты питания беременным женщинам с момента постановки на диспансерный учет и кормящим матерям в течение одного года после родов, а также студентам и учащимся. Кроме того, правительство округа оплачивает и проезд школьникам и учащимся вузов во всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси).

На заседании правительства губернатор Тюменской области Сергей Собянин недавно, например, заявил, что все социальные службы области, муниципалитеты должны иметь информацию о каждой малообеспеченной семье: из кого состоит, в каких условиях живет, из чего складывается совокупный доход, если трудоспособные члены семьи не работают, то почему. Зная это, считает губернатор, проще будет оказывать поддержку, помогать с поиском работы, переквалификацией: "Не надо плодить иждивенцев бюджета, надо предоставить людям возможность самим влиять на свое благосостояние и благополучие своих детей. Особенно важен такой анализ в сельской местности". В этой работе, по мнению Сергея Собянина, должны принять участие все структуры областной власти во главе с департаментом социального развития.  

Как раз для малообеспеченных граждан, имеющих трудовой потенциал, разработана программа адресной социальной поддержки малоимущей семьи "Самообеспечение". Основная цель – стимулирование перехода малообеспеченных трудоспособных граждан из разряда бедных в средний класс. Финансирование программы начнется с 2006 года и должно будет составить минимум 8 млн рублей ежегодно.

Как сообщила Накануне.RU первый заместитель директора  департамента социального развития Тюменской области Вера Иванова, программа предусматривает разработку индивидуального для каждой малообеспеченной семьи плана преодоления бедности. Предполагается развитие частных подворий, переобучение, профобучение, поддержка семейного предпринимательства и еще много чего дельного: "В этом должны будут помочь муниципалитеты и центры соцобслуживания на местах. В случае особой необходимости – также и учреждения здравоохранения (лечение от алкогольной и наркотической зависимости), службы занятости, департамент АПК, а департамент образования и его учреждения решат вопросы дошкольного и школьного образования детей".

При этом еще одна интересная особенность. Тюменцы пошли по пути не просто вовлечения бедствующих земляков в программу преодоления их бедности, но с обязательным требованием чего-то похожего на обоюдную ответственность. То есть, чтобы включиться в такую программу, семье нужно будет заключить срочный договор об адресной социальной помощи со взаимными обязательствами сторон. Срок договора зависит от того, как быстро семья сможет обеспечивать себя всем необходимым без поддержки со стороны государства.

Пока программа запускается в действие, в Тюмени для бедных и малообеспеченных организуется трудоустройство на работы общественного характера: уборка улиц, сбор овощей и т.п. Центр занятости выделяет средства на выплату работнику, помимо зарплаты, дополнительных 1200 руб. Размер материальной поддержки может быть увеличен в зависимости от сложности работы. Согласитесь, очень напоминает идеи, воплощенные некогда во времена так называемой Великой Депрессии Рузвельтом? Заметим в скобках, что у американского президента тогда все получилось...

В Курганской области тоже начали со сбора информации о бедных семьях и тоже намерены  заключать с ними договор. "В решении социальных проблем нужен персонифицированный подход, - заявил на аппаратном совещании губернатор Курганской области Олег Богомолов, - Это задача комплексная, а поэтому требует усилий соответствующих департаментов и управлений, участвующих в реализации целевой Программы сокращения уровня бедности,  которая разработана и действует в Зауралье  до 2010 года ".

Программы Тюменской и Курганской областей примерно одинаковые, единственная разница: Тюменская запускается в этом году, Курганская рассчитана на 5 лет и действует уже с 2003 года. При этом Курганская программа борьбы с бедностью объединила просто многие другие направления социальной помощи, существовавшие и раньше.

