Цены на бензин падать не умеют
Падение мировых цен на нефть отразилось и на российском рынке: заметно снизилась стоимость контрактов на поставку сырья, пошли вниз и оптовые цены на нефтепродукты. Однако на заправках переписывать ценники не собираются: если удешевление и произойдет, считают эксперты, то незначительное. Кстати, недавние исследования ВЦИОМ говорили о том, что если цена топлива превысит 20 рублей за литр (что, собственно, уже произошло), то на общественный транспорт пересядут, как минимум, 18% автовладельцев... Такой бойкот в условиях, когда правительственные чиновники не готовы или не хотят пойти на радикальные меры, был бы, пожалуй, самой действенной мерой.
Падение цен на мировом нефтяном рынке аналитики в основном объясняют постепенной стабилизацией ситуации на Ближнем Востоке. В сентябре на западных биржах баррель нефти марки Brent опустился ниже так называемой психологически важной отметки в $60, а более дешевые сорта, такие как российская Urals, подешевели до $58. В России на внутреннем рынке, по данным исследовательского центра “Кортес”, средневзвешенная цена закупок октябрьской нефти составила 5200 рублей за тонну, что на 40% меньше, чем месяцем ранее. Оптовые цены на нефтепродукты также стали снижаться: в среднем по стране дизельное топливо за месяц подешевело с 16 786 до 15 307 рублей за тонну (или на 8,8%), бензин А-80 — с 17 794 до 17 382 (2,3%), А-92 — с 21 260 до 20 008 (5,9%) и А-95 — с 22 863 до 22 581 рублей за тонну (1,3%). По мнению аналитика “Кортеса” Людмилы Лурье, такая ситуация обусловлена падением стоимости сырья в мире и на внутреннем рынке, непривлекательностью экспорта и сезонным снижением спроса.
Напомним, экспортная пошлина в России на сырую нефть с 1 августа выросла до $216,4 за тонну, на нефтепродукты - до $158,1 за тонну с 20 августа. Очередное постановление об увеличении пошлин премьер-министр Михаил Фрадков подписал 16 сентября, и с 1 октября вывозная таможенная пошлина на нефть увеличивается до $237,6 за тонну, на нефтепродукты - до $172,4 за тонну. Правительство пересматривает ставки раз в два месяца, исходя из средней цены Urals на внешнем рынке за последние два месяца. Однако именно в октябрьских пошлинах учитывается пик стоимости Urals, пришедшийся на начало августа: цены тогда достигали, по данным Platts, до $72 за баррель. С 1 же октября ситуация усугубится: российские нефтяные компании, уже два месяца перечисляющие в бюджет пошлины, рассчитанные при пиковых уровнях, станут платить повышенную ставку, но уже при цене сырья на внешних рынках в районе $60 за баррель.
Установившиеся рекордно высокие пошлины, отмечает аналитик “Кортеса” Людмила Лурье, делают экспорт для российских нефтяных компаний непривлекательным, им предпочтительнее сейчас перерабатывать сырье на внутреннем рынке. "С учетом того, что на внешнем рынке отмечается значительное снижение стоимости сырья, на оптовом внутреннем рынке цены тоже будут снижаться. Это объясняется резким снижением цен на свободном рынке нефти с поставкой на октябрь, снижением эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, а также сезонным снижением спроса", - говорит аналитик. Но удешевление все еще не коснулось розничной торговли: "В рознице цены традиционно снижаются более медленными темпами. Если здесь и будет снижение, то, скорее всего, небольшое", - считает она.
Людмила Лурье аналитик исследовательского центра “Кортес” Если посмотреть в динамике, то хорошо видно, как розничные цены на автомобильный бензин у нас долгое время, фактически до июня, оставались примерно на одном уровне, рост начался в июле-августе. Таким образом, розница как бы отыгрывает повышение цен, которые все это время наблюдалось в опте.
