Борис Боярсков: Как таковой госполитики в сфере культуры пока нет, но вырабатывать ее надо
Конец минувшей недели в Екатеринбурге был отмечен прямо-таки взрывом выездной активности федеральных чиновников. Уральский округ посетили с визитами сразу три госчиновника - Министры Гордеев и Фурсенко и руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков. Стоит заметить, что визит последнего оказался самым долговременным - три дня. При этом, так уж случилось, что Борис Антонович пожаловал в Екатеринбург прямо сразу после порадовавшего журналистов своей яркостью заседания правительства РФ, посвященного проблемам как раз культурного развития страны. Заседания, на котором силовой блок для многих неожиданно и резко обрушился на главных по культуре с критикой. Слова Сергея Иванова о необходимости прекратить "дебилизацию" нации посредством культурных институтов /ТВ, газет и книг в частности/ так пришлись по душе пишущей и снимающей братии, что в момент стали главной новостью дня. А вот экзерсис господина Грефа о том, что свобода выбора в смысле, что смотреть и читать, мол, главное, как-то не нашла широкого отклика. Тем более любопытным нам показалось ознакомить читателей с точкой зрения главы одной из служб, входящих в структуру Минкульта. Печатную версию телеинтервью г-на Боярскова, которое он дал накануне телекомпании "Ермак", мы публикуем ниже.
Вопрос: Расскажите в начале о вашей службе и о функциях ведомства?
Борис Боярсков: Служба была организована по указу Президента в мае этого года, и в июне постановлением Правительства были определены ее основные полномочия. К числу этих полномочий относится охрана культурного наследия, которая включает в себя лицензирование реставраторской деятельности, необходимые согласования охранных зон и проектов реставрации, организацию работы в регионах. Мы осуществляем полномочия по ввозу-вывозу культурных ценностей из России и на территорию нашей страны. Сопровождаем это выдачей соответствующих разрешений. Также занимаемся розыском пропавших культурных ценностей, инспекцией музейного, библиотечного и архивного фондов в той части, в которой их достояние относится к объектам культурного наследия. Мы осуществляем полномочия по закону о перемещенных культурных ценностях, попавших на территорию нашей страны в годы Великой отечественной войны, и в связи с этим готовим необходимые документы для Министерства иностранных дел, для принятия решений по поводу их судьбы. Способствуем возврату культурных ценностей в нашу страну. Пример можно привести с возвращением в Россию креста с купола Святой Софии Новгородского Собора. И, наконец, еще одна наша деятельность- надзор законодательства в сфере СМИ, а также надзор за телерадиовещанием. Мы осуществляем регистрацию СМИ, и используем для этого наши территориальные органы.
Вопрос: С чем связан ваш визит в столицу УрФО?
Борис Боярсков: Визит в УрФО, в Екатеринбург, был обусловлен тем, что мы, формируя свои территориальные органы, создаем их и на территории УрФО. В Екатеринбурге у нас будет окружное федеральное управление и региональный центр в Тюмени. И сейчас мы очень заинтересованы в установлении рабочих взаимоотношений с полпредством и с руководителями субъектов федерации в распределении своих полномочий, в организации взаимосвязи.
Вопрос: Вы рассматриваете нарушения, которые теми или иными СМИ допускаются. Каковы сегодня наиболее распространенные нарушения в области СМИ?
Борис Боярсков: Мы не начинаем ничего нового. На самом деле работа за соблюдением законодательства осуществляется с тех пор, как вышел в свет закон о СМИ. Только в рамках этого закона мы осуществляем свои надзорные полномочия, более конкретно с использованием 4 и 11 статей этого закона, которые предусматривают требования к выходным данным в электронных и печатных СМИ. А также требования к содержанию передач, которые не должны содержать призывы к разжиганию межнациональной розни, террористических, экстремистских призывов, пропаганды распространения наркотиков. Это совсем не ново. Это было всегда.
Вопрос: Лишение лицензии по-прежнему считается самым жестким наказанием для СМИ?
Борис Боярсков: Полномочий по лишению лицензии служба не имеет. Этот вопрос может инициироваться службой в случае неоднократного нарушения законодательства, а решение по этому поводу должен вынести суд. Служба имеет право только обратиться в суд с иском о необходимости лишения лицензии. А, так, конечно, лишение лицензии -самая жесткая мера.
Вопрос: И часто она применяется?