По договору, который заключается между сторонами, правительство должно будет выделять деньги на лечение, покупку сельхозтехники, малого рогатого скота, картошки, одежды, продуктов питания, учебников для школьников – всего, что необходимо семье для улучшения ее благосостояния. В каждом отдельном случае это будет что–то свое. Естественно, чтобы не получилось всеобщего разбазаривания средств, для начала изучают социально–экономическое положение малообеспеченных семей.

Логично встает вопрос: ну, дали денег какому–нибудь дяде Ване на покупку зерна, а он взял и спустил их в каком–нибудь местном кабачке и остался беднее, чем прежде. Как обратно–то их вернуть теперь? Или, вернее, как проконтролировать, чтобы деньги пошли в нужное русло? Отвечая на эти вопросы, сотрудники департаментов соцзащиты и Курганской, и Тюменской областей говорят, что изначально будут выделяться средства только тем людям, кто заинтересован в помощи, кто в ней нуждается. Если учебники или, например, одежда будут выдаваться бесплатно, то заработанного с помощью программы урожая, скорее всего, надо будет вернуть. Для таких случаев продумывается система работы с частными кооперативами, по которой предприятие дает материал для посадки, а бедный гражданин выращивает и определенный процент от продажи этого урожая возвращает заемщику. В Зауралье действует также программа закупки молока, в соответствии с которой заводы по переработке молока закупают его в обозначенных населенных пунктах, чем приносят доход малоимущим. Все вперед, как говорится.

Хуже дело обстоит в Свердловской и Челябинской областях, где никаких отдельных программ по преодолению бедности нет, а в Свердловской области и не предполагается. Частично идея борьбы с безденежьем граждан реализуется через уже существующие программы помощи молодежи и инвалидам. На Среднем Урале работает программа, которой занимается Департамент по делам молодежи. Она предполагает обеспечение молодежи на период летних каникул рабочими местами через биржу труда. Но, по словам члена комитета по социальной политике Свердловской областной Думы Константина Карякина , в такой деятельности очень много обмана, и студентам часто просто не выплачивают деньги. Кроме того, областное правительство утвердило план мероприятий по реализации концепции “Сбережение населения Свердловской области” на 2005 - 2008 годы, в соответствии с которой планирует добиться устойчивого роста заработной платы жителей области, повышения доступности жилья, снижения числа бедных. Но все это косвенные способы преодоления бедности, целенаправленных программ нет.

Константин Карякин прямо говорит: "То, что сегодня есть, это не борьба с бедностью, это латание дыр. Если ведется борьба, то должно производиться повышение зарплат. В Свердловской области есть адресная социальная помощь, где раз в квартал выдается по 150 рублей совсем бедным людям".Что касается пенсионеров, то здесь, по словам депутата, дело еще хуже. Для преодоления бедности в этом социальном классе никаких программ также не имеется. 

Если попробовать вынести некое резюме, то приходится отметить, что, по крайней мере, в УрФО о том, как реально сократить количество бедных земляков и увеличить небедствующих, все-таки думают. В том числе и в Курганской области, для которой вопрос более, чем актуален. Свердловский пофигизм в этом плане не типичен. Но говорить о том, что вопрос с количеством несостоятельных экономически граждан близок к решению, безусловно, рано. Если же посмотреть шире, то в России перспективы решения преодоления бедности крайне туманны. Вопрос перераспределения доходов от колоссально богатых соотечественников к столь же колоссально бедным через государственные механизмы будет возникать в повестке дня до тех пор, пока количество российских бедняков будет оставаться давлеюще большим. Выход, видимо, не однозначен. Он именно в комплексном подходе. И по принципу известной поговорки, которая гласит, что накормить голодного надобно не подачей ему рыбки, а удочки, чтоб сам наловил, и по принципу социальной справедливости, то есть, все-таки создания неких механизмов, перераспределяющих доходы (а не 13%-ным подоходным единым чохом), и по принципу прежде всего развития собственной промышленности (а не создания благоприятной системы перепродажи произведенного "за бугром" товара), которая, создав рабочие места, даст возможность заработать...   


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС