Бизнесу покажут, как не экономить на налогах
В России может появиться новый "черный список" - перечень схем налоговой оптимизации, которые фискальные органы признают незаконными. Идея создания и опубликования неких "запрещенных" схем налоговой оптимизации уже не раз озвучивалась представителями как власти, так и бизнеса. На сей раз с таким пожеланием выступил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин: "Предприниматели должны знать, какие схемы не поощряются, - заявил он, – Только так можно обеспечить какую-то предсказуемость налоговой системы". В самих компаниях, правда, предложение главы РСПП комментируют осторожно и неохотно, а независимые эксперты предупреждают, что однозначно поделить налоговые схемы на "белые" и "серые" будет непросто. К тому же, может быть создан опасный прецедент для новых судебных разбирательств и предъявления бизнесу налоговых претензий задним числом.
Действующий Налоговый кодекс предусматривает лишь две формы особого налогового режима – это упрощенная система налогообложения, либо переход на уплату единого налога на вмененный доход. |
Первая доступна бизнесу, годовой доход которого не превышает 20 млн рублей, средняя численность работников не более 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна составлять не более 100 млн рублей. Такие компании не должны применять иные специальные налоговые режимы, за исключением системы вмененного
![]() ![]() |
Фото: Накануне.ru |
По сути, обе эти схемы призваны помочь малому предпринимательству облегчить налоговое бремя законными способами. Они удобны, и малому бизнесу их вполне достаточно. "Если перечень "запрещенных" и "разрешенных" схем налоговой оптимизации будет создан, малого бизнеса это не коснется, потому что каких-то изощренных схем в малом бизнесе вряд ли можно придумать", - отметил в беседе с Накануне.RU председатель Комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян. У малого бизнеса, убежден он, на это не хватит ни времени, ни финансов, ни интеллектуального ресурса. |
Таким образом, речь идет о крупном бизнесе. "Одна из возможных "серых" схем – это попытка крупного бизнеса "прикинуться" малым и применять придуманные для малого бизнеса системы налогообложения. Либо, например, если крупный торговый холдинг раздробился на множество ИП и платит единый налог на вмененный доход, экономит тем самым на многих других вещах, - продолжилЕвгений Копелян, - Это можно расценить, как уклонение от уплаты налогов, но как это доказать? В состоянии ли налоговые органы доказать, что применение этого налогового режима неправомерно, что имеет место занижение организацией своего реального оборота и так далее?".
Тем временем в крупных компаниях предложение главы Российского союза промышленников и предпринимателей комментируют осторожно и неохотно, заявляя, что не совсем понимают, о чем идет речь. Так, в нефтяной компании "Роснефть"
![]() ![]() |
Фото: Андрей Замахин www.itogi.ru |
![]() ![]() |
Впрочем, о том, что проблема выбора оптимальных и законных схем налоговой оптимизации для бизнеса актуальна, говорят рыночные аналитики."Cуществует довольно много пробелов в законодательстве и юридические отделы крупных компаний исходят из такого принципа: "что не запрещено законом - то разрешено", таким образом пытаются по максимуму сократить налогооблагаемую базу, - отметил в беседе с Накануне.RU аналитик "Банка Москвы" Дмитрий Скворцов, - Если будет разработан и принят перечень "запрещенных" и "разрешенных" схем налоговой оптимизации, думаю, многие компании пересмотрят свои способы ухода от уплаты части налогов, перейдя на другие схемы, которые будут прописаны в перечне "разрешенных". |
По экспертным оценкам, часть крупных компаний в России, если не каждая вторая, для того, чтобы минимизировать уплату налогов используют самые различные схемы. Так, один из наиболее распространенных способов – это регистрация компании в оффшорных зонах, в странах за рубежом или в тех
![]() ![]() |
Заметим, ни использование трансфертного ценообразования, ни регистрация компаний за рубежом, в так называемых оффшорных зонах, российское законодательство не запрещает, а потому бизнес прибегает к таким схемам, следуя принципу: "что не запрещено законом – то разрешено". |
В то же время примером того, как компания может поплатиться и за консолидацию прибыли в оффшорных зонах, и за использование трансфертного ценообразования, можно считать "дело "ЮКОСа". Эксперты сразу заговорили о том, что теперь к "черному списку" смело можно отнести все то, что инкриминировалось
![]() ![]() |
Фото: www.midinfo.ru |
Есть и другой пример. В прошлом году "Дальсвязи" налоговики предъявили претензии за 2001-2002 годы на 718 млн рублей. Как оказалось, основная сумма недоимок была определена на основании некой новой методики расчета доходов, разработанной налоговыми органами специально для "Дальсвязи". "Была использована новая модель подсчетов, которая раньше никем и никогда не применялась, причем специально для "Дальсвязи", - напомнил эксперт ИК "ФИНАМ"
Получается, что грань между законностью и незаконностью, которая лежит между Налоговым и Уголовным кодексами, можно толковать так широко, как только возможно. В России сложилась ситуация, когда закон и используемые бизнесом схемы налоговой оптимизации – специально законом не предусмотренные, но и не запрещенные - могут трактоваться фискальными органами по своему усмотрению. А именно -применительно к отдельно взятым компаниям, как это показало "дело "ЮКОСа" или претензии к "Дальсвязи". |
В таких условиях список "разрешенных" и "запрещенных" схем налоговой оптимизации, безусловно, мог бы быть полезен бизнесу."Предприниматели должны знать, за что их могут наказать. С этой точки зрения, теоретически, такой перечень должен быть создан и обнародован, - говорит председатель Комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян, - В этом смысле идею я поддерживаю, причем инициатива введения "запрещенных" и "разрешенных" схем налоговой оптимизации обсуждается уже последние два года, в том числе и в Правительстве РФ".
Не понятно только, каково будет юридическое значение этого "перечня"? "Кто им будет руководствоваться и как? Ведь действующее законодательство не предусматривает наличие каких-то перечней. В законодательстве и без того присутствуют строгие запреты и правила", - обращает внимание руководитель Группы компаний "Налоги и финансовое право", кандидат юридических наук Аркадий Брызгалин. Эксперт убежден, что четко разделить схемы налоговой оптимизации на "белые" и "серые" невозможно, так как очень многое зависит от конкретных обстоятельств каждого конкретного случая. "В разных ситуациях одно и то же действие налогоплательщика может иметь разные последствия. Как говорил Бисмарк – налоговый сюртук всегда тесен, поэтому пока будут существовать налоги, будут и попытки на них сэкономить, - заключил Аркадий Брызгалин, - Соревнование между налогоплательщиками и государством, как соревнование "брони и пушек" - это явление объективное. Да и четких критериев для разделения не существует. Мне кажется, что государство должно бороться не с "серыми" схемами, а с "черными", то есть с криминальным уклонением от уплаты налогов, которое является своеобразным видом налогового мошенничества". А судя по тому, что инициатива создания перечня разрешенных (из незапрещенных) схем налоговой оптимизации исходит от Российского союза промышленников и предпринимателей, а не от Федеральной налоговой службы или Счетной палаты, список этот в России появится вряд ли. Во-первых, сомнительно само юридическое оформление, во-вторых, существование такого перечня государству явно невыгодно. Гораздо интереснее держать бизнес "на крючке" в виде такой неприятной неожиданности, как предъявление налоговых претензий задним числом.