По данным Росстата, опубликовавшего сведения о динамике цен на автомобильный бензин в августе, рост потребительских цен на бензин в этом месяце в среднем по стране составил 5,4%, самым значительным он был в Дагестане - на 19,8%. А цены производителей выросли в среднем на 8,9% - от 5,6% в Ленинградской области до 24,5% в Татарстане. Стоимость бензина различных марок в рознице в среднем по стране превышала цены производителей в 1,9-2,0 раза (в августе 2005 г - в 1,9-2,1 раза), соотношение цен производителей на бензин и нефть составило 2,1 раза, а на нефть Urals внутри страны с ее ценой на мировом рынке - 44,5% (в августе 2005 г - 39,8%). С начала года индекс цен производителей на бензин составил 30,6%, в рознице - 9,3%, для сравнения, рост потребительских цен на товары и услуги за этот же период составил 7,1%.
А 12 сентября правительственные чиновники, обеспокоенные тем, что топливные цены уже превысили годовую норму инфляции, провели за закрытыми дверями встречу с крупнейшими нефтяными компаниями, надеясь повторить прошлогодний эксперимент. Но попытка обуздать цены на нефтепродукты административным рычагом оказалась явно запоздалой - они уже достигли своего пика. "Разговоры о том, что цены на бензин необходимо заморозить, у нас начинаются тогда, когда они уже на высоких уровнях, и когда цены на нефть в мире странным образом падают. Так было в сентябре прошлого года, когда нефть на мировых рынках потеряла практически $18 с максимума, так происходит и в этом году, - отмечает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев, - При этом цены на бензин в нашей стране сохраняются на высоком уровне". Но если в прошлом сентябре чиновникам удалось договориться с нефтяниками о введении моратория до конца года, то на этот раз ничего подобного не произошло. В итоге только за первую неделю после той встречи в правительстве, отмечает эксперт, стоимость бензина в рознице выросла в среднем по стране на 1%.
В самих нефтяных компаниях указывают на то, что стоимость сырья в мире падает, а им в ближайшие два месяца придется платить рекордные по своим размерам экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Последний, как и пошлина, рассчитывался исходя из августовских пиковых уровней стоимости нефти на внешнем рынке. Причем НДПИ, в отличие от пошлины, сказывается на цене всей нефти, как поставляемой на экспорт, так и перерабатываемой внутри страны. "Безусловно, сегодня нефть становится более выгоднее перерабатывать внутри страны, чем поставлять на экспорт. Однако падение мировых цен внутри России мы почувствуем с опозданием в два месяца, когда будут пересмотрены и введены новые ставки налогов", - заявили Накануне.RU в "ЛУКОЙЛе", отметив, что нефтяным компаниям хотелось бы получить и определенные налоговые послабления для переоборудования своих перерабатывающих заводов. "Премьер-министр такого административного решения [о замораживании цен на нефтепродукты] не принял, состоялся обмен мнениями относительно того, каким образом возможно стабилизовать ситуацию, - отметили в "ЛУКОЙЛе", - Глава "ЛУКОЙЛа" г-н Алекперов, в частности, выступил за стабилизацию цен совместными усилиями бизнеса и правительства. Была создана рабочая группа из представителей нефтяных компаний и правительственных структур, которые будут разрабатывать разные варианты [стабилизации цен]". А вот таких жестких решений, как прошлогодний мораторий, заявляют в компании, уже не будет.
представитель "ЛУКОЙЛа" Мораторий - это не рыночный метод. Когда он заканчивается, цены начинают резко скакать вверх. Мораторий словно пружина, вы ее сжали и держите, но потом она мгновенно распрямляется...
Так что, говорить о снижении цен на заправках не приходится. По крайней мере, считают эксперты, если удешевление и произойдет, то незначительное. На 5-10% до конца года и то при условии, что ситуация на внешнем рынке останется по-прежнему стабильной. Скорее всего, нефтяные компании будут стремиться компенсировать потери, которые они несут на внешнем рынке: "Нефтяники попытаются компенсировать сокращение прибыли от экспорта гораздо меньшим снижением цен на бензин внутри России", - считает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев. А эксперт ИК "ФИНАМ" Павел Молчанов убежден, что дальнейший рост топливных цен ограничивает только лишь желание правительства удержать инфляцию: "Рост цен на нефтепродукты очень неприятен для правительства, поскольку автоматически раскручивает инфляционную цепочку во всей экономике, а также грозит увеличением социальной напряженности, - говорит он, - Скорее всего, нефтяные компании временно зафиксируют цены на текущем уровне (хотя в условиях заметного снижения нефтяных цен по законам конкурентного рынка должны были бы снижаться и цены на нефтепродукты), и при этом вновь потребуют от правительства уступок по налогообложению и стимулированию выпуска качественного топлива".
