Бедные будни молодых ученых
Накануне прошла III Всероссийская конференция молодых ученых по институциональной экономике, где будущие "гезевичи" взахлеб рассказывали о своих экономических прорывах. Говорили о том, как зависит уровень оппортунизма (недобросовестности рабочих) от зарплаты на предприятии, как развивать нефтегазовую промышленность, как сформировать рынок кредитования жилья и т.д. Уверенно и немножко нервно отдавали они свои флэшки с иллюстрациями к докладам. И в надежде на то, что вопросы мэтров экономики не будут слишком каверзными, ожидали реакции на выступления. Атмосфера царила напряженно-молчаливая. Прекращались шорохи, все замирали, как бы стараясь загипнотизировать момент. Но все это длилось не более нескольких секунд, до тех пор, пока поднятая рука профессора, желающего задать вопрос, не разрезала воздух. Следом ежесекундно вздрагивала бровь докладчика и тишина разрушалась из-за прокатившегося по залу шепотка расслабившихся от недавнего напряжения наблюдателей. Вопрос. Ответ. И докладчик с чувством легкого опустошения и удовлетворением человека, преодолевшего новый рубеж, бухался на свой стул.
В какой-то момент выступлений мне показалось, что рассказывают они о своих злободневных проблемах: и о зарплате, и о жилье, и о том, как государство должно совершенствовать экономику. Другое дело, что то же государство не очень-то прислушивается сегодня к советам ученых, а тем более молодых. Обменялись опытом, испытали необычные чувства первооткрывателей и вернулись домой к полупустым кастрюлям и вечным проблемам. Пока ты молодой, пока живешь с родителями, нет детей, можно с горячей уверенностью отстаивать свои идеи в надежде на то, что и предприятия заработают лучше, и Россия выбьется в экономические лидеры. А аспирантская тысячная стипендия только дополнительное материальное подспорье на книжки и бусы. Но совсем другие взгляды у аспирантов, обремененных проблемами обеспечения семьи.
По статистике Института экономики УрО РАН, на протяжении последних нескольких лет аспирантов поступает на 10% больше. Но в то же время доживают до защиты не все, и в науке после окончания аспирантуры остается только 40%. С чем связаны такие цифры? Чем обусловлен рост числа молодых ученых? И какое будущее их ждет?
Кризис с приходом в науку молодых ученых возник во время постперестроечных 1990-х годов, когда внедрение рыночных механизмов хозяйствования привело к резкому расслоению общества по уровню доходов, ученые оказались не в лучшем положении. Научный труд практически перестал стимулироваться. Соответственно, и для молодежи привлекательность науки как сферы профессиональной деятельности тоже резко снизилась. В этот же период существенная часть наших умов перекочевала за пределы страны. В результате чего в научных организациях образовался кадровый дисбаланс. "Проблема молодых ученых всегда существовала, в том числе в размерах потоков, идущих в науку ученых. В 90-е годы это были подвижники, энтузиасты, многие из аспирантских рядов уходили в торговлю сникерсами, - говорит доктор исторических наук, профессор УрГУ Владимир Берсенев, – В эти годы возник разрыв возрастной, поэтому сегодня есть уходящее старшее поколение и нет хороших сотрудников в возрасте 30-40 лет".
С переходом к рыночным отношениям в России резко сократилась и доля затрат на науку в ВВП: за период с 1992 по 2000 их доля в ВВП снизилась вдвое: с 0,99 до 0,47%. В 2001 г положение несколько изменилось, внутренние затраты на исследования и разработки составили 1,16% ВВП, но все равно они мизерны, ниже тех, что есть в США, Японии, Корее, Германии (от 2,5 до 3%). Вследствие недофинансирования науки, с одной стороны, происходит быстрое старение парка оборудования, с другой стороны, в составе научных кадров остается мало молодежи. Так, если в
Сейчас ряды молодых ученых пополняются. Каждый год на бюджетное отделение Института экономики УрО РАН поступает 10 человек, вместо восьми, как это было раньше. Каждый год на 10% увеличивается число желающих получить научную степень.
Доктор экономических наук, заместитель директора ИЭ УрО РАН Евгений Попов в интервью Накануне.RU признался, что связывает увеличение числа молодых ученых с изменившейся в стране в 2000-ые годы социально-экономической обстановкой. "Рост интереса к науке я объясняю тем, что появляется возможность прогнозировать далеко идущие планы, - говорит он, - Если во времена перестройки трудно было что-либо предсказать, то сейчас появилась перспектива роста самого государства. Известный факт, что исследования хорошо проводятся в стране, где спокойная экономическая обстановка".
Не знаю, можно ли назвать экономическое положение в нашей стране спокойным, когда инфляция растет быстрее, чем прибавки к зарплате, но отношение к научному образованию действительно изменилось. Правительством стало разрабатываться больше программ, растет число грантов.
По словам
Другая программа – это "Молодежные гранты". В результате проведения конкурса разыгрывается 15-25 тысяч руб. на каждого отдельного ученого, на которые он выполняет определенные задачи.
Есть также премии, не считая стипендии губернатора. Раз в два года вручается премия им. члена-корреспондента Сергеева в размере 30 тысяч руб. Также победившему выдается диплом, в котором записывается, что данный человек стал лауреатом академической премии.
Есть также уровень Всероссийский, где много своих программ. Сейчас действует программа обмена опыта с Финляндией, куда может поехать молодой ученый на конференцию. Финская сторона оплачивает приезд и проживание в стране. Финны заинтересованы, чтобы молодые ученые из России приезжали и делились своими наработками. Есть Фонд экономических исследований им. Федоренко. Он тоже награждает премиями, стипендиями.
Кроме того, известны цифры по реформе образования: молодой ученый, который поступил в академию наук и начинает заниматься диссертацией, получает порядка 15 тысяч руб. А доктор наук, зав. лабораторией – 40 тысяч руб.
Будут ли получать эти деньги научные сотрудники, покажет время. Пока же, очевидно, государство стало больше вкладывать средств в развитие науки, в поддержание людей, продвигающих ее вперед, но этих мер пока еще недостаточно, поскольку по-прежнему остаются главные проблемы: низкие зарплаты, необеспеченность и отсутствие перспективы в обеспечении жильём.
"Финансовый уровень очень низкий, зарплаты тоже оставляют желать лучшего. Со всеми надбавками у меня выходит 4 200, на такую зарплату не прожить, - говорит сотрудник Института экономики УрО РАН (г. Екатеринбург) Ирина Макарова, - Поэтому я вынуждена и лекции читать, и по договорам работать. Работаем на гранты, но это тоже немного выходит".
"Без дополнительного приработка аспирантам жить очень сложно. Я работаю младшим научным сотрудником и заканчиваю аспирантуру сейчас, - рассказывает младший научный сотрудник Института экономики УрО РАН Надежда Новосельцева, - Существуют гранты, порядка 10 тысяч руб. на человека, но их хватает на несколько поездок по обмену опытом. Я сейчас веду три гранта в соавторстве с другими кандидатами наук: промышленного комплекса и вступления России в ВТО. Трудно, потому что не хватает молодежи, которая проводила бы расчеты. Она идет на коммерческие предприятия, где может быть в начале и небольшие зарплаты, а потом они становятся востребованными специалистами. Я лично хочу стать кандидатом наук, другие делают карьеру. 1 150 руб. – стипендия аспиранта, 800 руб. на полставки – зарплата младшего научного сотрудника.
Заметим, что доходы двух третей молодых ученых можно признать катастрофически низкими, поскольку денег им хватает только на питание и одежду. В Екатеринбурге эти деньги не попадают даже в категорию прожиточного минимума в 2 500 руб. на одного человека. А что уж говорить, если у ученого есть семья? Впрочем, дети для них сегодня - непозволительная роскошь. И, по статистике, только треть людей, занимающих исключительно наукой, имеет детей.
Самое интересное, что материальные проблемы существуют не только у молодых ученых, но и у тех, кто уже защитил диссертацию. Их зарплаты становятся немного побольше: 2312 руб. в месяц плюс 900 руб. за степень, которую необходимо подтверждать ежегодно публикациями и прочими результатами активной научной работы, пишет газета "Утро". Доцент, в зависимости от стажа работы, имеет 2496 или 2688 руб. в месяц. Профессор получает 2896 или 3120 руб. в месяц. Дальше пошли академики, которые тоже не добирают до 4000 тыс. руб. ежемесячного оклада. Конечно, существуют еще прибавки за степень, а также "книжные" около 100 руб. ежемесячно для покупки необходимой научной литературы. Наверное, за пару месяцев и можно накопить на что-нибудь порядочное.
Итак, зарплаты не велики. Да и на грантах очень-то не разживешься. От последних для себя молодой ученый практически ничего не имеет. Эти деньги выдаются на дельнейшее развитие науки. И получается, что жить ученым, видимо, предполагается святым духом.
"Как поддерживают молодых ученых? Очень ограниченный набор инструментов по их поддержанию. Высокой зарплатой, офисной мебелью или корпоративными вечеринками мы их завлечь не можем. Поддерживаются благодаря перспективе защиты. Привлекает возможность поработать творчески. Щадящий режим работы дает возможность зарабатывать где-то еще", - замечает Владимир Берсенев.
Потому сегодняшние аспиранты уверенно говорят, что диссертации пишут не для науки, а для себя, своего роста и опыта, который потом можно будет применить за большие деньги, кто-то отсиживает в аспирантуре призывной период, а потом уходит на большие заработки, а остается заниматься научной деятельностью только 40%, видимо, особо стойких и увлеченных людей. "Я не вижу свое будущее в науке. Наука для меня стартовая площадка для дальнейшего роста", - говорит аспирант ЮУрГУ, г. Челябинск Мария Христоева.
"Я точно пойду работать на предприятие, в машиностроение. Чтобы быть специалистом в своем деле, сейчас готовлю материалы, которые будут связаны с будущей деятельностью. Я понимаю, что наука важна, нужна, но не вижу в себе желания заниматься только ей", - разделяет взгляды Марии и аспирант Института Экономики УрО РАН (г. Пермь) Александр Дулов.
Можно, конечно, рассуждать так: да, многие ребята защищаются и уходят в бизнес, но ведь обучение людей в аспирантуре приводит к повышению образовательного градуса в обществе, практической экономике. Но вместе с тем, невозможно забыть о том, что в мире используется только 1% разработанных в России технологий. А положение ученых и молодых ученых оставляет желать лучшего…