Борис Боярсков: Пока ни разу.У нас есть примеры вынесения предупреждения. Мы за последние месяцы вынесли около трех десятков предупреждений электронным и печатным СМИ. И основные мотивы для принятия этих решений были связаны именно с призывами разжигания межнациональной розни, с призывами к совершению экстремистских действий. Есть печатные СМИ, которые подобного рода материалы публикуют, а также с некорректным изложением своих выходных данных. Мы знаем с вами проблему с газетными двойниками, когда под одним брэндом работают конкуренты. По этому поводу мы выносили предупреждения. Достаточно хорошо на эти предупреждения реагируют редакции и СМИ, и средства телевещания. Во- первых, они пытаются в ряде случаев опровергнуть эти нарушения, это значит, что редакция обеспокоена этим фактом, отстаивает свои права, и это очень хорошо. Тональность и большая корректность в изложении материалов, безусловно, принимается редакциями и мы им за это благодарны. Мне кажется, что это повышает взаимопонимание между СМИ и властью.
Вопрос: Будет ли приватизация исторических памятников в хорошем смысле этого слова проводиться?
Борис Боярсков: Эта проблема получила широкое общественное освещение после выступления мэра Москвы и губернатора Санкт- Петербурга по этому поводу, а также после заседания правительства, посвященного охране культурного наследия 21 октября этого года. Интерес общества к этой проблеме, конечно, понятен. До сих пор за словом - приватизация следует такой душок неких попыток увода государственных активов в частные руки. Скорых решений по приватизации памятников, конечно, не будет. На сегодняшний день отсутствуют необходимые нормативные документы, которые регламентировали бы эту процедуру.
Вопрос: То есть это процесс заморожен или просто прорабатывается?
Борис Боярсков: Прорабатывается и вот почему. Памятники, в первую очередь, те, что находятся в наиболее плачевном состоянии, передача в руки частных инвесторов способна сохранить. Анализ наших расходов на содержание памятников показывает, что их финансирование из федерального бюджета происходит процентов на 15 от требуемой суммы. Чрезвычайно малая мера, которая приводит к тому, что ежегодно у нас в стране 2-3 памятника исчезают бесследно. И, если государство дальше будет пытаться нести это бремя, то мы со временем потеряем все больше и больше памятников. Конечно, передача в частные руки - это одно из средств их сохранения, одно из многих, при этом основную обязанность по-прежнему должно нести государство. И оно должно сопровождать передачу памятников в частные руки с самого начала. Первое условие - это сохранение охранных обязательств памятника, но они не должны быть абсолютно обуславливающими неизменность внешнего вида культурного наследия. Жизнь идет, надо применять состояние этих памятников к требованиям современной жизни. Мы должны выделить конкретные элементы, подлежащие обязательной охране. И, описав их, обеспечить их сохранность при передаче в частные руки. Второе условие - обеспечить доступ граждан к тем памятникам, что в частных руках.
Вопрос: Кто будете контролировать коммерсантов, чтобы они выполняли взятые на себя обязательства?
Борис Боярсков: Передача, с моей точки зрения, должна сопровождаться ужесточением мер контроля за выполнением этих обязательств. Сейчас стоит задача создания органов госинспекций. Это как раз одна из целей моего визита к УрФО. Проблема в том, что для нашей службы сложно все контролировать. На самом деле наши памятники живут не за счет нашего контроля, а счет энергии и неравнодушного отношения к их состоянию со стороны людей, живущих на территории нашей страны. При создании регионального органа мы ему, конечно, будем помогать, как полномочному. И мы уже нашли общие подходы к решению проблемы с Петром Михайловичем Латышевым.
Вопрос: Накануне на заседании Правительства РФ бурно обсуждали основные направления государственной политики по развитию сфер культуры и массовых коммуникаций. Сергей Шойгу и Сергей Иванов достаточно красочно высказали свое мнение по поводу доклада Соколова. Я, если позволите, процитирую Иванова: "Что сделано для того, чтобы прекратить дебилизацию населения посредством телевидения?" С таким образным определением Вы согласны?
Борис Боярсков: Правительство второй раз в течение года выносит вопрос о культуре в нашей стране. Такого за последние 15 лет не было. Решение не принято, дан срок о его исполнении в июне следующего года. Через 6 месяцев мы снова вернемся к вопросу о госполитике в сфере культуры. Заседание показало, что как таковой госполитики в этой сфере нет, но констатировало необходимость ее выработки. Насчет "дебилизации людей". Звучал и более опасный тезис: ввести цензуру. Конечно, никакого возврата к цензуре не будет. Мы сделаем все возможное для того, чтоб этого не было. Демократизация СМИ далась мучительно и терять ее не стоит. Полномочий закона о СМИ сейчас достаточно для того, чтобы привести все в порядок. По поводу комплектования библиотек. Сергей Иванов тоже это раскритиковал. Хочу сказать, что комплектование библиотек - это тоже обязанность тех, кто думает о работе своих учреждений. Надо просто понимать, что каждый на своем месте должен исходить не из того, чтобы наполнить полки любыми имеющимися книгами, а делать это сознательно и тематически. И так везде.