А тем временем американский бензин уже стал дешевле российского. В США, по данным агентства Lundberg Survey, бензин марки Regular, который по своим показателям примерно соответствует отечественным А-92 и А-95, стоит $2,65 за галлон. Или примерно 18,8 рубля за литр (1 галлон равен 3,7854 литра), в то время как в сентябре средние розничные цены на А-98 и А-95 почти во всех российских регионах превысили порог в 20 рублей за литр, а на А-92 вплотную к нему приблизился. Так, к примеру, на заправках Екатеринбурга А-92 стоит сегодня 19,50 рублей за литр, А-95 - 20,50. И это при том, что зарплаты в России и США не сопоставимы. |
А ведь США, в отличие от нашей страны, не имеет собственных достаточных запасов и закупают нефть по мировым ценам, то есть примерно на $200 за тонну дороже, чем российские нефтеперерабатывающие заводы, отмечает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев. Дело в том, что в США доля налогов в цене бензина составляет менее 20%, а в России - более 50% (НДПИ, НДС, акцизы, а также налог на прибыль), приводит эксперт данные Института финансовых исследований. "Еще 30-35% от стоимости бензина, по разным оценкам, это прибыль нефтяных компаний, то есть собственно переработка нефти стоит очень недорого", - заключил Игорь Васильев. А вот заведующий Лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Александр Некрасов недоумевает: почему в России на автомобильное топливо такая высокая цена, если его качество из рук вон плохо?
профессор Александр Некрасов По всей стране стоят примерно одинаковые цены на бензин, это как объяснить?Это с Оренбургского НПЗ в Екатеринбург на таком коротком транспортном плече приходят такие сумасшедшие цены? Или в вашем регионе у каждого по два автомобиля, поэтому сумасшедший спрос на бензин или вовсе его дефицит? Нет. Значит, цены вздуты. А почему? Потому что российский бензин плохого качества, его никто за рубежом не покупает, а доходы нефтяным компаниям получать хочется.
"Нефтяные компании вздувают цены на бензин с тем, чтобы тот бензин, который не пошел на экспорт, окупился бы внутри страны. Это жульническая политика, - возмущен заведующий Лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Александр Некрасов, - Вместо того, чтобы модернизировать и оснащать современным оборудованием свои нефтеперерабатывающие заводы, они вздувают цену, а потом никто ничего не делает. Почему в России такая высокая цена на автомобильное топливо, если его качество из рук вон плохо? Надо, чтобы нефтяные компании четко ответили на этот вопрос. Но ответа нет".
В Екатеринбурге, Тюмени, Красноярске и других российских городах в конце сентября прошли массовые акции протеста возмущенных атомобилистов. В Москве, например, у Белого Дома собрались люди с транспарантами: "Нефть – народное достояние", "На своих не наживаются" и "Если Россия – энергетическая сверхдержава. Цена на газ регулируется государством, цена на электроэнергию регулируется государством, почему не может регулироваться государством цена на бензин?". Последняя мысль, согласитесь, особенно логична. По крайней мере, логика цен в нефтяной отрасли давно должна бы вынудить правительственных чиновников пойти на такие меры. Фактически нефтянка - это монополия, а монополиями можно управлять только директивами. И многое зависит от политической воли тех людей, которые стоят у управления государством.
Пока же рост топливных цен отражается, в первую очередь, на рядовых обывателях. Автомобилями сегодня владеют уже 40% российских семей, а расходы на бензин составляют весьма существенную долю в их семейных бюджетах. В Екатеринбурге, к примеру, это практически треть среднемесячной зарплаты, рассчитанной Росстатом по Свердловской области в 9800 рублей. Недавние исследования ВЦИОМ говорили о том, что если цена топлива превысит 20 рублей за литр (что, собственно, уже произошло), то на общественный транспорт пересядут, как минимум, 18% автовладельцев... Такой бойкот в условиях, когда правительственные чиновники не готовы или не хотят пойти на радикальные меры, был бы, пожалуй, самой действенной мерой. До тех пор цены на бензин будут лишь временно приостанавливать свой бег.